06.12.2018, 17:02
Количество просмотров

Ритейл-2019: сменится ли год законодателя годом ритейлера?

Близится к концу богатый на события и очень непростой для розничной индустрии 2018 год, и поскольку текущий номер «Retail & Loyalty» – последний в этом году, попытаемся с опережением подвести его итоги и разобраться в контурах будущего, которые в общих очертаниях уже наметились.
Ритейл-2019: сменится ли год законодателя годом ритейлера?
 - рис.1

Близится к концу богатый на события и очень непростой для розничной индустрии 2018 год, и поскольку текущий номер «Retail & Loyalty» – последний в этом году, попытаемся с опережением подвести его итоги и разобраться в контурах будущего, которые в общих очертаниях уже наметились.

Во-первых, был фактически принят закон о запрете возврата нереализованной продовольственной продукции (на момент подписания номера в печать он был одобрен Советом Федерации). Подводя итоги многочисленных дискуссий, можно сделать вывод, что регуляторы лишь частично прислушались к мнению отрасли: если в изначальной версии законопроекта, которая была принята в первом чтении, предполагался полный запрет возврата продуктов ритейлерами поставщикам, в окончательном варианте речь идет о продовольственных товарах, на которые срок годности установлен до 30 дней включительно. Как говорят участники отрасли, избыточное регуляторное вмешательство во взаимоотношения его участников (постараемся дать исключительно мягкую формулировку) далеко не всегда приносит позитивный эффект, и возможно, это как раз тот самый случай, когда благие намерения могут привести и, скорее всего, приведут к негативным последствиям. Ведь пострадают в первую очередь не сети и не глобальные производители (например, опрос представителей молочной отрасли показал, что у них объем возврата не превышает 1%1), а «малыши», которые неоднократно заявляли о том, что принятие закона снизит товарооборот и ассортимент производителей в пользу крупных игроков.

 - рис.2

Во-вторых, с 1 января 2019 года вступает в силу закон о повышении НДС с 18 до 20%. Предполагается, что таким образом правительству удастся пополнить бюджет на сумму около 600 млрд руб. в год. Средства, полученные от повышения налога на добавленную стоимость, пойдут на развитие социальной инфраструктуры: образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры. Регуляторы клятвенно заверяют население, что роста цен на ключевые социально значимые товары не произойдет. Большинство ритейлеров также обещают сделать все возможное, чтобы удержать цены на приемлемом уровне. Однако многие эксперты полагают, что даже если повышение и не затронет цены на жизненно важные продукты, это может быть «компенсировано» взлетом цен на прочие товары.

Примечательно, что, по данным экспертов, за два месяца до вступления закона в силу большинство предпринимателей не были в курсе, что из-за повышения ставки НДС им придется перепрошивать свои онлайн-кассы. Причем за деньги. И хотя цена перепрошивки выглядит вполне лояльно, возможно, производителям кассового оборудования стоит пересмотреть свой подход, в противном случае каждое изменение законодательства будет обходиться предпринимателям в копеечку.

К слову, в свое время точно так же большинство предпринимателей до последнего момента не знали о необходимости перехода на онлайн-кассы, а буквально накануне запуска системы «Меркурий» уровень готовности к нему оценивался максимум в 50%. В первом случае невольно задаешься вопросом об уровне оповещения заинтересованными сторонами участников процесса: на наш взгляд, в эпоху интернета такие информационные лаги выглядят по меньшей мере странно. Во втором – вина лежит, скорее всего, на нерадивых компаниях. Здесь показательным является пример «Дикси» – заблаговременно приступив к испытательным работам, сеть благополучно решила большую часть технических и организационных проблем и теперь уже готова обсуждать полученную от запуска системы business value. Подробнее о деталях проекта вы можете прочитать в интервью Георгия Ремонтова, руководителя проекта EDOC/Меркурий «Дикси», на стр. 15. Обратим внимание на один из ключевых посылов данного интервью – на этот раз диалог власти и бизнеса оказался результативным и велся на равных партнерских условиях. Очень хотелось бы, чтобы данный подход использовался при обсуждении и внедрении всех законопроектов, непосредственно влияющих на состояние участников отрасли.

 - рис.3

Безусловно, любые нововведения в первую очередь затрагивают региональный бизнес. У крупных федеральных сетей всегда будут бюджеты не только на исполнение требований регуляторов, но и на собственные проекты и инновации. Лидирует в этом вопросе, как всегда, X5 Retail Group: только за третий квартал компания успела открыть магазин-лабораторию для быстрого технического тестирования и R&D новых технологий, заключить соглашение с Совкомбанком о создании СП, специализирующегося на выдаче заказов из интернет-магазинов через сеть почтоматов, а также открыть второй магазин из серии dark store – на этот раз в Санкт-Петербурге2. «Магнит» объявил о создании института категорийного менеджмента и презентовал новую модель работы с поставщиками. «Ашан» стал делать акцент на трансформации форматов своих гипермаркетов. Рынок насыщается, конкуренция усиливается... Что же делать в такой ситуации менее масштабным игрокам? В текущем номере мы публикуем блок материалов, посвященных анализу оптимальных стратегий региональных игроков и разбору лучших «практик выживания».

Эти и другие актуальные вопросы будут обсуждаться 10–11 апреля будущего года на 6-м Международном ПЛАС-Форуме «Online & Offline Retail 2018». Спешите пройти регистрацию на сайте мероприятия – PLUS-Forum.com, количество мест ограничено!

Журнал «Retail & Loyalty» продолжает следить за развитием событий и своевременно оповещать вас обо всех важных событиях индустрии.

Помните – мы всегда с Вами!


1 См. «Андрей Даниленко: пора прекратить дискредитацию отечественных производителей». Retail & Loyalty, 2018, № 7.

2 См. «Перекресток-онлайн: По ту сторону dark store, или “Темный магазин” изнутри», Retail & Loyalty, 2018, № 7.

Рубрика:
{}
Теги: