Александр Дворский, Совкомбанк:
Спрос на карты рассрочки высок, как и год назад
Почему клиенты отказываются от кредитных карт в пользу карт рассрочки, как пандемия отразилась на потребительском кредитовании и что получат ритейлеры от объединения крупнейших карт рассрочки, рассказал Александр Дворский, директор национальной системы рассрочек «Халва» Совкомбанка.
R&L: Как пандемия повлияла на рынок потребительского кредитования и в частности на клиентов карты «Халва»?
А. Дворский: В первую очередь пандемия повлияла на объем кредитования: по данным НБКИ, во втором квартале было выдано вдвое меньше новых банковских карт с кредитным лимитом, чем за аналогичный период прошлого года. Количество выданных потребительских кредитов снизилось почти в полтора раза. Многие банки изменили условия кредитования, ужесточив требования к заемщикам. Совкомбанк этого не делал, но из-за общего по рынку снижения спроса на кредиты и количества платежеспособных заемщиков объем одобренных заявок также сократился. Кроме того, были буквально парализованы розничные сети, из-за вынужденного закрытия магазинов практически остановились выдачи потребительских кредитов.

С другой стороны, сами клиенты стали гораздо консервативнее подходить к принятию решения о кредите, потеряв регулярный заработок либо опасаясь остаться без работы. Поведение клиентов с «Халвой» напрямую связано с ситуацией в сфере услуг и розничной торговли. В апреле объем продаж ритейлеров сократился на 33% по сравнению с мартом, а если сравнивать с апрелем прошлого года – на 23%. Конечно, частично продажи перетекли в онлайн: у клиентов «Халвы» доля покупок через интернет выросла с 8% до 22%. Важно, что после открытия розничных магазинов она не опускается ниже 16% – это вдвое выше, чем в первом квартале, до введения режима самоизоляции. С одной стороны, этот эффект говорит о том, что наши партнеры смогли перестроить свои бизнес-модели, усилив интернет-продажи, а с другой – о смене покупательского поведения клиентов, оценивших удобство онлайн-покупок.
R&L: Можно ли сравнить ситуацию с кризисом 2014 года? Как отразились на рынке меры регулятора по его охлаждению?
А. Дворский: Если кризис 2014 года был структурным, циклическим – и поэтому прогнозируемым, то в текущей ситуации мы видим гибридный кризис, к которому банки были готовы лишь отчасти. Меры, необходимые для охлаждения потребительского кредитования, были приняты еще в 2019 году. И введение регулирования предельной долговой нагрузки мы считаем адекватным и действенным инструментом, который позволил управлять долговой нагрузкой клиентов более эффективно и с должным контролем. Эта мера стала своевременной и должна была предотвратить перегрев рынка в 2020 году.

За прошедшие годы Банк России очистил систему, повысил требования к качеству капитала банков, кредитные организации оказались лучше готовы к кризису по качеству портфелей. Если сравнивать кризис 2014 года с нынешним, то в этот раз банковская система гораздо лучше выполнила свою домашнюю работу и стала частью не проблемы, а решения. Банки не потребовали средств государства на свое спасение, а работали провод­никами государственных мер по поддержке граждан и бизнеса. Особенно яркая трансформация произошла именно с частными банками, вышедшими на качественно другой уровень надежности.
R&L: Изменилась ли модель потребления ваших клиентов по сравнению с докарантинным периодом? Восстановился ли объем покупок и переводов?
А. Дворский: Нам удалось сохранить привычное потребительское поведение наших клиентов – покупки в рассрочку остаются основным способом покупок. В мае-июне мы провели акцию для поддержки сегмента DIY и мебельных магазинов, добившись двукратного роста оборота в сравнении с периодом до акции. Относительно партнеров, не принимавших в ней участие, обороты выросли в полтора раза. В июне мы вернулись на докарантинный уровень транзакций, а в июле показали абсолютный рекорд за все время – оборот по картам приблизился к 25 млрд руб.
В июне мы вернулись на докарантинный уровень транзакций, а в июле показали абсолютный рекорд за все время – оборот по картам приблизился к 25 млрд руб.
R&L: Какие товарные категории стали популярнее у клиентов? Насколько выросла доля онлайн-покупок?
А. Дворский: С мая по июль у нас традиционно растет спрос на покупки в DIY, строительных и мебельных магазинах. В июле мы также увидели рост по ювелирным украшениям, одежде и обуви. По всем этим категориям в июле мы вышли на уровень марта либо превысили его. Как я ранее отметил, доля онлайн-покупок увеличилась с 8% до 16%.
R&L: В этом году много говорилось о тренде на замещение кредитов наличными и POS-кредитов картами рассрочки. Как бы вы описали текущую ситуацию?
А. Дворский: Спрос на карты рассрочки высок, как и год назад. Важно, что клиенты, ставшие пользователями карты рассрочки, не испытывают потребности в оформлении POS-кредитов и кредитных карт. И причина здесь в самой сути таких карт – необходимая сумма уже одобренной честной рассрочки теперь всегда под рукой, без навязанных дополнительных продуктов, страховок и возможного отказа. Да, это рассрочка только у партнеров, но наша партнерская сеть насчитывает уже более 200 тыс. магазинов, где всегда можно найти необходимый товар. Это сделало использование карты еще удобнее: теперь клиенты пользуются ею, не задумываясь, пройдет ли транзакция в том или ином магазине.
R&L: «Халве» больше трех лет. Как за это время изменился продукт? Оправдал ли он ваши ожидания? Достигнуты ли изначальные целевые показатели?
А. Дворский: Безусловно, сегодня карта по своему функционалу и назначению сильно отличается от той, которую мы запускали в 2017 году, и еще больше она отличается от своего белорусского прототипа, впервые выпущенного МТБанком. Во-первых, сегодня нашим клиентам одновременно доступны и кешбэк до 6%, и процент на остаток собственных средств до 5%. Во-вторых, сейчас есть возможность самостоятельно увеличивать срок рассрочки, используя прозрачные и понятные тарифные планы. В-третьих, активное и постоянное использование карты позволяет держателям «Халвы» увеличивать на 1% доходность по вкладам, а также возвращать все выплаченные проценты по кредитам в рамках акции «Все под 0!». Платежный функционал карты также стал гораздо богаче и разнообразнее: сегодня клиенты могут оплачивать услуги ЖКХ без комиссии, проводить и получать переводы от клиентов Сбербанка по номеру мобильного телефона.
R&L: Какова стратегия по развитию «Халвы» на ближайшие годы? Какие ожидаются новые условия и возможности использования карты?
А. Дворский: Мы постоянно развиваем продукт – этот процесс стал непрерывным. Конечно, мы стремимся стимулировать регулярное использование карты, поощряя клиентов за активность. Так, относительно недавно у нас появилась собственная программа лояльности «5х10», в рамках которой клиенты получают дополнительные месяцы рассрочки и бонусы. Все, что нужно для участия, – это использовать карту «Халва» для ежедневных покупок. При достижении максимального, 30-го уровня в этой программе клиенты на выбор смогут оформить 30%-ный кешбэк на одну выбранную покупку у партнера либо 30 месяцев дополнительной бесплатной рассрочки на одну покупку. В планах много интересного, но раскрывать все карты я пока не буду.
Активное и постоянное использование карты позволяет держателям
«Халвы» увеличивать на 1% доходность по вкладам, а также возвращать все выплаченные проценты по кредитам в рамках акции «Все под 0!»
R&L: Недавно Совкомбанк приобрел основного конкурента – к «Халве» присоединена карта рассрочки «Совесть». Почему Совкомбанк решил провести эту сделку сейчас? Каковы были мотивы покупки?
А. Дворский: Прежде всего это выгодная для клиентов сделка. Мы считаем, что консолидация проектов «Совесть» и «Халва» расширит возможности клиентов покупать товары и услуги без комиссий и переплат в большем количестве магазинов, а также добавит выгоды магазинам-партнерам, которые получат увеличение покупательского трафика и среднего чека. Объединение двух программ лояльности в условиях острого кризиса, вызванного пандемией COVID-19, позволит клиентам эффективнее экономить на ежедневных покупках. Ритейлеры смогут сократить свои расходы по администрированию программ лояльности и увеличить торговые обороты за счет участников обоих проектов.
R&L: Что изменилось для клиентов «Совести» после завершения сделки и перехода портфеля?
А. Дворский: Наши новые клиенты получили безусловные преимущества. Во-первых, им стали доступы новые магазины, а также сотни ежедневных предложений и скидок от магазинов-партнеров «Халвы», которых у нас на 150 тысяч точек больше, чем у «Совести». Во-вторых, клиенты получили апгрейд своих карт, теперь им доступен полный набор функций и преимуществ «Халвы»: лучшие на рынке условия по проценту на остаток, а также возможность получения кешбэка, конечно же. В-третьих, мы удлинили все текущие графики погашений, подарив им дополнительные месяцы рассрочки, тем самым сократив размер ежемесячных платежей.

Уверен, что клиенты, пришедшие из проекта «Совесть», по достоинству оценили эти улучшения. Мы видим по статистике, что транзакционная активность в июле у них не хуже, чем у остальных клиентов «Халвы».
R&L: Как сделка отразится на магазинах-партнерах «Халвы» и «Совести»? Много ли новых партнеров присоединятся к «Халве» вместе с портфелем клиентов?
А. Дворский: Карты рассрочки сегодня – лучший на рынке механизм повышения среднего чека и частоты покупок клиента, поэтому выгоды для магазинов очевидны. Могу сказать, что на момент закрытия сделки с QIWI партнерами «Халвы» уже были или стали более 95% партнеров «Совести», и мы сейчас находимся в процессе подписания многих оставшихся ритейлеров. Объединение проектов усилит эффект от сотрудничества для каждого из партнеров, особенно в центральной части России, где был сконцентрирован основной портфель держателей карт «Совесть». Для тех партнеров «Халвы», которые ранее не работали с «Совестью», эта сделка приведет еще больше клиентов из числа держателей карт «Совесть». Для партнеров «Совести», которые ранее не работали с «Халвой», сделка привлечет еще больше клиентов из шести миллионов держателей «Халвы». В итоге это сделка win-win-win: выигрывают партнеры обоих проектов, выигрывает банк и в конечном счете выигрывают клиенты.
R&L: Как объединение портфелей «Халвы» и «Совести» повлияет в целом на рынок банковских карт?
А. Дворский: Карты беспроцентной рассрочки изначально создавались в противовес кредитным, где кредитное бремя несет заемщик. В отличие от пользователей кредитных карт держатели карт рассрочки не платят банку проценты за покупки заемными средствами, за них их платит ритейлер. Это позволяет клиентам грамотнее планировать расходы, снижать кредитную нагрузку и экономить на покупках. Поэтому с точки зрения конкуренции объединение двух проектов усилит у клиентов позитивное восприятие карт рассрочки в сравнении с кредитными картами. Появление карт рассрочки уже привело к обострению конкуренции на рынке и существенному снижению процентов по кредитным картам. Данная сделка еще больше усилит конкуренцию в сегменте банковских карт с кредитным лимитом, что позитивно скажется на условиях для конечного потребителя. «Халва» и «Совесть» очень похожи по модели и философии, поэтому мы ожидаем мощную синергию от сделки.