14:30, 28 сентября 2021, 14:30
Количество просмотров 3466

Год после локдауна: влияние пандемии на мебельную промышленность и ритейл

Мебельная промышленность и мебельный ритейл оказались в числе немногих сегментов экономики, которые смогли использовать пандемию как точку роста. Каким образом - рассказывает руководитель направления аренды коммерческой недвижимости ТК «Мебель-Сити» Наталия Козырева.
Год после локдауна: влияние пандемии на мебельную промышленность и ритейл

 - рис.1

Рассказывает руководитель направления аренды коммерческой недвижимости ТК «Мебель-Сити» Наталия Козырева

Мебельная промышленность и мебельный ритейл оказались в числе немногих сегментов экономики, которые смогли использовать пандемию и так называемый «коронавирусный кризис» как точку роста. Это доказывают итоги деятельности лидеров отрасли – крупнейших производителей и продавцов мебели. Без сомнения, локдаун и запрет на работу розничных мебельных магазинов и салонов, действовавший с конца марта по середину июня 2020 года, стали настоящим испытанием для мебельщиков - и для ритейла, и для производств. Это следствие специфики отрасли: мебельные заводы обычно работают «под заказ», а так как до пандемии для подавляющего большинства предприятий канал розничных продаж был основным, то его закрытие привело к снижению выручки в этот период в среднем по отрасли на 50%, объемы производства упали на 75%.

После снятия ограничений на розничные продажи на рынке был зафиксирован взрывной спрос на мебельную продукцию. Мы связываем это с двумя причинами. Во-первых, с закрытием границ и остановкой всякого рода путешествий: люди, ранее откладывавшие покупку мебели в пользу покупок турпутевок и трат на отпуска-поездки, пересмотрели свои приоритеты. В 2020 году все остались дома и многие занялись ремонтом квартир, дач, в том числе обновлять интерьеры и мебель. Вторая причина – рост курсов валют, рубли, отложенные на неудавшиеся путешествия, стали быстро обесцениваться, и, чтобы не «прогореть», люди начали вкладывать сбережения в покупку мебели. Свою лепту внес и сформировавшийся в пандемию отложенный спрос – те, кто и так планировал приобретать мебель, например, новоселы, не могли это сделать, и, как только «стало можно», сразу же пошли в салоны. На этой волне у мебельщиков очень удачно для той ситуации завершился «коронавирусный год» – потери первого полугодия многие «отбили» в течение августа-декабря.

Помогла и быстрая переориентация на другие каналы сбыта, мебельный ритейл стал омниканальным. Многие крупные производители и продавцы вышли в интернет – кто-то, дабы не потерять розничных клиентов, запустил собственные интернет-магазины, кто-то стал выходить на маркетплейсы, а кто-то использовал обе эти возможности.

Еще одним серьезным испытанием для всех участников мебельного рынка стал «сырьевой» кризис 2020 года. Во-первых, во время локдауна остановились многие заводы по выпуску плит ДСП и МДФ, основного сырья для производств мебели. Летом и осенью 2020 года они существовали в режиме жесткого дефицита, плит не хватало, активизировались спекулянты и нелегальные производители мебели, скупавшие сырье по серым схемам. Плиты в июне-ноябре 2020 года подорожали в среднем на 40%. Одновременно выросли цены на импортную фурнитуру, механизмы, не по дням, а по часам дорожал металл. Однако поднимать цены на свою продукцию пропорционально удорожанию сырья производители мебели не могли: уже к новому году стало очевидно, что платежеспособный спрос населения сокращается. Люди, по-прежнему нуждающиеся в мебели, стали экономить и делать выбор в пользу более дешевой, но менее качественной продукции: например, средний чек покупки сократился на 12-15% в целом по 2020 году. Прошлогоднее небольшое удорожание мебели в пределах 7-10% в целом по отрасли – это тот минимум, который позволил производителям продукции не уйти в убытки и остаться хотя бы на грани рентабельности.

Несмотря на то что так называемый «плитный» кризис был преодолен к концу года и к этому же времени мебельщики в основном нашли новые каналы устойчивых поставок фурнитуры, непрекращающееся подорожание сырья продолжилось и в начале 2021 года. Только в первом квартале 2021 года рост цен на сырье и сопутствующие материалы составил 12,2%. В целом же за все время коронавирусного и «сырьевого» кризиса, за почти полтора года, цены на мебель выросли на 15% максимум. Я считаю, это просто подвиг мебельщиков, которые не стали перекладывать на потребителей двукратное удорожание сырья и комплектующих.

В 2021 году стала меняться структура спроса на мебель. Если раньше, особенно в пандемийном 2020 году большая часть заказов предприятий все-таки, опять же, по объективным причинам, пришлась на корпоративных клиентов, то в 2021 году ситуация иная. Усилившийся в прошлом году спрос на комплексную меблировку новых квартир и апартаментов, сотрудничество с застройщиками в части оказания таких услуг стал еще одним важным трендом развития мебельного ритейла и отрасли. Строительный бум прошлого года, обусловленный программой льготной ипотеки, спровоцировал и рост спроса на меблированные квартиры, уже готовые к заселению и проживанию, причем настоящий «бум» пришелся на второй квартал 2021 года: если еще в начале года в структуре заказов преобладали корпоративные, то к середине лета «розница» их потеснила. Это, естественно, отражается на всех участниках мебельного рынка.

Более 50% заказов сейчас идут от розничных покупателей, в основном это покупатели недвижимости, выбравшие при оформлении сделки купли-продажи квартиры опцию «меблировка». Сегодня она есть в перечне предлагаемых услуг всех значимых застройщиков в крупных городах, проникает и в регионы, все больше покупателей ею пользуются. Например, один из крупнейших производителей мебели на Северо-Западе, «Первая мебельная фабрика», весной для удовлетворения повышенного спроса со стороны розничных покупателей в 2 раза увеличили площади своего флагманского фирменного салона в специализированном мебельном торговом центре «Мебель Сити».

Для удовлетворения спроса на меблировку фабрики разрабатывают новый ассортимент, обновляют коллекции и расширяют предложения по комплексной меблировке квартир «под ключ».

В целом же, по нашим прогнозам, основными трендами развития мебельной отрасли в 2021 году останутся тенденции, сформировавшиеся в период пандемии. Это дальнейшие изменения в покупательском поведении розничных покупателей и снижение среднего чека, баланс между сегментами B2B и В2С, рост спроса на меблированные квартиры.

Рубрика:
{}Розница

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ