Новые стандарты маркировки и требования к оборудованию и их влияние на продавца и покупателя в 2021 году
Денис Вишняков, директор производства Группы компаний ЦКТ
С чего всё начиналось…
Когда мне пришлось столкнуться с вопросами маркировки в 2009 году, рынок решений находился на пике своего развития. Принтеры этикеток, сканеры штрихкода, терминалы сбора данных, маркираторы и аппликаторы – настоящий новый мир техники по ту сторону прилавка. На мой взгляд, компании приходили к необходимости маркировать товар как к некой эволюционной ступени своего развития, когда росли обороты и было необходимо наращивать темп и снижать издержки. То есть маркировка внедрялась в помощь организации: руководителю – для контроля, персоналу – как инструмент для повышения эффективности своей работы и экономии времени.
В 2009–2010 годах начинали появляться устройства и решения на базе RFID-технологии, что мне казалось апофеозом развития маркировки. Шутка ли: принтер при печати кодировал RFID-чип в этикетке, что позволяло провести инвентаризацию всего товара в одно нажатие кнопки, а отгрузка целой паллеты могла быть учтена при проезде погрузчика через ворота – просто чудо! Но такие решения своей стоимостью и сложностью внедрения были по силам не многим.
Тема данной статьи не включает в себя обзор материалов, используемых в качестве носителя информации: она слишком обширна, и каждый вариант выбирается по месту применения. Хочется вспомнить, как всё начиналось, и увидеть, к чему всё пришло в 2021 году.
Прогресс
Если говорить о прогрессе, в плане развития оборудования для маркировки, то за 12 лет принципиально ничего не изменилось, разве что рынок отреагировал на рост курса доллара потоком неизвестных нам ранее китайских марок устройств. Это же происходило и в магазинах бытовой техники, где рядом с дорогими Sony стали соседствовать более навороченные и дешевые «хуаляни». Именитые бренды отправились вдогонку и начали резать своим бестселлерам конечности, вес и размеры, а, возможно, и надёжность. Но кое-что новое и интересное всё же появилось. Со стартом большого количества мелкосерийных производств поставщики принтеров создали устройства для печати полноцветных этикеток. Теперь можно оперативно напечатать 1000 наклеек прямо у себя на рабочем месте и тут же приклеить на товар. Но, справедливости ради, надо сказать, что сами устройства с приличным качеством печати стоят от 2000 долл., а расходники продаёт очень ограниченное число компаний.
Основной прогресс шёл в области программного обеспечения – вот где были прорывы и революции. На фоне общего развития цифровых технологий эти открытия привели к тому, что теперь программы для инвентаризации и учета на складе можно устанавливать на любой смартфон (с ОС Андройд, Винмобайл, iOS, а не как раньше – только на дорогие терминалы сбора данных (от 20 тыс. рублей до 5–6 тыс. долл. и выше), которые работники успешно ломали и теряли. Появились открытые программные платформы для ТСД и других мобильных устройств, на которых клиент теперь мог создать свою конфигурацию программы для задач учёта маркированного товара. Росло количество поддерживаемых ОС для программ учета и драйверов оборудования. Рынок решений превращался в турецкий базар, где можно купить что угодно за сколько угодно. Разработчики и интеграторы готовы автоматизировать любую структуру: от домашнего учёта финансов до оборот металлургической корпорации.
Не знаю, насколько можно считать прогрессом введение ЕГАИС, но для поставщиков оборудования и программных продуктов в 2012 году это стало манной небесной. Жаль только, что далеко не всегда оригинальная продукция по качеству отличается от контрафактной или купленной на рынке. То есть маркировку «Честный знак» можно считать знаком качества с большой натяжкой, и ниже объясню почему.
Надо так надо!
Введение маркировки очень сильно упрощает жизнь и помогает в вопросах учёта. Благодаря штрихкоду, цепочку продажи можно частично избавить от слабого звена – человека. Оказалось, что покупатели и сами не прочь поиграть за кассира, а умные тележки и камеры не дадут воришкам поживиться.
До «Честного знака» предприниматели приходили со своим товаром в торговые сети и с удивлением узнавали про организацию «GS1». Эта международная организация занимается вопросами стандартизации в области штрихкодирования и идентификации, а также выдачей своим членам диапазонов уникальных идентификаторов (штрих-кодов) для продукции. Таким образом исключается пересечение товаров при их продаже. Членство платное, хоть и не дорогое, но альтернатива одна – продавай свой товар сам, в своих торговых точках. Теперь, с введением системы «Честный знак», маркировка и устройства для взаимодействия с ней стали необходимым условием для работы компании любого уровня. Все производители, начиная от небольших производств на дому до крупнейших предприятий (которые производят, импортируют или перепродают товар из списка), обязаны подключиться к системе «ЧЗ». Честные челноки-торговцы китайскими туфлями или полотенцами обязаны промаркировать свой товар специальными метками на таможенном терминале, при этом стоимость такой услуги может доходить до 5 евро за единицу продукции. При этом вопрос качества товара остается за бортом. Не понятно, каким образом продукт становится безопасным имея метку «ЧЗ». Соответствие требованиям безопасности отмечается целым набором знаков, в зависимости от вида продукции, например: РСТ, СТР, СЕ, ЕАС и так далее. Пройдя ряд установленных процедур товар может считаться соответствующим набору норм, правил, ТУ или стандарту, принятых в государстве, после чего продукт с такой маркировкой допускается к реализации. Вопрос отслеживания качества партий лежит только на производителе товара, который несёт за него ответственность.
Посчитаем
Учёт в тетрадке по старинке сегодня абсолютно недостаточен. Минимально торговец обязан купить (далее в рублях): патент в виде уплаты налога (40 тыс.), оформить цифровую подпись (5 тыс.), вступить в «Честный знак», купить и ежегодно продлять подписку на сдачу электронной отчетности (2 тыс.) (т. к. на бумаге ИФНС уже почти не принимает), купить компьютер (от 10-15 тыс.), принтер этикеток (от 8-10 тыс.), 2D-сканер (от 10-12 тыс.), программу для учёта остатков (от 3 тыс.) и регистрации продаж, расходные материалы (чековую ленту и этикетки), фискальный регистратор (15-20 тыс.) или онлайн-кассу, заплатить за настройку всего этого набора грамотному специалисту (10-15 тыс.) и потом ещё работать с ними на постоянной основе, поскольку проблемы и вопросы будут возникать день и ночь. А ещё нужно снять помещение, организовать склад и оформить торговую площадь. И это мы не говорим о крупных предприятиях, где затраты на подобные внедрения и изменения в схеме работы будет исчисляться миллионами долларов.
А как у них?
В развитых странах система маркировки QR-кодами действует в отношении часто подделываемых изделий (например, люксовых сумок или шуб) и подакцизных товаров (сигареты и алкоголь). Когда в Европе такая система внедрялась в табачной сфере, рынок табака там действительно серьёзно «обелился». Но нигде в мире на продовольственные товары её не вводят. Потому что для борьбы с контрафактом и в погоне за качеством, уверен, она не сможет помочь. Сколько QR-кодов ты на упаковку ни налепи, они не остановят тех, кто разводит сметану или молоко пальмовым маслом. А вот по кошелькам покупателей в очередной раз это ударит.
Несмотря на то что проекты по обязательной маркировке в ЕС начали разрабатываться гораздо раньше, чем в России, но до поголовного штрихкодирования ещё очень далеко. Страны ЕС не спешат с введением таких систем, так как за это придётся кому-то платить. И если не производителю, то самому государству субсидировать на местах подобные нововведения. А с учетом количества таких популярных в Европе небольших семейных предприятий, подобная дополнительная финансовая нагрузка будет губительна, а также убьёт инициативу по их развитию. С другой стороны, изначально в Европе обязательная маркировка со сквозной прослеживаемостью вопросы качества не затрагивала и не решала. Там вам всё также нужно получать сертификаты и лицензии на производимый продукт и также нести ответственность перед потребителем за свой товар.
В итоге?
Судя по многочисленным отзывам в интернете, в том числе на страницах крупных деловых медиа изданий, развитие маркировки пошло на второй круг по добыче денег из всех бизнесменов и предпринимателей, включая легионы тех, кто раньше обходился тетрадью и картонными ценниками с надписью маркером. Ну а вместе с тем вырос порог вхождения в предпринимательскую деятельность, меньше людей будет думать о своём маленьком бизнесе, так как необходимый стартовый капитал стал тяжелее.
Но я очень надеюсь, что с развитием системы обязательной маркировки в России станут очевидными плюсы её введения и положительное влияние на рынок окажет своё действие. Вполне может быть, что в текущем негативном поле виноваты быстрые темпы внедрения и общее недоверие людей к любым изменениям. Не исключено, что в скором времени все участники цепочки производство-продажа не будут себе представлять, как они жили раньше, а качество товаров вырастет.
Кстати, очень интересная инициатива по маркировке продуктов питания называется «Светофор». Она нацелена на информирование покупателя о полезности продукта на основании его состава. Высокие показатели жира, соли или сахара выделяются красным цветом. Такая маркировка очень наглядна и позволяет сразу оценить степень опасности для своего здоровья, например, при диабете или проблемах с сердцем. Но эта маркировка в данный момент носит необязательный характер и её введением занимаются компании, которые производят или продают продукты для здорового питания, а также используют в маркетинговых целях. Можно понять производителей мясных и замороженных полуфабрикатов, упаковку с угрожающими ярко-красными значками будут брать менее охотно. В любом случае, вариантов дальнейшего развития вопроса предостаточно, и мы искренно надеемся, что в итоге будут учтены все нюансы и пожелания участвующих сторон.