09:30, 19 июня 2023, 09:30
Количество просмотров 3312

Uzum и Click: слияние и последствия

Мы продолжаем следить за анонсированным слиянием национальной платежной организации Click с группой компаний Uzum и попросили финансовых экспертов Узбекистана прокомментировать ситуацию.
Uzum и Click: слияние и последствия

Мы продолжаем следить за анонсированным слиянием национальной платежной организации Click с группой компаний Uzum и попросили финансовых экспертов Узбекистана прокомментировать ситуацию.

О том, что в Узбекистане будет реализовано первое крупное слияние экосистемы Uzum с платежной организацией Click, мы написали 12 июня. Стало известно, что в перспективе компании планируют преобразовать Click в суперапп — одну из ключевых точек входа в экосистему группы компаний. Цифровые продукты и сервисы экосистемы Uzum продолжат работу в прежнем режиме, а у покупателей Uzum Market появятся новые возможности оплаты заказов, в том числе в более чем 180 пунктах выдачи по всей стране.

Click также продолжит работу по ранее озвученным планам. В планах компаний – совместный запуск новых сервисов, например, сервис бронирования билетов на авиа/жд/автотранспорт, тревел-агрегатор, интеграция с государственными сервисами.

Однако уже 15 июня на сайте Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан появилось официальное заявление в связи с объявленной через социальные сети информации о слиянии национальной платежной организации Click с группой компаний Uzum. Из него следовало, что соглашение о слиянии не было согласовано с антимонопольным органом.

Чтобы понять суть и перспективы возможного слияния как для самих компаний, так и для страны в целом, мы обратились к ведущим экспертам финансовой отрасли Узбекистана и попросили их прокомментировать эти события и дать прогноз последствий ожидающейся сделки.

 

Суперапп – предпосылки и задачи

Первый вопрос, который мы задали нашим экспертам, касался сути планирующегося преобразования Click в суперапп в Узбекистане.

 - рис.1

«Click – это больше чем платежи и переводы, билеты и другие платежные истории. – Подчеркнул заместитель председателя Правления Tenge Bank Улугбек Таваккалов. – Click прежде всего – Big Data. Они знают больше, чем другие о поведении потребителей, месте их пребывания, характере и объемах продаж мерчантов. Именно это направление нуждается в существенной монетизации. Правильно сложенные данные смогут позволить наладить систему рассрочки для потребителей и создать новые решения для субъектов торговли и бизнеса в части мелких кредитов и факторинга. Думаю, что дальнейшее развитие Click неразрывно связано с этой историей, особенно на фоне того, что банками до сих пор для мерчантов не предложено цифровых решений в области финансирования их оборотного капитала».

 - рис.2

«Uzum расширяет свою экосистему. Сделки, поглощения, слияния – это обычная практика быстрого роста на рынке. Click как крупный игрок на рынке понимает, что так или иначе для выживания потребуется стать самим банком или объединиться с банком. Без банка финтех-экосистема не будет в той стратегии как они для себя планировали – не сработала бы эффективно», – считает Кайыржан Кожалы, управляющий партнер Nomad23 – поддержка бизнес номадов.

 - рис.3

«В мире такого рода слияния обычно направлены на оптимизацию процесса оплаты, снижение транзакционных издержек и улучшение качества обслуживания клиентов. – Рассказывает Наргис Дустматова, председатель «Финтех Ассоциации Узбекистана». – Однако приобретение платежных систем маркетплейсами электронной коммерции имеет свои плюсы и минусы».

По мнению Наргис Дустматовой, безусловно, существуют большие плюсы от таких слияний. Прежде всего это оптимизированный процесс оплаты. Приобретение платежных систем торговыми площадками электронной коммерции помогает упростить процесс оплаты. Это связано с тем, что торговая площадка имеет прямой доступ к платежной системе, что снижает потребность в сторонних платежных системах. В результате процесс оплаты становится быстрее и эффективнее.

Затем – снижение транзакционных издержек. Приобретение платежной системы может помочь рынку электронной коммерции снизить транзакционные издержки. Платежные системы обычно взимают комиссию за обработку платежей. Владея платежной системой, торговые площадки электронной коммерции могут снизить эти сборы и передать экономию своим клиентам.

И наконец улучшение качества обслуживания клиентов. Торговые площадки электронной коммерции, которые владеют своими платежными системами, могут улучшить качество обслуживания клиентов. У них больше контроля над процессом оплаты, что позволяет им предлагать больше вариантов оплаты, таких как рассрочка, и улучшать процесс оформления заказа.

 - рис.4

«Слияние Uzum и Click это закономерный шаг развития рынка, когда компания, декларирующая амбициозные цели и располагающая достаточными ресурсами для быстрого захвата рынка, сделала логичный шаг и купила компанию, из первой тройки лидеров. – Считает Музаффар Аьзамов, председатель Ассоциации Электронной Коммерции Узбекистана. - Таким образом на рынке приема платежей вместо тройки лидеров Payme, Click, Uzum (бывший «Апельсин») теперь остались два основных игрока Payme и Uzum. Это свидетельство того, что в целом основная часть потребителей уже охвачена и мы стали свидетелями консолидации рынка».

 - рис.5

«Преобразование монобизнеса в суперапп — это долгий и комплексный процесс, а слияние клиентских баз двух компаний не гарантирует бесшовную интеграцию. – Комментирует ситуацию Владимир Добрынин, CEO и основатель Humans Group. – Click и Uzum не пошли по пути создания экосистем изнутри, а предпочли объединить усилия под общим брендом. Но для построения супераппа в первую очередь необходимо построить экосистему, в которой продукты и сервисы тесно взаимосвязаны.

Классический пример супераппа — это китайский WeChat: приложение изначально выполняло функцию мессенджера, но постепенно превратилось в главную онлайн-платформу для миллионов китайских пользователей. WeChat последовательно закрывал потребности клиентов, переводя большинство услуг в цифровой формат. Суперапп мгновенно реагировал на запросы и трансформировал продукт, как конструктор. WeChat не пыталась встроить в эту конструкцию сторонний модуль, чтобы удвоить число юзеров — рост происходил органически, поскольку компания шаг за шагом закрывала новые потребности пользователей. На этом этапе могу предположить, что слияние бизнесов Uzum и Click решает внутренние стратегические задачи компаний. Возможно, у компаний нет внутренних резервов для построения экосистемы изнутри с нуля, и слияние — это возможность удвоить экспертизу в экспресс-режиме. Объединение усилий позволит сэкономить часть ресурсов, но удастся ли компаниям выстроить синергию — пока вопрос открытый. Слияние Uzum и Click — это попытка объединить две клиентские базы под единым холдингом. Но будут ли пользователи воспринимать сервисы как единую экосистему, единую точку digital-входа? Многое зависит от уровня взаимной интеграции продуктов — возможно, компании планируют выстраивать более плотную синергию между юнитами».

 

Возможные сложности преобразования

Затем мы попросили наших экспертов подумать над тем, какие кейсы на каких рынках могут послужить удачным примером реализации таких подходов и какие подводные камни могут ждать на этом пути.

«Anorbank и Zoodmall & Zoodpay сделали разворот от розницы в сторону бизнеса, выстраивают гипотезы, находят для себя новые голубые океаны. – Рассказывает Улугбек Таваккалов. – Мое предположение о развитии Click в сторону бизнеса возможно, если научиться правильно использовать имеющиеся данные, выстроить правильные скоринговые модели».

«Пример прямо перед нами, это история поглощения Payme банком. – Считает Кайыржан Кожалы. – В Казахстане сейчас такую же стратегию ведёт группа Freedom. Пару лет назад был куплен местный финтех Paybox, недавно авиапортал Aviata».

Что же касается анонсированного сотрудничества с государственными структурами Узбекистана, то как отметил Кайыржан Кожалы, узбекские авиалинии и узбекские железные дороги являются монополистами и доступы к продаже их билетов у других партнёров предоставляются избирательно.

Среди глобальных кейсов электронной коммерции, покупающих платежные системы Наргис Дустматова назвала приобретение Amazon компании Whole Foods в 2017 году, что дало компании доступ к платежной системе Whole Foods. Этот шаг позволил Amazon интегрировать свою онлайн-платформу с платежной системой Whole Foods, обеспечив покупателям более удобный процесс совершения покупок и улучшенный клиентский опыт. Также она упомянула приобретение Alibaba компании Alipay. В 2011 году Alibaba приобрела Alipay, третью по величине платежную систему в Китае. Этот шаг позволил Alibaba интегрировать Alipay в свою платформу и предложить своим клиентам более удобные способы оплаты.

«Существуют ряд негативных последствий таких сделок, как например создание монополии, особенно когда участвуют два крупных игрока рынка. – Подчеркнула Наргис Дустматова. – Это связано с тем, что торговая площадка имеет прямой доступ к платежной системе, что дает ей несправедливое преимущество перед другими участниками электронной коммерции, которые полагаются на сторонние платежные системы».

Как отметила Наргис Дустматова, когда торговые площадки электронной коммерции владеют своими платежными системами, они могут испытывать недостаток инноваций. Без конкуренции со стороны сторонних платежных систем они могут не чувствовать необходимости вводить новшества и улучшать свои платежные системы.

Также, по ее мнению, на передний план выходят вопросы безопасности. Приобретение платежной системы связано с рисками безопасности. Торговые площадки электронной коммерции, владеющие своими платежными системами, имеют доступ к платежной информации клиентов, что делает их мишенями для более частых атак и взломов, что увеличивает риск утечки финансовой информации клиентов.

«Количество не всегда преобразуется в положительные качественные изменения. – Подчеркнул Музаффар Аьзамов. – На данный момент, это два разные бизнеса, развивавшихся в разных обстоятельствах и условиях, и соответственно имеющие разные целевые аудитории, не говоря уж о сложившейся корпоративных культурах, их совместимости и многом другом. Эти и многие другие вопросы предстоит решить менеджменту Uzum».

«Финтех-компании все чаще заключают сделки слияния, и зачастую это происходит на этапе «долины смерти», когда бизнес после первоначального роста входит в фазу борьбы за выживание. – Рассуждает Владимир Добрынин. – Конечно, многое зависит от нюансов сделки: на каких условиях заключается соглашение, какая компания «дирижирует» процессом. В данном случае, Uzum заключает сделку с Click, чтобы расширить клиентскую базу маркетплейса. Насколько эта стратегия соотносится с долгосрочными планами Click? Сможет ли команда развиваить продукт в соответствии со своими ценностями и интересами? Любая сделка по слиянию — это экзистенциальный риск для бизнеса меньшего масштаба. Хотя, безусловно, компания приобретает новые финансовые ресурсы, а также инфраструктурные возможности».

По мнению Владимира Добрынина, если исследовать модели популярных супераппов, то на каком-то этапе большинство приобретает дополнительные модули для развития бизнеса. Например, казахстанская Kaspi в 2020 году приобрела интернет-компанию по продаже авиабилетов Santufei, чтобы развивать travel-направление. Но на тот момент Kaspi существовала уже 18 лет, и последовательно строила экосистему. Uzum как группа компаний сформировалась только в прошлом году, поэтому об экосистемном подходе говорить пока рано. С этой точки зрения, слияние с Click — это возможный риск и для самого холдинга. Если бизнес расширит клиентскую базу, но не сможет превратить клиентов в вовлеченных пользователей, сделка не окупится.

Также Владимир Добрынин приводит пример своей компании Humans, которая изначально выбрала бизнес-модель супераппа – компания с момента запуска в Узбекистане сделала ставку на комплексную экосистему, точкой входа в которую стало приложение Humans. Число клиентов супераппа уже превысило 2 млн, при этом значительная часть из них пользуются сразу несколькими сервисами Humans одновременно. За год число пользователей двух и более услуг выросло на 193%. Самые популярные модули приложения — это мобильная связь и платежные услуги, которые интегрированы с другими сервисами — кешбэком и маркетплейсом в едином интерфейсе. Комплексная экосистема, которая пока работает только в Узбекистане, уже принесла Humans 35 млн долларов выручки за прошлый год.

 

Трансформация Click и ее влияние на рынок

Разумеется, происходящие процессы обязательно повлияют на рынок в целом и на его отдельные секторы. Каким же именно и насколько сильным будет это влияние?

«Click совсем скоро может стать продавцом данных. Click может стать пристанищем для мелкого бизнеса, Click может стать местом быстрой рассрочки. Click – место для размещения инвестиций, вариантов много!», – уверен Улугбек Таваккалов.

«В стратегии Uzum холдинга с самого начала ставка на свой банк как на финтех и это сердце экосистемы. – Полагает Кайыржан Кожалы. – Двух сердец не может быть. Click в итоге трансформируется в Uzum полностью. Для рынка это хорошо, повышение сервиса в целом и больший охват населения цифровыми сервисами и большие вложения в развитие потребителя. Для Payme как основного конкурента это тоже плюс, теперь предстоит конкурировать не с двумя сразу, а с одним сильным противником. Теперь основной вызов для менеджмента Uzum это постараться сохранить мотивацию основателей Click, ведь это был семейный бизнес и у ключевых сотрудников связи очень тесны. Удержать команду Click будет сложно и скорее всего она начнет распадаться, поскольку Uzum завез в страну серьезный десант экспатов, а это разные культуры и принципы. В целом в Узбекистане уделяют слабый приоритет продуктовой культуре и поддержке инновационного духа сотрудников. Это мешает строить надолго сплоченные команды».

«Что касается влияния торговых площадок электронной коммерции, покупающих платежные системы на рынок, то покупка платежных систем маркетплейсами электронной коммерции имеет свои плюсы и минусы. – Считает Наргис Дустматова. – Хотя это может привести к более упорядоченному процессу оплаты, снижению транзакционных издержек и улучшению качества обслуживания клиентов, также это может привести к монополии, отсутствию инноваций и проблемам безопасности. Кроме того, регулирующие органы должны следить за рынком, чтобы гарантировать, что электронная коммерция развивается в хорошей конкурентной среде».

«Влияние сделки на рынок можно будет оценить спустя несколько месяцев — опять же, многое зависит от того, как будет выстраиваться синергия между компаниями внутри холдинга, насколько взаимовыгодным будет сотрудничество. – Считает Владимир Добрынин. – Если Click продолжит развиваться как самодостаточный продукт, это снижает экзистенциальные риски для компании. Но, с другой стороны, для построения экосистемы или супераппа платежный сервис должен бесшовно интегрироваться в существующую парадигму. Еще до заключения сделки и Uzum, и Click планировали развиваться в экосистемном направлении, но обладали разным видением. Теперь им предстоит привести планы к общему знаменателю. В целом, слияние компаний — это скорее положительный сигнал для узбекистанского финтех-рынка. Компании растут и расширяются, интерес к платежным инструментам тоже набирает обороты, а у стартапов есть возможность масштабироваться. Более того, сделки слияния и поглощения — это тренд глобального финтех-рынка, в который теперь включены и узбекистанские компании. Активность в этой сфере способствует валидации локального рынка, доказыват его потенциал. А это уже хороший знак для инвесторов. Стартапы тоже получают выгоду, поскольку из-за консолидации крупных игроков на рынке возникают новые свободные ниши».

«Ограниченное количество игроков создают существенные риски и предпосылки к формированию рынка с доминирующим игроком, а еще хуже ставшего монополистом. – Считает Музаффар Аьзамов. – В этом гипотетическом случае, кроме него проиграют все остальные, в первую очередь потребитель, бизнес-сообщество и государство. Каждый бизнес хочет построить монополию и это естественно, но в интересах потребителя и общества, чтобы была реальная конкуренция на рынке, которая благотворно влияет на общественное развитие. По сути, получается, что сейчас вместо трех крупных игроков стало два крупных игрока. В интересах общества было бы интересно чтобы было три крупных игрока. Тут уже надо смотреть с точки зрения антимонопольного законодательства, которое пока, насколько я понимаю, цифровые рынки не регулирует и это тоже проблема. Пока цифровые рынки не регулируются и есть европейский опыт в этом плане, который достаточно эффективно работает, но в Узбекистане пока еще к этому не подошли. Нужно ли это делать? Да, видимо нужно. Но опять же не слепо копировать, или скажем так, в тиши кабинетов принимать законы, а однозначно обсуждать это с бизнес-сообществом. Только так можно обойти все острые моменты. Нельзя запретить заниматься бизнесом, но и нельзя сделать так, чтобы все покупали все сразу. Антимонопольное регулирование – вещь обоюдоострая, и если с ней аккуратно не обращаться, то можно загубить и бизнес, и налоговые поступления в бюджет».


Рубрика:
{}E-Commerce

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ