Wildberries развивается в Узбекистане
С вопросами о том, как протекает и какими нюансами сопровождается старт, а также каковы перспективы деятельности Wildberries в Узбекистане мы обратились к Сардору Кадырову, директору по взаимодействию с органами власти известного маркетплейса в этой стране.
Сегодня Wildberries активно работает практически во всех странах СНГ и продолжает расширять логистическое направление, создавать новые возможности для локальных предпринимателей для выхода в онлайн-сегмент и развития их бизнеса в интернет-торговле.
В Узбекистане международная платформа работает с 2022 года. Уже сегодня в стране запущены первый сортировочный центр и сеть пунктов выдачи заказов, что позволяет жителям страны получить доступ ко всему ассортименту на платформе, а предпринимателям – значительно сократить расходы на логистику и увеличивать скорость доставки товаров. С целью создания и укрепления сотрудничества с местным бизнесом, предприниматели теперь могут создавать бизнес-кабинеты на платформе в упрощенном порядке, для них также уменьшен гарантийный взнос до 10 тысяч рублей при регистрации новых кабинетов, который можно использовать на рекламное продвижение. Wildberries ставит приоритетом содействие развитию местного предпринимательству и успешному выходу на новые рынки и в онлайн-сегмент в целом.
С особенностей работы Wildberries в Узбекистане мы и начали беседу.
ПЛАС: Есть ли какие-либо особенности законодательства Узбекистана, которые приходится учитывать при продвижении Wildberries в Узбекистане?
Сардор Кадыров: Конечно, каждая страна уникальна, у каждой своя специфика, нормативы, и особенности. Узбекистан – одна из самых благоприятных стран по развитию цифровой сферы в целом, особенно e-commerce. Очень большой скачок развития чувствуется за последние пять лет. Мы видим активную работу Минцифры Узбекистана, особенно в части автоматизации процессов. Уже завершена интеграция с сервисами электронного правительства, далее в планах – автоматизация таможенного оформления и платежных систем.
Например, совместно с ассоциацией электронной коммерции мы прорабатываем инициативу по запуску новой системы онлайн-регистрации самозанятых, что позволит эффективнее управлять бизнесом на маркетплейсе. В России у платформы хороший опыт регистрации самозанятых. Мы планируем этот кейс применить и в Узбекистане, и уже озвучивали ряд предложений по улучшению и усилений позиций с учетом особенностей местного рынка. В целом наши инициативы приветствуются, поддерживаются и даже больше: кое-что уже находится в статусе высокой готовности.
На самом деле в стране чувствуется большая заинтересованность в том, чтобы такие крупные игроки как Wildberries заходили на рынок. В первую очередь, надо понимать, что Узбекистан долгое время воспринимался просто как поставщик сырья, и теперь очень заинтересован производить готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью, то есть оставлять большой пирог прибыли у себя.
Учитывая ежегодный прирост населения, в стране создается более 300 тысяч новых рабочих мест. То есть, по сути, Узбекистану необходимо создавать малый и средний бизнес, и этому все благоприятствует: в нашей стране талантливая молодежь, готовая работать. Мы с вами понимаем, что сектор электронной коммерции и такие маркетплейсы как Wildberries, у которых рынок сбыта свыше 300 млн пользователей, – это действительно золотая жила. Естественно, в производстве преобладает текстиль, что составляет 52% продаж Wildberries в целом. Перспективны и другие категории: бытовая техника, косметика и товары для дома.
ПЛАС: Давайте перейдем к конкретике. Поговорим о сортировочном центре в Ташкенте и будущем строительстве логистического комплекса именно с точки зрения нюансов местного законодательства.
Сардор Кадыров: Запуск СЦ в Ташкентской области, площадью 1122 квадратных метра – это отправная точка при запуске прямых продаж в стране, и в целом каждый сортировочный центр – это создание потенциально от 60 до 100 рабочих мест. Конечно, мы планируем строительство логистических объектов, в первую очередь, в Ташкентской области. Вторая и третья очередь – в Ферганской и Наманганской областях. Если вкратце, то в отношении законодательства надо отчетливо понимать, что крупных логистических объектов такого класса в Узбекистане еще не было построено. И на первый план здесь выходит необходимость совершенствовать нормативные документы. Каждый логистический комплекс – это потенциально около 7,5 тысяч рабочих мест: нам важно соблюдать комфортные условия, особенно учитывая наш жаркий климат.
Никаких проблем при запуске мы не ожидаем. Более того, как показывает опыт, с открытием нового склада, продажи местных предпринимателей увеличиваются в среднем на 3,2 раза за счет мультипликативного эффекта. И в целом собственный склад Wildberries способствует в решении ряда задач. Особенно в оформлении товара, потому что продажи от месяца к месяцу очень сильно растут. Ну и в целом, узбекские товары, экспортируемые в больших объемах, требуют соблюдения норм маркировки, упаковки и прочего.
ПЛАС: Я правильно понимаю, что с точки зрения законодательной никаких сложностей не возникнет вообще?
Сардор Кадыров: В целом мы не видим для себя никаких сложностей. Узбекистан предоставляет очень хорошие инвестиционные льготы, в том числе, для таких крупных проектов, как наш. Правительство полностью поддерживает наш проект, и мы не видим никаких отрицательных моментов. Наоборот, все очень сильно заинтересованы в его реализации. Мы уже ездили по ряду районов Узбекистану, смотрели участки, и я был приятно удивлен, насколько сильно наши областные мэрии приветствуют реализацию такого рода проекта у себя. Им импонирует наш проект в плане занятости, а во-вторых, это, конечно же, решает ряд насущных проблем для нас, в том числе, по сбыту продукции в розницу.
ПЛАС: Мы сейчас говорили про сортировочный центр. Будущее строительство склада в плане оформления, в плане контекста законодательства Узбекистана, так же проходило спокойно или были какие-то нюансы?
Сардор Кадыров: С Сортировочным центром в Ташкенте все прошло очень просто. Это первый виток нашего развития. Такой маленький шаг, который мы уже сделали. Естественно, мы стремимся дойти и до большого логистического комплекса.
ПЛАС: Если говорить о запуске работ с продавцами Узбекистана на экспорт в РФ, что тут можно рассказать интересного? В том числе с законодательной точки зрения?
Сардор Кадыров: У нас вчера был хороший бриф по этому поводу в Торгово-промышленной палате. Они, кстати, активно помогают нам обучить малый и средний бизнес продавать на платформе. А это – 15 тысяч активных экспортеров. Из них около 7 тысяч с небольшим предпринимателей, которые высказали свою заинтересованность работать через Wildberries.
По сути, узбекское юридическое лицо может зарегистрироваться на Wildberries, открыть свой бизнес-кабинет, и начать продавать свою продукцию во все страны присутствия компании. Проще говоря, раньше была очень сложная система, сложный механизм по экспорту продукции. Узбекским юридическим лицам приходилось открывать юридические лица или торговые дома в России для того, чтобы экспортировать продукцию на Wildberries, как и на любой другой маркетплейс. Мы эту систему сильно упростили. Мы взяли на себя ряд сложных моментов, в том числе по оформлению груза и по маркировке. Они производят продукцию, сдают к нам на склад. А дальше она появляется в системе Wildberries. Конечно, это быстро, удобно.
ПЛАС: Если говорить о работе с поставщиками на экспорт в РФ. Есть ли тут какие-то сложности, с которыми пришлось столкнуться?
Сардор Кадыров: Надо понимать, что экспорт из Узбекистана в Россию растет. И если я не ошибаюсь, средние показатели – это 30% за 5 лет, большой скачок произошел и с начала года. Самый крупный наш торгово-экономический партнер, как и на экспорт, так и на импорт – это Россия. Соответственно, никаких ограничений в этом плане мы не видим. Наоборот, мы уверены в себе, у нас очень много товаров народного потребления, которые пользуются очень большим спросом. Продукция, в которой мы сильны, это, в первую очередь, текстиль. Мы видим для себя благоприятную перспективу, потому что маркетплейсы, это, в первую очередь продажи в розницу.
ПЛАС: Расскажите подробнее о логистическом комплексе. Какова его площадь? Какое количество работников задействовано?
Сардор Кадыров: Пока рано говорить – проект в рабочей стадии, но мы безусловно стремимся построить достаточно крупный склад в Ташкентской области, площадью - от 100 тысяч квадратных метров, что позволит создать не менее 7 тысяч новых рабочих мест. Прямые инвестиции в проект могут составить от 100 млн долларов. В перспективе, всего мы рассматриваем возможность строительства трех логистических объектов в стране: в Ташкентской области, в Ферганской и Наманганской областях.
ПЛАС: Насколько большой планируется сеть ПВЗ в Узбекистане?
Сардор Кадыров: Сегодня у нас 57 пунктов выдачи заказов, мы активно развиваем партнерство с местным бизнесом в Узбекистане и достаточно быстро планируем открывать новые ПВЗ, что позволит локальным предпринимателям эффективнее развивать свой бизнес и планировать поставки: запускать новые бренды, расширять ассортимент товаров на платформе и, как следствие, наращивать продажи.
ПЛАС: Уже стало общим местом, что главное достоинство маркетплейсов это скорость доставки. Какие именно методы и инструменты используются при работах по ускорению сроков доставки? Каковы главные сложности, с которыми при этом приходится сталкиваться?
Сардор Кадыров: Конечно, основа работы маркетплейса – это, в первую очередь, сроки. Раньше мы доставляли грузы от 10 до 15 дней. Текущая ситуация – чуть больше недели. Учитывая, что у нас будет полноценный логистический комплекс и аналогичные комплексы в других областях, то логистика будет лучше. В перспективе мы предполагаем, что в товар из России в Узбекистан будет доходить максимум за 5 дней. Со стороны государства у нас работает упрощенная процедура таможенного управления, зеленые коридоры на грузы в целом. У нас в этом плане уже все есть. Просто мы все это должны настроить, поставить на рельсы и двигаться дальше.
ПЛАС: Что из всего перечисленного дается сложнее всего?
Сардор Кадыров: Говорить о сложностях не совсем правильно, потому что все откровенно приветствуют Wildberries, и готовы нам содействовать. Мы сейчас думаем о том, чтобы интегрироваться в систему таможенных органов, для того чтобы автоматизировать наш входящий и исходящий поток. Вы правильно говорите, сроки для маркетплейса – это очень критично. Все инструменты работают, мы просто будем интегрироваться, настраивать механизмы и двигаться дальше.
ПЛАС: Какие страны присутствия Wildberries планируется осваивать в первую очередь?
Сардор Кадыров: На самом деле, Wildberries – это единая сеть, как один большой рынок из 7 стран. И если предприниматель выходит в онлайн-сегмент через нас, то сразу на 7 стран единовременно. Процесс разделен на небольшие этапы, поскольку каждая страна имеет свою специфику, свои особенности, в том числе по документам для оформления грузов. Соответственно, в первую очередь мы выйдем на Россию, Казахстан. И дальше будем двигаться по всем странам Wildberries.
ПЛАС: Что из аналитического функционала Wildberries, который теперь стал доступен предпринимателям стран СНГ, на Ваш взгляд, представляет для них наибольший интерес? По каким причинам?
Сардор Кадыров: Сейчас мы общаемся с предпринимателями, их очень сильно интересует аналитическая система, то есть аналитика маркетплейса. Предпринимателям это в новинку, они сейчас активно все изучают, потому что очень важно понимать, в каких сегментах какая продукция пойдет лучше, с какой рентабельностью. Наши предприниматели учатся все это считать и активно пользуются аналитическими данными по Wildberries. Им очень нравится, что Wildberries делится статистикой просмотров, частоты продаж, затрат. Это все, безусловно, упрощает жизнь продавцу товара. И он понимает, кем будет себя чувствовать на рынке Wildberries.
-----------------------------------------------------------------------
Сардор Кадыров, директор по взаимодействию с органами власти Wildberries в Узбекистане выступит на ближайшем ПЛАС-Форуме в Узбекистане «Финтех, банки и ритейл. Трансформация и взаимодействие» 22 июня в сессии 7А на Круглом столе «Торговый ритейл Узбекистана. Современное состояние e-Commerce. Ключевые тенденции. Новые вызовы и перспективные решения».