13.07.2018, 15:45
Количество просмотров 2058

АКОРТ сделал официальное заявление по поводу возможных изменений в Законе о торговле

В Ассоциации компаний розничной торговли считают, что изменения, которые планируют внести в Закон о торговле, сформулированы без должной профессиональной экспертизы.
АКОРТ сделал официальное заявление по поводу возможных изменений в Законе о торговле
 - рис.1В Ассоциации компаний розничной торговли считают, что изменения, которые планируют внести в Закон о торговле, сформулированы без должной профессиональной экспертизы. 

Заявление опубликовано на сайте АКОРТ. 

Ранее представители ассоциация приняли участие в совещании «О совершенствовании ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», которое состоялось в Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. После встречи ассоциация сочла своим долгом публично выразить позицию по поводу предложений, подготовленных по итогам упомянутого совещания, а также тезисов, которые, по сообщениям в СМИ, выдвигают его организаторы.

В АКОРТ говорят, что ряд вышеупомянутых предложений и тезисов, касающихся законопроекта о возвратах нереализованной продукции, основан на недостоверных утверждениях и сформулирован без должной профессиональной экспертизы.

А именно:
1. Не соответствует действительности утверждение о намеренном нарушении равенства сторон и перекладывании розничной торговлей рисков и ответственности на производителей за счет существующей добросовестной практики возврата торговыми сетями нереализованных продуктов питания строго в соответствии с заключенными договорами.

а. По статистике участников рынка розничной торговли, модель возвратов (поставщики мясной гастрономии, молочных продуктов, кондитерских изделий) поддерживается около 30 % производителей, поскольку для них это означает сохранение ежедневных объемов и рентабельности производства, рабочих мест, сохранение стоимости транспортных услуг, увеличение плана годового выпуска продукции, возможности обеспечивать постоянное присутствие своей качественной продукции на полках для привлечения покупателей.

b. Законопроект о запрете возвратов нереализованной продукции является избыточным и неактуальным, т.к. в настоящее время проблема возвратов не носит системный характер, а введение законодательного запрета для всех договоров безосновательно ущемляет интересы трети производителей (как указано в пп. а) п. 1). Кроме того, ни российское законодательство, ни международное право не запрещают возврат торговыми сетями производителям продукции несоответствующего качества. В то же время, возвраты просроченной продукции законодательно запрещены, так как она подлежит выводу из оборота и утилизации. Закон о торговле запрещает  торговым сетям навязывать контрагенту условия о возврате продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, когда возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством РФ (в пределах срока годности и в тех случаях, когда в товаре обнаружились скрытые проблемы с качеством или поставщик сам заинтересован в таком возврате, например, для повторной переработки). 
 
2. Некорректно отражает существующую модель взаимоотношений между указанными сторонами тезис о том, что отечественные производители оказываются в заведомо худших условиях по сравнению с иностранными поставщиками.

a. Во взаимоотношениях торговых сетей как с российскими, так и с зарубежными поставщиками продукции используются списания, которые характерны для всех категорий продукции и, в большинстве случаев, используются, если выявлена недостача при приемке и/или выявлена бракованная продукция. Списания составляют примерно 1-3% как у иностранных, так и у российских поставщиков.
 
3. Некорректно утверждение о том, что законопроект отражает запрос производителей и регионов.

a. Как было указано в п.п. а) п. 1, среди поставщиков есть как те, кто не использует модель возвратов продукции (и они поддерживают идею законодательного запрета возвратов), так и значительное число тех, кто использует модель возвратов.

b. Минпромторг России в феврале 2018 г. опросил более 50 регионов по проблематике возвратов. Только 40 % из них поддерживают законопроект о полном запрете возвратов.
 
4. Не соответствует действительности заявление о восстановлении законопроектом прав потребителей, якобы нарушенных несоответствующим хранением товаров.

a. Хранение товаров в торговых сетях (в распределительных центрах и магазинах) осуществляется строго в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции, и соблюдение этих правил контролируется государственными органами, перед которыми торговые предприятия несут полную ответственность за соблюдение соответствующих норм.
 
5. Искажение устоявшихся деловых европейских практик содержится в утверждении о том, что законопроект приводит законодательство об основах государственного регулирования торговой деятельности в соответствие с международными нормами, которые не допускают возврат нереализованного товара.

a. Международные практики устанавливают гражданско-правовые рамки деловых взаимоотношений производителей и торговли, что дает возможность учитывать весь спектр интересов обеих сторон без использования инструмента отдельного законодательного регулирования.

b. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (далее – Конвенция) применяется к договорам купли-продажи товаров между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, но и даже в отношении них не содержит никакого запрета на возврат товаров с действующими сроками годности. Таким образом, ссылки на нее попросту некорректны.

c. В проекте регламента Европейской Комиссии по ограничению недобросовестных практик торговли указывается, что по предварительному добровольному согласованию сторон возможны (не относятся к недобросовестным практикам) возвраты нереализованной продукции поставщику. При этом сам регламент еще остается предметом серьезной дискуссии на предмет целесообразности его принятия вообще, не говоря о содержательном наполнении.

d. Перечень недобросовестных торговых практик, обозначенный правительством Италии в 2012 году, гласит, что возврат (по согласию сторон) продукции поставщику не относится к случаям недобросовестных торговых практик.
 
6. По информации АКОРТ, не соответствует действительности заявление о том, что законопроект полностью поддержан общественными объединениями, ассоциациями и бизнес сообществом, органами федеральной и региональной законодательной и исполнительной власти.
 
АКОРТ предлагает Правительству Российской Федерации, законодательным органам власти, деловому сообществу и всем заинтересованным участникам рынка еще раз обратить внимание на чрезвычайно спорный характер инициатив, заложенных в обсуждаемый законопроект о возвратах нереализованной продукции. В отсутствие их экспертной проработки, прогнозирования сценариев (в том числе поведенческих) развития ситуации на потребительском рынке России считаем необходимым, как и прежде, руководствоваться в решениях и действиях реальными, четко просчитанными интересами государства, бизнеса и общества.

Отрасль ценит проявление Правительством России такого подхода в целом ряде случаев, в частности, летом 2017 года в докладе Президенту страны Правительство уже сообщало о нецелесообразности внесения в законодательство изменений, предусматривающих установление дополнительных гарантий региональным поставщикам продовольственных товаров, в том числе при возврате указанных товаров торговыми сетями.

Таким образом, внесение каких-либо новых изменений в закон о торговле, который, не прошел процедуру оценки фактического воздействия после изменений 2016 года, не представляется оправданным.


ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ