22.04.2020,
16:31
3454
Беларусь. COVID-19 подтолкнет рынок ритейла в мир дополненной реальности?
«Бизнес уже не будет прежним, а трансформация будет проходить быстро, но и для многих болезненно», – считает Олег Захаров, директор белорусской компании – разработчика мобильных приложений и веб-сервисов для рынка ритейлеров и банковского сектора CITREA SOFT. В свое время компания была выделена из ИТ-отдела ООО «ПрофМаркетСистема» – оператора республиканской программы лояльности «Моцная картка».
Как пандемия уже повлияла на жизнь населения и бизнес-процессы в странах ближнего и дальнего зарубежья? Продолжаем серию публикаций на эту тему, начатую нашими коллегами из Великобритании, Португалии, Уругвая, Кении, Беларуси, Грузии и Армении. С учетом текущей обстановки и удаленной формы взаимодействия бизнес перестраивается, привычки у людей меняются. Сегодня торговые центры уже ищут новые способы выживания. И уже очевидно, что снижение ставок на аренду не спасет ситуацию.
«Бизнес уже не будет прежним, а трансформация будет проходить быстро, но и для многих болезненно», – считает Олег Захаров, директор белорусской компании – разработчика мобильных приложений и веб-сервисов для рынка ритейлеров и банковского сектора CITREA SOFT. В свое время компания была выделена из ИТ-отдела ООО «ПрофМаркетСистема» – оператора республиканской программы лояльности «Моцная картка».
R&L: Почему вы считаете, что именно дополненная реальность для розничной торговли – соломинка для утопающего в сложившейся на фоне пандемии ситуации?
О. Захаров: Текущая эпидемиологическая обстановка заставляет людей во многих странах соблюдать нормы социального дистанцирования. Наша страна не исключение. Люди стараются находиться дома, и если выходят – то, как правило, за продуктами или в аптеку. Ритейлеры столкнулись сейчас с пустыми торговыми залами, поэтому встает вопрос: как продавать в таких условиях? Как не потерять связь с покупателем? Как предложить товар, чтобы клиент его мог изучить, пощупать, но при этом оставался дома? Вот здесь на помощь и приходит дополненная реальность – технология, которая позволяет «принести магазин» домой покупателю в виде виртуальной витрины, которая дает клиенту эффект полного присутствия товара в доме.
По некоторым данным, в 2019 году совокупный объем AR-рынка (рынка дополненной реальности) оценивался в более чем 10 млрд долл. США, а к 2023 году прогнозируется рост в шесть раз – до более 60 млрд долл. Очевидно, что в сложившейся ситуации основными двигателями AR-разработок станут здравоохранение и онлайн-ритейл.
R&L: А готовы ли сами потребители к такой форме шопинга?
О. Захаров: Как показывает опыт внедрения технологии дополненной реальности – покупатели очень позитивно относятся к данной технологии. Она доступна практически для каждого, так как работает через смартфон. Данная технология позволяет одномоментно охватить большое количество пользователей – через специализированные мобильные приложения, которые могут в настоящее время заменить шоу-румы, витрины, целые магазины. По сути – весь магазин может уместиться «в кармане». Первое знакомство клиентов с технологией состоялось несколько лет назад, когда появилась игра PokemonGo. Она имела колоссальный успех. Теперь дополненная реальность – уже не развлечение. Она становится частью бизнеса и признана обслуживать интересы покупателей.
Все что нужно клиенту – скачать мобильное приложение, выбрать товар и навести на любую поверхность у себя дома. Он увидит цифровую копию товара, сможет рассмотреть его с разных сторон, приблизить, удалиться от него и «примерить» товар в своем интерьере. Важно, что товар изначально представлен в своем реальном размере, и после покупки не будет неприятных сюрпризов. У пользователя создается иллюзия присутствия товара в реальном мире.
Сегодня на рынке Беларуси уже представлено такое бесплатное мобильное приложение и, что не менее полезно, это приложение позволяет получить скидку на товар. Представленное приложение AReelle объединяет торговую площадку с витриной, программу лояльности и возможностью заказать товар онлайн.
Однако и этим функции приложения не исчерпываются. Сегодня многие родители не водят детей в детский сад, а дома их нужно чем-то развлекать. В приложении AReelle есть раскраски в дополненной реальности. На первый взгляд, они могут показаться обычными, но это только пока вы не взглянете на нее через камеру смартфона. В этот момент рисунок оживает, и выглядит это увлекательно даже для взрослого человека.
R&L: Для пользователя технология бесплатная, а насколько это дорогое удовольствие для заказчика?
О. Захаров: Разработка приложения с дополненной реальностью – это труд целой команды. И не только обычных программистов, но и специализированных специалистов, работающих с 3D-эффектами, что соответственно всегда сказывается на сроках и стоимости работ. Само приложение разрабатывалось около года. Конечная стоимость зависит от того, что хотел бы получить заказчик. Варианты сегодня такие: свое собственное приложение магазина с дополненной реальностью или включение своей виртуальной витрины в уже разработанное приложение, например, AReelle.
Как вы понимаете, разработка своего собственного приложения будет в разы дороже в сравнении с тем, чтобы «встроиться» в уже существующее AReelle. Подготовка цифровых копий товара – всегда дополнительные расходы. Но в сравнении с любым планом-маркетинга и расходами на рекламу через обычные каналы, использование технологии дополненной реальности значительно выгоднее и не только в финансовом плане. Покупатель устал от назойливой рекламы в различных ее проявлениях, а дополненная реальность – еще и ноу-хау рынка, а значит, фокус внимания будет в разы выше на товаре. При детальном анализе и из практического опыта все это дает более дешевый и эффективный канал продвижения товаров ритейлеров.
На данный момент в мире существует несколько вариаций AR-разработок. Например, основанная на работе с гироскопом (до 10 тыс. долл. США), позволяющая размещать виртуальные объекты вокруг пользователя без привязки к ландшафту. Вариация, основанная на GPS (от 20 тыс. долл. США.). В этом случае используется несколько технологий – GPS, Wi-Fi и цифровой компас. Существует еще вариация, основанная на работе с маркерами (от 7 тыс. долл. США). Тут главную роль играют маркеры, которые разработчик располагает в реальном мире. В этом случае камера смартфона сканирует QR-коды, фотографии, значки и так далее, а после этого выводит изображение на экран устройства. Вариация AR SLAM (от 10 тыс. долл. США), встраивает трехмерные объекты в окружающий мир и помогает взаимодействовать с ними.
R&L: Как посоветуете ритейлу применить технологию дополненной реальности?
О. Захаров: Я посоветую начать с самого актуального и долгоиграющего: виртуальной витрины. После того, как будет сформирован виртуальный магазин, можно приступать к геймификации для удержания внимания клиента. И тут дополненная реальность также предоставляет ряд эффективных решений, опробованных на практике:
- Виртуальный квест. Прогуляйся по магазину и посмотри на определенные товары с помощью мобильного приложения, открой виртуальный сюрприз и получи за это соответствующее поощрение;
- Фотозоны в дополненной реальности. Покупатель становится в заранее обозначенное продавцом место в магазине, фотографируется с помощью мобильного приложения, и в итоге получает креативные фото для социальных сетей и не только.
- Выстраивание коммуникации с покупателем в новом формате. При наведении мобильного приложения на упаковку товара можно получать виртуальные спецэффекты, которые и развлекут покупателя и снабдят полезной информацией.
Все перечисленные функции уже реализованы. Внедрение технологии в ритейле доступны и на белорусском рынке.