13.01.2021, 15:15
Количество просмотров 3470

Факторинг в условиях цифровой трансформации: инновационные решения для финансирования поставщиков и торговых сетей

Факторинг – одно из самых динамичных направлений рынка финансовых услуг для бизнеса. Согласно аналитике Ассоциации факторинговых компаний (АФК), за год отрасль увеличилась на 31%, а объем портфелей ее игроков превысил 600 млрд рублей. Отчасти такой прирост объясняется тем, что факторы активно переводят услуги в онлайн-формат. Как трансформировались факторинговые решения и что сейчас рынок может предложить дебиторам и поставщикам, рассказывает Артем Дуров, генеральный директор Открытие Факторинг.
Факторинг в условиях цифровой трансформации: инновационные решения для финансирования поставщиков и торговых сетей

 - рис.1

Факторинг – одно из самых динамичных направлений рынка финансовых услуг для бизнеса. Согласно аналитике Ассоциации факторинговых компаний (АФК), за год отрасль увеличилась на 31%, а объем портфелей ее игроков превысил 600 млрд рублей. Отчасти такой прирост объясняется тем, что факторы активно переводят услуги в онлайн-формат. Как трансформировались факторинговые решения и что сейчас рынок может предложить дебиторам и поставщикам, рассказывает Артем Дуров, генеральный директор Открытие Факторинг.

Всплеск интереса к рынку факторинга

Основной продукт факторинговых компаний – выкуп дебиторской задолженности у поставщика, изначально противопоставлялся классическому банковскому кредиту, с его жестким скоринговым фильтром, необходимостью залога, медленным процессом выдачи и бумажной волокитой. Однако бюрократическая сторона вопроса все же была присуща многим факторам еще буквально десять лет назад. На тот момент услугу связывали в первую очередь с международной торговлей, спрос же на факторинг на внутреннем рынке в принципе только начал формироваться, и ни о каких цифровых решениях еще не было и речи. Тогда сотрудники факторинговых компаний вручную проверяли документы по поставкам, сталкиваясь с проблемами в том числе из-за отсутствия электронного документооборота (ЭДО), либо различиях в провайдерах ЭДО. В последнее время, отчасти в силу того, что государство взяло курс на цифровизацию, многие компании стали переходить на электронный обмен документами, а цифровые решения стали более стандартизированными.

Другой аспект цифровой трансформации – появление платформ с личным кабинетом, где клиент может как обмениваться документами, так и наблюдать за ситуацией по отгрузкам. Еще недавно не все факторы могли предложить такой сервис, однако постепенно большинство компаний стали приходить к тому, что это так же необходимо для выживания в конкуренции, как разработка приложения сервисом такси – работать «по старинке» уже моветон. К слову, сравнение с такси не случайно, широко известная всем «уберизация» пришла и в отрасль факторинга. Сегодня на рынке есть сервисы, являющиеся агрегаторами факторинговых компаний. Самые известные из них – FactorPlat и Factorin. Первой уже пять лет, второй всего год, но среди ее клиентов уже «ДИКСИ» и «Магнит», а в этом месяце к ней присоединились и мы. Смысл таких платформ не только в автоматизации процессов, но и в децентрализации операций, которая поможет преодолеть проблему доверия для молодых игроков рынка.

Закупочные процедуры ритейлеров также постепенно переходят в цифровой формат. Например, существует платформа динамического дисконта – своеобразный маркетплейс для поставщиков и покупателей. На платформе проходит закупочная процедура, в рамках которой покупатель может выбрать подходящего поставщика и получить от него скидку в обмен на раннюю оплату товаров. С декабря 2020 года оплатить поставки, не дожидаясь окончания периода отсрочки платежа, покупатель может не только за счет собственных средств, но и за счет факторинга.

Влияние коронакризиса

Пандемия простимулировала интерес ряда компаний к факторингу. С одной стороны, наблюдались всплески спроса на различные категории товаров широкого потребления, продукцию DIY-сегмента и средства индивидуальной защиты и, во избежание дефицита, поставщикам приходилось оперативно готовить партии товара для пополнения запасов ритейлеров. Чтобы осуществить эти срочные поставки, производители стали массово обращаться к факторинговым компаниям. С другой стороны, из-за локдауна и его экономических последствий у крупных корпораций, которые являются основными дебиторами, уменьшилось число заказов, несмотря на меры господдержки. Весной в ряде отраслей стала особенно остро ощущаться проблема кассового разрыва. В то же время появились сложности с получением заемных средств – кредитные политики банков ужесточились. Бизнес стал искать альтернативные источники финансирования и нашли их, в частности, у факторов. Факторинговые же компании отреагировали на спрос доработкой и запуском новых продуктов.

Например, у нас всегда была факторинговая платформа, но за этот год она стала мультифункциональной и позволяющей поддерживать иерархию организационных структур корпораций. Сейчас в личном кабинете есть возможность заключать сделки любого формата: с поставщиками, с покупателями, с корпорациями, с предприятиями МСБ. Это значит, что любая компания, которая работает с факторингом, может уступать свои поставки, работая и в качестве поставщика, и в качестве покупателя. Корпорация, которая работает на платформе, может обслуживать и свои продажи, и свои закупки, подключать поставщиков к платформе и просто выполнять платежи в адрес поставщиков. Если у компании, например, сложная организационная структура: казначейство, головной офис, дочерние общества, заводы, сбытовые компании, то ее центральное казначейство может видеть статус по всем своим зависимым обществам. Такие сервисы «одного окна» будут развивать и другие игроки рынка.

Дебиторы заботятся о поставщиках

Экономическая ситуация этого года изменила отношения «поставщик-покупатель». Раньше дебиторы устанавливали максимально комфортные условия оплаты для себя, не задумываясь о финансовом положении подрядчиков в ожидании оплат. Однако, начиная с весны, поставщики особенно сильно почувствовали на себе влияние кризиса, и поддержка стала для них необходимой. Даже тем компаниям, которые до пандемии кредитовались, банки частично приостановили доступ к финансированию. Поставщики лишились возможности получать стандартное кредитование, но у них был недооцененный ресурс – дебиторская задолженность. Дебитор, который не интересовался финансированием, сейчас переменил свое отношение, потому что поставщики стали исчезать и приходилось искать новых. Сроки контрактов, соответственно, затягивались. Для покупателей стало важно предоставить поставщикам доступ к финансированию этих контрактов. Покупатели задумались о том, каким образом их поставщики смогут получить доступ к банковской ликвидности и стали управлять этим потоком. Отсюда появилась необходимость платформенных решений для дебитора и комплексные программы для поставщиков.

Прогнозы

Ключевые заказчики сейчас активно увеличивают количество дней отсрочки, ставят задачи сдвинуть платежи на следующий квартал. Поэтому поставщики оказываются в уязвимом положении, не получая оплаты по уже выполненным работам, либо идя на контракты с очень большими разрывами между исполнением и оплатой, что приводит их к факторингу. Сейчас с факторингом начали работать новые отрасли, которые раньше почти не были представлены в портфелях факторов. В последнее время стали очень активны промышленность, энергетика, нефтяная и химическая отрасль. По нашим прогнозам, спрос со стороны этих отраслей будет только расти, а значит будет все больше новых цифровых решений для крупного бизнеса.

Также нам кажется, что будущее факторинга – за индивидуальной настройкой продуктов под нужды конкретных клиентов.


ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ