20.05.2020, 12:00
Количество просмотров 2861

Карантин и изоляция за рубежом чреваты налоговыми рисками

Кажется, будто режим изоляции поставил мир на паузу: межгосударственные границы закрыты, самолёты не летают и не ездят поезда, рестораны, торговые центры и иные общественные заведения не функционируют, отменены все культурные и развлекательные мероприятия. Создается ощущение того, что время остановилось. Но так ли это на самом деле - рассказала Алсу Абдрахманова, руководитель Международной практики Parallel Legal Consulting.

Карантин и изоляция за рубежом чреваты налоговыми рисками
 - рис.1

Кажется, будто режим изоляции поставил мир на паузу: межгосударственные границы закрыты, самолёты не летают и не ездят поезда, рестораны, торговые центры и иные общественные заведения не функционируют, отменены все культурные и развлекательные мероприятия. Создается ощущение того, что время остановилось. Но так ли это на самом деле - рассказала Алсу Абдрахманова, руководитель Международной практики Parallel Legal Consulting. 

Налоговые органы могут пересмотреть статус гражданина, застрявшего на карантине в другой стране

 Кажется, будто режим изоляции поставил мир на паузу: межгосударственные границы закрыты, самолёты не летают и не ездят поезда, рестораны, торговые центры и иные общественные заведения не функционируют, отменены все культурные и развлекательные мероприятия. Создается ощущение того, что время остановилось. Но так ли это на самом деле? В действительности, время и фактическое нахождение лиц в определенном месте в условиях вынужденного пребывания в период кризиса COVID-19 могут породить последствия, с которыми потом нужно будет считаться. 

Некоторые граждане не смогли покинуть те страны, в которых застала их пандемия, по независящим от них обстоятельствам, другие – добровольно выбрали ту или иную страну для самоизоляции. В любом случае, возникает ряд вопросов, связанных с возможным изменением налогового резидентства как самих таких лиц, так и связанных с ними компаний. Со стороны ОЭСР было выпущено руководство о том, как учитывать вынужденное пребывание на территории той или иной страны в текущих реалиях, однако данное руководство не является обязательным к исполнению и далеко не везде будет принято за основу. 

Что грозит застрявшим на карантине за границей?

Во-первых, риск изменения налогового резидентства лица на налоговое резидентство страны, на территории которой такое лицо фактически находится в изоляции. По общему мнению, которого придерживается и ОЭСР, фактическое нахождение лица на территории определенного государства в условиях вынужденной изоляции не должно влиять на налоговый статус такого гражданина. 

Однако есть нюансы и иные взгляды на этот счет, в соответствии с которыми налоговый статус лица может быть изменен как следствие фактического, пусть и вынужденного, пребывания на территории того или иного государства. 
Прежде всего, при определении налогового статуса внимание налоговых органов может быть обращено на характер такого пребывания. Так, в одном случае лицо может оказаться «застрявшим» в стране ввиду болезни, прекращения авиасообщения или по иным, не зависящим от него причинам. 

При предоставлении подтверждения того, что человек имел намерение покинуть страну, но обстоятельства не позволили ему этого осуществить (например, это может быть справка из медицинского учреждения о нахождении в стационаре), дни, проведенные в изоляции в такой стране, могут быть не учтены для целей определения налогового резидентства. Тогда как добровольный намеренный выбор страны для самоизоляции может не только быть принят во внимание при учете дней нахождения в стране, в связи с чем такие лица рискуют стать налоговыми резидентами соответствующей страны, накопив во время карантина «пороговый» срок пребывания, но и в некоторых случаях даже явиться своеобразной наводкой на то, где находится тот самый «центр жизненных интересов» лица. 

В подавляющем большинстве случаев это именно те страны, где находятся семьи, собственность или иные «тесные связи» гражданина. И если ранее такие лица «притворялись» налоговыми резидентами иных стран, иногда даже фактически не пребывая более 183 дней в году ни в одной стране мира, то «застряли» такие лица в большинстве случаев именно в тех странах, где находится их «центр жизненных интересов». 

Мнения о необходимости учета характера вынужденного пребывания придерживаются, например, Англия и Франция, а США, также разделяя указанную позицию, вводят срок в 60 дней для лиц, вынужденно пребывающих в стране в связи с пандемией, в качестве срока, который не будет учитываться при квалификации налогового резидента США в соответствии с критерием «существенного пребывания» на их территории. 

Представительство компании может сменить прописку Еще один риск - создание постоянного представительства компании в стране, на территории которой находятся ее сотрудники. Сотрудники некоторых компаний во время пандемии оказались в государствах, отличных от страны, в которой они регулярно работают, и удаленная работа таких сотрудников может создать для компаний «постоянное представительство». ОЭСР стоит на позиции, что временная смена места, где работники вынужденно осуществляют свою деятельность, пережидая карантин, не должна создавать новые постоянные представительства для компаний. 

Многие страны согласны с мнением ОЭСР, однако ориентируются на такую тонкость, как фактические условия работы, при которых деятельность сотрудника удаленно, например, из квартиры, не создаст постоянного представительства, тогда как временное оборудование офиса для такого сотрудника в стране его вынужденного пребывания может иметь уже обратные последствия. Кроме того, необходимо учитывать риск изменения налогового резидентства компании в связи с критерием места ее эффективного управления. 

Ввиду отсутствия авиасообщения, директора и иные исполнительные органы компании, фактически «застрявшие» в стране, отличной от страны налогового резидентства организации, вынуждены принимать решения из стран своего реального присутствия, что вызывает риски возможного изменения налогового резиденства компаний. Опасаясь указанных рисков, многие компании уже начали подвергаться редомициляции (смена юрисдикции) в целях соответствия требованиям экономического присутствия, или substance (основание присутствия) с точки зрения «места эффективного управления», ведь данный критерий учитывается для определения налогового резидентства компаний во многих странах. 

Однако вслед за ОЭСР, большинство стран идут по пути того, что временная смена местонахождения руководителей компании не должна приводить к изменению налогового резиденства юридического лица. Например, Великобритания разрешила проведение годовых собраний акционеров дистанционно на период карантина вразрез с правилами физического присутствия акционеров, прописанных в уставе компании. Услышат ли рекомендации ОЭСР ОЭСР рекомендует налоговым органам государств издать руководства и разъяснения по указанным выше вопросам. 

Во многих странах критерием для определения гражданина налоговым резидентом является срок его нахождения в стране. Чтобы стать налоговым резидентом Российской Федерации, лицу нужно провести в стране более 183 дней в течение года, что повлечет за собой для него, в том числе уплату налогов с нераспределённой прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Налог надо будет платить также и за 2019 год, так как налоговым резидентом лицо станет в 2020 году, а также декларирование своих зарубежных счетов. 

Но рекомендации ОЭСР все же не являются обязательными к исполнению, и если лицо пробудет в Российской Федерации более 183 дней, включая срок изоляции, российские налоговые органы смогут предъявить требования к такому человеку как к налоговому резиденту. В этом случае при возникновении спора между двумя государствами о том, чьим налоговым резидентом будет считаться лицо, наиболее вероятно, что в первую очередь критерием для определения налогового резидентства выступит именно «центр жизненных интересов». Таким образом, Россия в любом случае будет руководствоваться своим внутренним законодательством. Чтобы учесть рекомендации ОЭСР, необходимо, чтобы были приняты поправки, выпущены руководства и/или даны разъяснения. 

На сегодняшний день нет никакой информации о том, какого мнения будут придерживаться российские налоговые органы по всем вышеуказанным вопросам, и последуют ли они рекомендациям ОЭСР.
Рубрика:
{}Регуляторы

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ