08.04.2020, 16:55
Количество просмотров 2165

Общая задача правительства и ТЦ – сохранить бизнес эффективных арендаторов

В этом уверены Оскар Хартманн, серийный предприниматель, основатель KupiVIP, CarPrice, AKTIVO и др., и Егор Клименко, генеральный директор краудфандинговой платформы AKTIVO, с которыми мы поговорили об актуальных проблемах в деятельности торговых центров, обусловленных карантином, и возможных способах их решения.  
Общая задача правительства и ТЦ – сохранить бизнес эффективных арендаторов
 - рис.1

Об актуальных проблемах в деятельности торговых центров, обусловленных карантином, и возможных способах их решения, мы поговорили с Оскаром Хартманном, серийным предпринимателем, основателем KupiVIP, CarPrice, AKTIVO и др., и генеральным директором краудфандинговой платформы AKTIVO Егором Клименко.

R&L: Каковы сейчас актуальные показатели по работе торговых центров?

Е. Клименко: Процент работающих/закрытых площадей зависит от того набора арендаторов, который был в ТЦ до мер карантина. Как известно, закрыт общепит (кроме работы на вынос), все магазины, кроме продуктовых и продающих товары первой необходимости, развлекательные заведения, кинотеатры, салоны красоты и парикмахерские. Продолжают работать продуктовые магазины и магазины, продающие товары первой необходимости, аптеки, банки и страховые компании, зоомагазины, салоны связи.

О. Хартманн: По моим наблюдениям, покупательский спрос в значительной степени сфокусирован на продуктах питания и товарах первой необходимости. Причем заметное число покупателей перешло на покупки онлайн. Так, в районных торговых центрах шаговой доступности мы наблюдаем снижение трафика до 40%. Примечательно, что покупатели в основном стремятся совершить покупки в якорном продуктовом супермаркете, обращая меньше внимания на узкопрофильных арендаторов торговой галереи, которые продолжают работать. Некоторые из них, даже несмотря на возможность работать, предпочитают закрываться, чтобы минимизировать расходы.

В отдельно стоящих продуктовых магазинах наблюдается незначительное снижение трафика и одновременно рост среднего чека – покупатели стараются совершать более крупные покупки, чтобы реже покидать дом.

Крупные торгово-развлекательные форматы работают в ограниченном режиме, существенная часть торговых площадей закрыта.

R&LКак вы оцениваете финансовые потери торговых центров от карантина на текущий момент и каковы прогнозы с расчетом на окончание карантина в апреле-мае? Сильно ли спасают ситуацию якорные продуктовые сети, размещенные в некоторых ТЦ?

Е. Клименко: Потери зависят от профиля арендаторов. Конечно, продуктовая розница и аптеки чувствуют себя лучше других. Как водится, за скидками обратятся все: и те, чей бизнес чувствует себя более уверенно, и те, кто действительно пострадал. Отличить одних от других, найти некую точку справедливости – задача коммерческого отдела. Правительство определяет общие правила игры – арендаторы, которые осуществляют деятельность в наиболее пострадавших отраслях, могут рассчитывать на отсрочку арендных платежей. Общая задача – сохранить бизнес эффективных арендаторов и не допустить неисполнения обязательств арендодателей перед кредиторами.

R&LКакие государственные меры по поддержке деятельности торговых центров могут сохранить бизнес? И возможна ли на практике их реализация?

О. Хартманн: Острый вопрос. С одной стороны отношения хозяйствующих субъектов должен регулировать рынок: арендатор и арендодатель сами должны договариваться – они заинтересованы друг в друге; аналогичным образом арендодатель должен самостоятельно договариваться с финансирующими банками. Государство может создавать предпосылки для таких договоренностей: помогать бизнесу и арендаторов, и арендодателей налоговыми послаблениями, предусмотреть регуляторные послабления для финансирующих банков. Такие меры поддержки обсуждаются и реализуются. Насколько они достаточны, покажет время.

R&LНа ваш взгляд, все ли арендаторы смогут вернуться к работе, если будут потери, то какой процент? Какие сегменты окажутся наиболее пострадавшими?

О. Хартманн: Важно понимать, что происходящее за окном приведет к изменению модели потребления. В какой степени – пока не понятно. Также очевидно, что эффективные арендаторы, чей бизнес нацелен на удовлетворение потребностей населения в базовых товарах и услугах, определенно будут востребованы.

R&LКакие сейчас возможны действия со стороны управляющего ТЦ, чтобы сохранить в будущем пул своих арендаторов (и при этом самому не стать банкротом)?

О. Хартманн: Задача – найти баланс между денежным потоком, который могут платить арендаторы, и денежным потоком, который должен получить кредитор. Это очень творческая задача. Особенно если простаивает высокий процент торговых площадей, а работающие арендаторы чувствуют себя неважно. Проводить ротацию арендаторов в сегодняшних условиях крайне тяжело.

R&LЕсть ли у владельцев инструменты поддержки своих партнеров либо они сами оказались в тупике?

Е. Клименко: К сожалению, редкие арендодатели сегодня не имеют кредитной нагрузки и могут с легкостью поддерживать своих арендаторов скидками и арендными каникулами.

R&LКак правильно, на ваш взгляд в ТЦ нужно решать вопросы с персоналом в этот период?

Е. Клименко: Сложный вопрос. На стыке эффективности и социальной ответственности. Каждый решает его по-своему и в меру возможностей.

R&LДопускается ли открытие в ТЦ дополнительных точек притяжения клиентов – например, ПВЗ?

Е. Клименко: ПВЗ, банкоматы, специализированные вендинговые аппараты являются традиционным способом привлечь дополнительных клиентов и извлечь доход от свободных мест общего пользования.

R&LРешаются ли в ваших точках в ТЦ вопросы безопасности посетителей и сотрудников, налажены ли эти процессы и как?

Е. Клименко: Основная мера безопасности – соблюдение социальной дистанции – расстояния между посетителями в 1,5 метра. В помещении необходимо достаточное пространство для того, чтобы покупатели не стояли в тесноте и могли соблюдать дистанцию. Мы решаем эту задачу за счет информирования и соответствующей напольной разметки.
Рубрика:
{}Розница

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ