12.03.2018,
11:32

RNC Pharma представила рейтинг российских фармдистрибьюторов по итогам 2017 года
Пока фармкомпании демонстрируют благополучие. Вместе с тем эксперты говорят, что оно в любой момент может смениться спадом.


Новый год для сферы оптовой торговли ЛП ознаменовался сразу несколькими важными событиями. Во-первых, в январе фактически стартовал процесс банкротства компании «Роста». Он проходит на фоне высокой закредитованности фармритейла. Представители «Протек», к примеру, оценивают эту закредитованность в 10-11% от годового объема розничного коммерческого рынка. Потому внешнее благополучие оптовых компаний (из ТОР-15 по итогам 2017 г. лишь 4 показали сокращение рыночной доли) в любой момент может смениться спадом.
Во-вторых, на рынке стартовал важный и весьма болезненный процесс - процедура оспаривания права производства ЛП, находящихся под патентной защитой. Здесь пока наиболее активным игроком выступает компания «Натива». В контексте обзора сферы оптовой торговли ситуация интересна прежде всего тем, что аналоги оригинальных препаратов, произведенные «Нативой», уже фигурируют в рамках государственных контрактов, заключенных с рядом оптовых компаний. Более того, один из этих дистрибьюторов - «Мамонт Фарма» - имеет явные признаки аффилированности с компанией «Натива».
В целом, ситуация для российского фармрынка не уникальная, но весьма показательная. Подобную активность можно инициировать, только хорошо разбираясь в административных процедурах, сопровождающих процесс вывода ЛП на российский рынок. В определенном смысле - это высший юридический пилотаж. Обычно подобные баталии характерны для весьма зрелых рынков. До недавних пор отечественные компании здесь выступали в лучшем случае наблюдателями.
Наконец, по рынку прокатилась волна так называемого черного PR, направленная, что по-своему тоже весьма показательно, не просто против одной конкретной компании, а против конкретной персоны – основного владельца компании «Р-Фарм». Качество исполнения кампании весьма топорное, объективной информации о ситуации тоже, увы, немного. Но сам факт подобной активности заставляет задуматься о существовании глобального противостояния титанов российской системы госзакупок. Тем более, что отдельные отголоски этой борьбы все чаще становятся достоянием общественности.
ТОР-15 фармдистрибьюторов по доле рынка прямых поставок ЛП (с учетом льготных поставок, в т.ч. региональных), в денежном выражении, по итогам 2017 г.
