Рост цен в России существенно замедлился, но ситуация может поменяться
Рост цен в мае — начале июня существенно замедлился, но Центробанк не склонен трактовать этот факт чересчур оптимистично, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в ходе пресс-конференции по итогам решения регулятора о ключевой ставке.
По её словам, цены по небольшой группе товаров (примерно 10% от потребительской корзины) в мае не просто замедлили рост, но и снизились. В основном это продовольствие, для которого свойственна повышенная волатильность цен (это некоторые фрукты и овощи, яйца, сахар). Дешевели и товары длительного пользования, которые ещё недавно дорожали двузначными темпами.
По основной же массе позиций темпы роста цен хоть и снижаются, но по-прежнему значительно выше 4% в пересчёте на год, отметила Набиуллина.
В феврале-марте граждане сформировали запасы товаров и продуктов длительного хранения на несколько месяцев вперёд. Сейчас они постепенно расходуются, и новые покупки, вероятно, совершаются в меньшем объёме. Кроме того, предприниматели существенно повысили цены, опасаясь, в том числе ослабления рубля.
Сейчас, рассказала глава ЦБ, когда ситуация стабилизировалась, не все готовы покупать товары по таким ценам. Поэтому происходит их коррекция вниз. Но ситуация может поменяться. Запасы заканчиваются, и потребление будет происходить за счёт новых покупок.
«Подчеркну, что снижение цен на отдельные товары в апреле-мае лишь отчасти компенсировало мартовский ценовой скачок, — подчеркнула Эльвира Набиуллина. — Так, цены на компьютеры, телевизоры, стиральные машины, смартфоны снизились за 2 месяца на 9-17% после подорожания в марте на 15-46%».
По её словам, важный признак стабилизации ситуации — это возвращение инфляционных ожиданий населения к уровням годичной давности. Отвечая на вопрос о причинах более низких инфляционных ожиданий, граждане отмечали во время опросов, что «сильная волна повышения цен уже прошла» и дефицита товаров повседневного спроса удалось избежать.
Ценовые ожидания предприятий также продолжили снижаться, вернувшись к уровням конца прошлого года, отметила председатель Центробанка. Среди причин компании называют как замедление роста издержек, включая курсовую динамику и удешевление моторного топлива, так и ослабление спроса на их продукцию. Однако и ожидания предприятий, и ожидания населения пока остаются гораздо выше тех уровней, которые наблюдались при инфляции вблизи 4%.
«Мы понизили прогноз инфляции на 2022 год с учётом этих тенденций, — сказала Набиуллина. — И по нашим оценкам, прирост цен по итогам этого года составит 14-17%, на следующий год прогноз не изменился — 5-7%, и затем инфляция вернётся к целевому уровню».
Что касается потребительской активности, то в апреле-мае регулятор увидел её охлаждение — оборот розничной торговли снизился почти на 10% год к году. Среди причин Эльвира Набиуллина назвала три.
Во-первых, спрос скорректировался после ажиотажа в конце февраля — начале марта. Во-вторых, в последние 3 месяца сбережения граждан были связаны высокими депозитными ставками. И, в-третьих, замедлилось потребительское кредитование.
«Это можно объяснить как высокими ставками, так и тем, что основные крупные покупки, для которых часто используют такие кредиты (бытовая техника, электроника), были уже сделаны раньше», — отметила глава ЦБ.
«Мы считаем, что сейчас эти факторы начинают менять направленность, — подчеркнула Набиуллина. — Общая стабилизация ситуации и улучшение ожиданий относительно перспектив развития экономики будут поддерживать потребительскую уверенность».
По её словам, расширение программ социальной поддержки и индексация пенсий, уже заложенные в бюджет, также будут способствовать увеличению потребительской активности. И по мере расходования запасов потребление начнёт возвращаться к более привычным уровням.