25.05.2020, 15:17
Количество просмотров 2587

Умный город, глупый люд, или Как построить гуманное общество

Что не так с концепцией "умного города" и почему модернизация инфраструктуры не всегда идет на пользу населению, рассказывает Олег Брагинский, основатель «Школы траблшутеров», директор «Бюро Брагинского».
Умный город, глупый люд, или Как построить гуманное общество

 - рис.1

Что не так с концепцией "умного города" и почему модернизация инфраструктуры не всегда идет на пользу населению, рассказывает Олег Брагинский, основатель «Школы траблшутеров», директор «Бюро Брагинского».

Деревня прёт

Скучно жить на хуторах, тягостно в сёлах, нехудшим развлечением становится посещение ближайших крупных населённых пунктов. Можно любоваться витринами, глазеть на афиши, ловить модные тренды. Минусы тоже есть: приходится рано вставать, ехать электричками, поздно возвращаться.

Мятые полиэтиленовые пакеты, щёлканье семечек на тротуар, странные одёжные композиции. Еда на лавочках, недопитые бутылки на бордюрах, щедро рассыпанные бычки. На недовольные взгляды прохожих внимания никто не обращает: приезжим тяжело без туалетов и лень пользоваться урнами.

Вспоминается чемпионат мира по футболу, когда иностранцев щедро поили пивом, «заставляя» мочится на стены домов. Центр превратился в странную смесь весёлых людей, танцующих под неприглядное амбре. Разве трудно было предсказать поведение фанатов, разгорячённых спиртным?

 - рис.2

Околица валит в центр

Жителей гетто тянет в элитные районы глазеть на сплошной «Версаль». Замки, изгороди, чудные поросли вызывают искреннее удивление и неприкрытую злость: «Зажрались!», – думают пришлые, смачно харкая на асфальт. Как можно спокойно созерцать столь наглую демонстрацию превосходства?

Бесят рестораны, где сквозь витрину видно, как морского гада жарят на чудной сковороде, продавая по цене в зарплату тракториста. Речь не о классовом равенстве, а о том, как удержаться и не швырнуть кирпич, разнеся вдребезги нахальное стекло, попутно испугав самодовольных едоков.

Приходится довольствоваться фастфудом и сладкой газировкой, небрежно роняя упаковку и бутылки вдоль ноги: ближайшие не замечают, дальним – не до этого. Рядом на перекрёстке крашеная дама щедро сыплет конфетные обёртки из окна лощёного Мерседеса… видимо, дело не в достатке.

 - рис.3

Ночами невозможно спать

Дневная красота требует жутчайших жертв: ремонтно-восстановительные работы гремят тяжёлыми машинами под окнами тревожных горожан. Постоянно улучшают поребрики, бесконечно перекладывают плитку, засохшие деревья подменяют цветущими, аналогично поступают с клумбами.

Метро буравят снизу, сверху строят развязки, в переходах ставят фальш-потолки. За неприметными дверьми ночуют охранники, сторожащие не нас, а дорогостоящие видеокамеры и аппаратуру фиксации происходящего. Тянутся кабели, роются канавы, кладутся трубы, облагораживаются стоки.

Красивое при свете дня не радует не выспавшихся, замучившихся звонить в полицию, прокуратуру и следственный комитет. Ощущаем себя как на фронте, когда ценой небывалых потерь ковалась столь желанная победа. Сегодня ситуация аналогичная, только праздновать что-то совсем не хочется.

 - рис.4

Вандалы нашли тропу войны

Новостройки покрываются граффити, руферы расцвечивают макушки домов непристойностями, ворюги бесстыже тырят лампы неприменимые в быту. Разборщики соревнуются в скорости переправки лавочек и скамеек на дачные кооперативы за смешную мзду – общественное перетекает в личное.

Дорожные знаки – лучший материал для лопастей вёсел, электронные табло остановок напоминают телевизоры, часы из сквера тоже можно утащить. Сирень ломают на корню, тюльпаны режут охапками, с велосипедов скручивают звонки и зеркала заднего вида: хозяйственных немало нынче развелось.

Старые могильные плиты безжалостно режут на бордюры, не удосужившись стереть фамилии и даты жизни. Чьи-то судьбы становятся опорой для безымянных ног, спешащих на работу, не желающих утопать в грязи. Цивилизация не церемонится с мёртвыми, которые не бастуют и не пойдут голосовать.

 - рис.5

Технологии попали в руки дикарей

Гастарбайтеры топорами срубают разметку с дорог: временную жёлтую и постоянную белую. Сначала это вызывало смех, затем скепсис и наконец перестало задевать. Фонарные столбы красят ржавыми, чего бы не допустил ни один хозяйственник, но чем быстрее слезет, тем скорее оплатят новый наряд.

Ливневую канализацию пытаются имитировать, но дождливая погода рвётся испытать новодел: прохожие разуваются, закатывая брюки и юбки – весело всем. Особо ликуют журналисты: неподалёку от офиса легко отыскать умилительные бардаки и лежалые строительные материалы.

Мужчины скользят по гладкому коровами на льду, дамы скачут козочками, стараясь не оставить каблуки в швах коварных брикетов. Положенные на песок плитки топорщатся как костюм неумелого портного, хотя коммунальные службы пытаются регулярно одёргивать непослушные каменные слои.

 - рис.6

Культура не поспевает за инвестициями

Алкомаркеты открываются на каждом углу, обрастая заплёванными урнами с горами непомещающегося мусора по вечерам. Горожане и гости брезгливо отворачиваются по принципу «Плохого видеть не хотим». Оборзевшие предприниматели надеются на тщательность дворников.

Выходящие с пивом из забегаловок ловко отщёлкивают зажигалками крышки вдаль под восторженные взгляды зевак. Цветы бетонных микроклумб оказываются заживо погребёнными под рифлёными кусочками металла. Национальным спортом становится гадить, пакостить, сорить.

Недоеденные пакеты чипсов швыряются собакам, уток кормят белым хлебом, голубей и ворон расстреливают из мелкашек. Стволы деревьев слёзно рапортуют кто кого любит, надписи на асфальте рекомендуют секс-игрушки и вложиться в биткоин. Красоту неба не замечает никто.

Гуманитарии бунтуют в шапочках из фольги

Развитие сетей сотовой связи связывают с импотенцией те, кто и до этого в постели не блистал. Зато появились отговорки и ссылки на вредное излучение. Обыватели покупают чудо-приборчики, способные одновременно измерять таинственные волны и уровень нитратов в арбузах.

Круг забот невероятно вырос: к стандартным давлению, влажности и силе ветра добавилась необходимость следить за насыщенностью крови кислородом, вредными выбросами в атмосферу, интерактивной картой гроз. Особенно нравится возможность делить любое значение на произвольное.

Стал очевиден вред знания физики: на корню убивает святые чудеса. Проявилось коварство Яндекса, не прокладывающего лучший маршрут, а следящего за равномерностью распределения пробок. Умные часы обвиняются в том, что, лёжа на подоконнике, не подсчитывают количество пройденных шагов.

Социальные сети бесконечно подписывают петиции

Модернизация инфраструктуры создаёт временные неудобства, которыми обожают пользоваться непричастные, чтобы по-быстрому срубить бабла с улучшателей. Онлайн-призывы оборачиваются офлайн-стачками, которые привычно разруливают социальные решатели.

Планирующееся во благо обрастает слухами, страхами, сплетнями: бесплатный Wi-Fi отслеживает перемещения, при вакцинации доверчивых чипируют, подземный транспорт разгружает дороги для чиновников. Чем ужаснее бред, тем собирает больше сторонников: умнеет город, глупеет люд.

Того и гляди, восстанут луддиты, круша витрины, разбивая траволаторы, уничтожая электробусы. Кому нужны рекламы, чувствующие приближение, если люди, уткнувшись в телефоны, тяготеют к виртуальной реальности. Зачем ремонтировать фасады и совершенствовать бесконтактные платежи?

Рубрика:
{}Технологии

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ