25.12.2020, 15:30
Количество просмотров 2973

Здоровое питание в пандемию: как магазины полезных продуктов переживают кризис

Пандемия, карантин и экономический кризис нанесли серьезный удар по бизнесу: несмотря на снятие режима самоизоляции, каждая пятая торговая точка малого и среднего бизнеса в России так и не возобновила работу. Чувствительным к карантину оказался и сектор полезных продуктов: некоторые россияне предпочли пренебречь пользой, когда речь зашла о хлебе насущном. Как справились с проблемами этого периода фермерские и крафтовые магазины, рассказала Оксана Куропаткина, генеральный директор сети магазинов “Зорька и Милка”.
Здоровое питание в пандемию: как магазины полезных продуктов переживают кризис

 - рис.1

Пандемия, карантин и экономический кризис нанесли серьезный удар по бизнесу: несмотря на снятие режима самоизоляции, каждая пятая торговая точка малого и среднего бизнеса в России так и не возобновила работу. Чувствительным к карантину оказался и сектор полезных продуктов: некоторые россияне предпочли пренебречь пользой, когда речь зашла о хлебе насущном. Как справились с этим периодом фермерские и крафтовые магазины, рассказала Оксана Куропаткина, генеральный директор сети магазинов “Зорька и Милка”.

Две волны ковида: падение продаж

Первый режим самоизоляции в Москве ввели 30 марта: тогда большинство жителей перешли на удаленную работу и перестали ездить в центр города. Торговле, что базировалась в центре, пришлось нелегко: с одной стороны, существенно сократилась выручка, с другой - не все арендодатели пошли навстречу.

По данным РБК, с начала марта по начало июня на Арбате, Тверской, Никольской и других ключевых торговых улицах Москвы прекратили работу 4% торговых точек от общего количества, т.е. 112 продовольственных и непродовольственных магазинов, а также заведений общественного питания.

“Зорька и Милка” тоже закрыла два магазина: первый и до коронавируса не приносил прибыли, в случае второго - не получилось договориться с арендодателем, который наотрез отказался делать скидки или отсрочки. Выручка сократилась больше, чем вполовину, сильно сократилось количество поставок, и вместо ежедневных развозов у компании было 2-3 выезда в неделю.

 - рис.2

При этом ко второй волне торговля успела подготовиться, да и ограничения пока гораздо слабее весенних. Удаленно работают только 30% горожан, и мы зафиксировали падение выручки “всего лишь” на четверть.

Развитие онлайн-торговли

Еще до объявления первого локдауна, магазины, в том числе и продуктовые, стали быстро развивать онлайн-площадки. Многие в срочном режиме занялись сайтом и приложением, другие стали придумывать маркетинговые инструменты, например, бесконтактную доставку или бонусы при покупке от определенной суммы.

Как отмечают "Ведомости", в онлайн-торговле едой за весну появилось около 30 новых игроков: “Это и крупные продовольственные офлайн-ритейлеры, и непрофильные онлайн-магазины, до сих пор продававшие все, кроме еды, общепит и многие другие”.

“Зорька и Милка” не стала исключением - весной число заказов через сайт увеличилось в 50 раз. Сборкой занимались наши менеджеры прямо в магазинах, а развозили заказы наши логисты на машинах компании. Мы оперативно доработали уже существовавший сервис, сделали новый сайт и подключили онлайн-оплату.

По данным Criteo, пандемия повысила интерес пользователей к покупкам через разные каналы. Так, в мае 58% респондентов делали покупки как офлайн, так и онлайн. Но летом показалось, что коронавирус побежден, наши покупатели вернулись в обычные магазины, и сайт опустел. Сейчас, в связи со второй волной, его выручка снова выросла, примерно в 4-5 раз относительно лета.

Изменение магазинов под санитарные требования

Многие бизнесы в экстренном порядке проводили модернизацию в связи с усилением санитарных требований. Тут сегмент крафтовой продукции по большей части не претерпел изменений, так как эта категория изначально имеет более высокие требования к контролю качества. С каждой поставки снимается проба и, если продукция не соответствует даже внешне, ее возвращают поставщику.

 - рис.3

В пандемию большинство крафтовых магазинов ввело дополнительный мониторинг изменений законодательства, так как любые ошибки или реакции с опозданием приводят к серьезным штрафам, в некоторых случаях и к закрытию. Антисептики, разметка на полу, требования к масочному режиму - никто не пренебрегает этими требованиями, лишние проблемы никому не нужны.

Каждый день проходят внутренние проверки того, как соблюдаются эти предписания в магазинах, проверяется температура у сотрудников, их внешний вид - наличие масок и перчаток. За все время пандемии у нас был только один случай, когда продавец снял перчатки - его заметили проверяющие службы и компанию оштрафовали.

Пересмотр стратегии по аренде

COVID-19 внес коррективы в планы всего рынка. Не говоря уже о том, что некоторые магазины вовсе не открылись, торговле в целом пришлось пересмотреть стратегию запуска новых точек. Если раньше все ориентировались на центр Москвы, в пределах ТТК, то теперь больше внимания уделяется жилым комплексах и спальным районам. Даже когда удаленка была отменена, многие клиенты не вернулись в магазины в центре, предпочитая покупать продукты у дома.

Эта тенденция естественным образом повлияла на весь ритейл. Если раньше на стоимость аренды напрямую влияла ее удаленность от центра: чем дальше помещение, тем ниже цена, то теперь эта зависимость менее выражена. Как отмечают РБК, падение стоимости аренды помещений за каждые 5 км от Красной площади уменьшилось с 8% до 4%.

Люди стали чаще отказываться от поездок в крупные торговые центры, в то время как районные ТЦ теперь привлекают больше внимания. В июне-июле они стали генераторами трафика, а супермаркеты, так и не закрывшиеся в период самоизоляции, - якорными арендаторами.

Из-за того, что горожане стали больше времени проводить в своем районе, выросло влияние такого показателя, как количество жителей в окружении объекта. По данным РБК, при увеличении плотности населения на пять человек на 1 га премия к ставке аренды выросла в три раза: с 0,25% до пандемии до 0,75% летом 2020 года.

Тем не менее, решения по аренде даются сложно и приходится внимательно анализировать место и трафик. Со стороны может показаться, что все вернулось на круги своя, но нет: кто-то так и остался на удаленке, кто-то уехал с детьми за город, поэтому сложно дать адекватную оценку предлагаемым точкам.

Новые возможности

Несмотря на все трудности, были и открытия новых точек. РБК приводит статистику: на главных торговых улицах начали работу 39 заведений. “Зорьке и Милке” тоже удалось открыть три магазина, и планируется еще четыре запуска.

Кроме того, рынок труда стал богат на специалистов, и сейчас нет проблем с поиском продавцов. Это хорошо для магазинов: не приходится уговаривать работать, а скорее наоборот, причем можно выбирать и смотреть на дополнительные компетенции соискателей. Но, с другой стороны, это значит, что многие потеряли работу и безработица растет.

Что касается новых клиентов, то пока рано делать выводы. Появляются новые лица, но надо понимать, что покупательская способность не восстановилась и вряд ли этого стоит ожидать в ближайшие полгода. Посидев в режиме жесткой экономии, люди подумали, что, может, и нет потребности тратить много денег, и пересмотрели продуктовую корзину в сторону уменьшения.

Рубрика:
{}Торговые сети

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ