17.06.2020, 12:59
Количество просмотров 63

10 трендов российского ритейла в период пандемии COVID-19

Полномасштабная картина происходящего как в российском, так и международном ритейле, глазами экспертов и участников отрасли. Подробно разбираем, как пандемия COVID-19 повлияла на отечественный ритейл, для каких трендов стала катализатором и каких изменений ждать в ближайшем будущем.
10 трендов российского ритейла в период пандемии COVID-19
 - рис.1

Полномасштабная картина происходящего как в российском, так и международном ритейле, глазами экспертов и участников отрасли. Подробно разбираем, как пандемия COVID-19 повлияла на отечественный ритейл, для каких трендов стала катализатором и каких изменений ждать в ближайшем будущем.

Проектный офис отраслевой аналитики, в который вошли: агентство Prognosis, Центр общественно-политических и социальных проектов (ЦОПиСП), коммуникационное агентство Effix Communications и стратегические консультанты BestBrains Consultancy, представил исследование – “Навигатор отрасли”. 

Первый выпуск посвящен российскому ритейлу. “Навигатор отрасли” – это цикл регулярных исследований различных отраслей, основанный на глубинных интервью ведущих отраслевых экспертов, SWOT анализе и online-опросе, дающий объективную оценку ситуации на рынке и ее восприятия участниками отрасли. В числе результатов первого исследования воздействия пандемии COVID-19 и текущей экономической ситуации на российский ритейл стоит выделить новые бизнес тренды. 

Топ – 10 трендов в российском ритейле:  
  1. Сдержанный оптимизм: общая оценка экспертов отрасли, несмотря на ожидания и текущую экономическую ситуацию, оказалась в положительной зоне. Большая часть респондентов в своих ответах склонялась к оптимизму и показывала уверенность в своих силах. Сильные стороны компаний и потенциальные возможности рынка были оценены респондентами максимально высоко (4 из 5 баллов).  
  2. Онлайн идет в оффлайн. Online-ритейлеры активно выходят в стрит-ритейл, к примеру: Ozon, Lamoda и Wildberries, ищут небольшие торговые площади в местах с высоким трафиком, в том числе, в центре города, площадью 40-70 м2. 
  3. Вынужденная цифровизация. Крупные компании, которые ранее рассматривали для себя только inhouse-продукты и собственные IT наработки, оказались в момент кризиса технологически не готовы и были вынуждены вопреки своим бизнес-моделям и убеждениям воспользоваться пакетными облачными решениями и внедрять сторонние технологии для выстраивания системы online-продаж. 
  4. Коронавирус стал катализатором новых партнерств между участниками рынка. Кризис для ритейла обернулся большими возможностями, которые пришлось оперативно осваивать. Неготовые к взрыву online-спроса ритейлеры кооперировались с сервисами доставки, такси, каршерингом и маркетплейсами. При этом online-ритейлеры осваивали новые категории – от продуктов питания до доставки еды из ресторанов. 
  5. Кризис сплотил людей. Эффективность управления человеческим капиталом становится приоритетом и создает конкурентное преимущество. Компетенции и забота о команде вышли на первый план для топ-менеджмента. Среди сильных сторон респонденты указывали командную работу, скорость и гибкость принятия решений. Показательно, что профессионализм команды, забота о персонале, человеческий фактор в широком понимании этого термина, стали общей темой в ответах всех участников исследования. 
  6. Женщины адаптировались лучше. Они высказались почти вдвое оптимистичнее относительно происходящего и оказались в два раза менее тревожны, чем мужчины. 
  7. Ритейл боится обвала спроса и не только. В перечне основных внешних угроз, помимо ожидаемого сокращения спроса и ухудшения состояния экономики, приведены риски последствий госрегулирования, опасения сокращения штата и возможного массового распространения вируса среди сотрудников. 
  8. Продуктовый ритейл ищет новые форматы взаимодействия с покупателями.
К примеру, непродовольственный – осваивает продуктовые категории. Так, в ассортименте непродуктовых магазинов (напр., Lamoda, OZON, Ситилинк и Позитроника) появились продукты питания и хозтовары. 

Некоторые, начали организовывать доставку товаров прямо со складов, минуя магазины. В среднесрочной перспективе ожидается увеличение продаж Direct to Consumers (напрямую покупателям, прим.) и появление новых решений для реализации этой модели продаж. 

 9. Удаленный режим работы. Коронавирус наглядно показал, что большая часть менеджмента может работать удаленно. Многие компании уже объявили о намерении сокращать офисы и переводить от 30% до 50% сотрудников в дальнейшем на удаленную работу. 

10. Коммуникация с потребителями: персонально, визуально, оперативно и с большим уклоном в социальную ответственность. Ритейлеры активно борются за лояльность потребителей. Большее значение приобретает работа с репутацией, ведь пользователи стали больше писать и обращаться к брендам, упоминая их в своих постах – по разным оценкам объем таких обращений вырос на 29%. Также повысилась роль социальной ответственности, по мнению опрошенных, в период кризиса взаимная поддержка – это то, чего ожидают и потребители, и регуляторы, и акторы рынка. 

Оптимизация, технологизация и эволюция 
Выход из сложившейся на сегодняшней день ситуации, по мнению экспертов, в новых услугах (включая online-сервисы), потенциальных выгодах от реструктуризации рынка и повышение эффективности всех процессов. «Тот, кто научится строить мост между digital, виртуальной жизнью, где собрано колоссальное знание о нашем поведении и миром товаров, тот станет главной угрозой для существующих offline-ритейлеров. 

Представьте только ситуацию, если ребята создадут коллаборацию с условным «Самокатом» или сами создадут сервис, который позволит накопленные знания о всех пользователях интернета превращать в продажи товаров», - рассказал в интервью для исследования Андрей Белоногов, бизнес-консультант, экс-топ-менеджер сетей «Магнит», «Лента».
Рубрика:
{}

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ