08.06.2020, 09:53
Количество просмотров 95

Армения. Реалии пандемии и чего ждать после COVID-19?

Продолжаем мониторить развитие ситуации с пандемией в странах ближнего и дальнего зарубежья. Что изменилось за время наших апрельских репортажей в Армении? О ситуации в республике рассказывают независимые эксперты портала PLUSworld.ru по Армении Ваагн Месропян, генеральный директор ООО «Альфа-Груп», компания «КардМастер», и Бениамин Тадевосян, генеральный директор и со-основатель Pay.
Армения. Реалии пандемии и чего ждать после COVID-19?
Продолжаем мониторить развитие ситуации с пандемией в странах ближнего и дальнего зарубежья. Что изменилось за время наших апрельских репортажей в Армении? О ситуации в республике рассказывают независимые эксперты портала Retail&Loyalty по Армении.

 - рис.1

Ваагн Месропян, генеральный директор ООО «Альфа-Груп», компания «КардМастер», и

 - рис.2

Бениамин Тадевосян, генеральный директор и со-основатель Pay. 

О более ранних событиях читайте серию репортажей наших внешних экспертов из самых разных стран мира, включая США, Сингапур, Индию, Кипр, Канаду, Нидерланды, Бельгию, Израиль, Беларусь, Великобританию, Новую Зеландию, Португалию, Уругвай, Кению, Грузию и Армению.  

R&L: Последний раз мы обсуждали с вами ситуацию в Армении в связи с пандемией в апреле. Какова ситуация в вашей стране на сегодняшний день, что изменилось за последние полтора месяца?

В. Месропян: Ситуация, как и везде, не из лучших. Резкое снятие ограничений привело к предсказуемому росту количества заражений и, к сожалению, смертей от коронавируса. В результате режим ЧС продлили, правительство и комендант пытаются, не «останавливая» экономику, ужесточить меры безопасности. Сначала ввели обязательное ношение масок и перчаток в закрытых помещениях, в автомобилях, если в них находятся пассажиры (даже если они члены одной семьи), а за последние дни ввели новые правила по ношению масок везде вне жилых помещений. Так же полицией и МЧС проводятся специальные рейды. 

 - рис.3

Б. Тадевосян: К сожалению, уже более 11 тыс. жителей Армении заразились коронавирусом, и число заболевших пока продолжает расти. За почти 2,5 месяца карантина люди привыкли к новой реальности – работать удаленно, соблюдать социальную дистанцию, надевать маски и перчатки. Труднее всего дается соблюдение ограничений, связанных с организацией семейных праздников и других массовых мероприятий – приходится нарушать устоявшиеся традиции гостеприимства и общения, идущие вразрез с требованиями карантина.  

R&LКакие из введенных мер, направленных против пандемии, оказались эффективными, а какие нет? 

В. Месропян: По моему субъективному мнению, требования по обязательному получению пропусков были лишними. На это у государства ушло много времени и ресурсов. Люди просили пропуска у знакомых предпринимателей, компании которых не попадали под ограничения. Затраченными на пропускной режим ресурсами можно было усилить другие направления, больше уделить внимания медицинскому обслуживанию и контролю ношения масок, соблюдения социальной дистанции и т. п. В настоящее время в банках и супермаркетах с 10:00-12:00 обслуживают только людей пожилого возраста. На полы магазинов в местах скопления очереди нанесена разметка в виде кругов для соблюдения дистанции.  

 - рис.4

Б. Тадевосян: Во всех странах принятые против пандемии меры были примерно одинаковыми. Где-то эти ограничения были строже, где-то слабее. В Армении набор мер был примерно такой же, как и в других странах. Наиболее эффективными мерами показали себя ограничения свободного перемещения, ограничения работы общественного транспорта и ограничения работы большинства компаний. После отмены этих ограничений число зараженных стало увеличиваться. 


R&LКакие из ранее введенных эпидемиологических мер уже отменены? Какие этапы дальнейших послаблений планируются государством?

В. Месропян: Полностью отменены пропуска. Работает общественный транспорт. Послаблений, напротив, более никаких не планируются. 

Б. Тадевосян: Ограничительные меры снимались поэтапно, и сейчас остались ограничения, которые не ощущаются в повседневной жизни. Пока есть ограничения на организацию массовых мероприятий, рестораны и кафе работают с ограничениями, тоже касается и супермаркетов, и торговых центров. Но, скорее всего, большинство из этих мер также будут отменены в ближайшем будущем. Правительством также был принят ряд инициатив для преодоления экономического кризиса, вызванного пандемией. Множество граждан и компаний получили финансовую помощь, некоторые группы клиентов банков получили кредитные каникулы. Эффективность для экономики этих шагов оценивать пока рано.

 - рис.5

R&LПрогнозы местных экспертов относительно окончания пандемии и возвращения к нормальным условиям?

В. Месропян: Мнения очень разносторонние, как и во всем мире, при этом мнения медиков и мнения экономистов противоречат друг другу. Начался сезон туризма, который явно в этом году будет внутренним. Туристический бизнес, на мой взгляд, будет вынужден пойти на демпинг, и так понес значительные финансовые потери. Будут и трудности с уплатой налогов. 

Б. Тадевосян: Возвращения к «нормальным» условиям, которые были до пандемии, уже не следует ожидать даже после отмены всех ограничений – жизнь изменилась, изменилось наше отношение к работе, к быту, к взаимоотношениям. Поэтому нас ожидает новая реальность с новыми подходом к большинству аспектов повседневной жизни. И эти различия между «до», «во время» и «после» пандемии видны уже сейчас.  

 - рис.6


R&LУдаленный режим работы доказал свою эффективность и ряд компаний уже заявили о том, что оставят часть своих сотрудников работать из дома и после окончания пандемии, а некоторые и вовсе откажутся от арендуемых площадей (либо их части), полностью или частично перейдя на удаленку. Как с этим вопросом обстоят дела в вашей стране? Насколько такая схема показала себя эффективной и имеет ли она право на жизнь после пандемии? И что будут делать арендодатели – владельцы недвижимости? Как вообще чувствует себя этот рынок и его перспективы?

В. Месропян: У нас так же большинство сотрудников работают на удаленке, но пока настроений оставлять такую систему после окончания пандемии не чувствуется. Это так же связано с территориальными масштабами и экономической системой Армении. Государство продолжает финансово поощрять компании, которые не сокращали сотрудников за последние месяцы налоговых отчетов.  

Б. Тадевосян: Переход на удаленку показал свою эффективность для множества компаний. Оказалось, что практически всю деятельность в сферах, не связанных непосредственно с производством или обслуживанием клиентов, можно осуществлять удаленно. Причем зачастую такая организация работы более эффективна, чем работа в офисе, поскольку на практике нет нормированного рабочего дня, особенно для сотрудников, работающих вне корпоративной сети. 

 - рис.7

Однако выявились и задачи, которые пришлось решать в срочном порядке: 
  • Не все компании могут обеспечить сотрудников лаптопами. Многим пришлось обеспечить перевозку и подключение рабочих станций, их настройку и подключение к сети. 
  • Обеспечение информационной безопасности при удаленной работе – задача № 1 для любой компании, поэтому практически всем пришлось пересматривать свои политики информационной безопасности и перенастраивать корпоративные сети.
С другой стороны:
  • Не всем сотрудникам удобно работать из дому, поскольку жилищные и семейные условия многим не позволят работать эффективно. 
  • Возникают технические проблемы с подключением к сети. 
  • Нет «непосредственного» взаимодействия между членами команды. Особенно ощутимы проблемы с интеграцией в команду новых сотрудников, передача им опыта и обучение. После пандемии некоторые сотрудники останутся на удаленке, но большинство вернется в офисы. Естественно, множество компаний откажутся от части помещений и будут перестраивать организацию своего бизнеса. 
Большинство бизнес-центров, скорее всего, столкнутся с временной проблемой недостаточной занятости площадей, однако ее можно будет решить путем перепланировки и сдачи в аренду меньших по размерам офисов. 

 - рис.8


R&LНасколько эффективными были меры, предпринятые государством относительно поддержки финансового сектора, СМБ и потребителей? Не было ли здесь выявлено дисбаланса в пользу какой-то одной из сторон в ущерб других? 

Б. Тадевосян: Основная цель антикризисных мер – сгладить последствия кризиса для наиболее пострадавших отраслей. В создавшихся условиях речи о дисбалансе не идет –помощь в первую очередь должны получать те, кому она действительно необходима. Принимаемые правительством меры направлены на поддержку СМБ и необеспеченных слоев населения. Правительство также реализует пакеты мер, направленные на стимулирование развития экономики, в первую очередь сельского хозяйства и технологий для медицины. 

R&LВаши прогнозы на будущее. Продолжится ли дальнейший стремительный рост объема доли безналичных платежей? Будут ли после окончания пандемии участники рынка активно реализовывать в своих платежных продуктах бесконтактные технологии? Быстро ли восстановится потребность на использование наличных при расчетах в рознице?

В. Месропян: Впервые в Армении объем безналичных розничных расчетов превысил объем платежей наличными! Это большой плюс. Продвижение бесконтактных и онлайн-платежей благодаря пандемии сохранится технически, но принимая во внимание менталитет населения нашей страны, наличные, по моему мнению, после пандемии в какой-то степени восстановят свои позиции в торговой рознице.

 - рис.9

Б. Тадевосян: В условиях карантина действительно наблюдается резкий рост онлайн-торговли и безналичных платежей. Особенно эффективно работают сервисы по доставке готовой еды, продуктов и полуфабрикатов, а также цветов и подарков. Многие ритейлеры начали открывать онлайн-магазины. В помощь им появились логистические компании, которые могут организовать доставку товаров. Множество IT компаний начали предлагать услуги для создания онлайн-магазинов. Однако ввиду отсутствия опыта работы в онлайн многие магазины пока не смогли «раскрутиться» и им потребуется время, чтобы решить свои организационные, логистические и маркетинговые вопросы Однако рост безналичных платежей не такой стремительный, как онлайн-торговля в целом – здесь есть определенная местная специфика: даже довольно активно работающие онлайн-магазины принимают безналичную оплату если клиенты сами требуют это. Поэтому доля безналичных платежей в онлайн растет не только за счет роста объема торговли, но и за счет роста количества самих онлайн-магазинов. Мы надеемся, что эта тенденция сохранится и после окончания пандемии, поскольку и магазины, и клиенты привыкают к удобству и преимуществам безналичных платежей. 

 - рис.10


R&LВ ряде стран население с самого начала пандемии, еще до ее официального объявления, снимало со счетов в банках сбережения в виде наличных, запасаясь ими «на черный день», на случай критического развития событий, – насколько характерна аналогичная ситуация для вашей страны?

В. Месропян: К моему удивлению, у нас сценарий стал развиваться в другом направлении. Бизнес очень оперативно перешел на прием онлайн-платежей, и население начало больше уделять внимание онлайн-расчетам и платежным картам, которые почти во всех банках Армении эмитируются уже в бесконтактном форм-факторе. Банкоматы Америабанка перешли на бесконтактный режим обслуживания, до этого в Армении частично бесконтактной была сеть банкоматы банка HSBC. Так же добавилась новинка в сфере бесконтактной оплаты – впервые в Армении наша компания поставляет банкам бесконтактные платежные кольца своего главного партнера – российской компании АЛИОТ! Платежные кольца сразу набрали большую популярность и заинтересовали клиентов банков. 

Б. Тадевосян: Такая тенденция в Армении также наблюдалась, но большого оттока не было. Население запаслось наличными на повседневные расходы лишь на пару-тройку недель вперед. PLUSworld.ru / 

R&LВ условиях пандемии потребители стали более рационально подходить к своим покупкам? Насколько сложно и за счет чего можно будет стимулировать покупательскую активность, вернуть докризисный уровень объема потребления и возрождаются ли потребительские привычки?

В. Месропян: Естественно, как и во всем мире, в таких ситуациях покупательская активность в отношении товаров не первой необходимости упала. согласно прогнозам, экономически спад ожидается от 20–25%. Но благодаря тому что правительство не вернулась к ограничению бизнеса, а пошло по направлению усиления контроля соблюдения правил медицинских требований, надеемся, что скоро продажи восстановятся.

Б. Тадевосян: Во всем мире люди пересматривают свое отношение к потреблению. Сейчас покупают продукты и товары первой необходимости, но к «докризисным» объемам потребления мы, скорее всего, вернемся – есть пример Китая, где в первые дни после снятия ограничений наблюдался настоящий бум в ритейле. Однако предпочтения и спектр приобретаемых товаров скорее всего изменятся. Как именно – покажет время, но можно предположить, что в большей цене будут товары длительного хранения и пользования. 


R&LПродолжат ли торговые сети также активно использовать онлайн-каналы? Будут ли столь востребованы и в дальнейшем курьерские Foodtech-службы?

В. Месропян: Foodtech-службы в Армении и до пандемии работали на высоком уровне. У нас очень распространены услуги доставки среди торговых сетей и ресторанов. Практически за последние 10–15 лет в Армении можно было заказать и получить любой товар или любую еду в любое время суток. Сейчас вся эта система, благодаря пандемии, работая на пике возможностей в последние месяцы, и технически и по качеству и оперативности показывает большой рост. Бизнесы начали уделять большое внимание своим веб-страницам, рекламе в соцсетях и онлайн-магазинам. Технически рост по обеспечению легкого и удобного дистанционного выбора товара и обслуживанию онлайн-платежей очевиден.  


R&LБыла ли эффективной политика поддержки во время пандемии рестораторов и отельеров, если такая практика была реализована в вашей стране? Ваши прогнозы относительно скорости восстановления работы сферы гостеприимства в Армении? Насколько изменится его структура?

В. Месропян: Государство финансово помогает пострадавшему сектору бизнеса. Но это, конечно, нельзя сравнить с огромными потерями одной из самых гостеприимных стран мира, где за последние годы очень сильно развивался туризм. Туризм, конечно же, восстановится с открытием воздушных рейсов, которые, кстати, пусть и медленно, но уже начинают возобновляться. Так же улучшение ситуации с туризмом может быть связано с отменой ЧС и строгих правил для граждан, прибывших из других стран. Правда, ждать, когда это произойдет, придется еще долго.

Б. Тадевосян: Оценивать эффективность поддержки рестораторов и отельеров со стороны государства пока рано, поскольку карантинные меры не сняты полностью, и они еще полноценно не работают. Но рестораны и гостиницы готовы возобновить свою работу в полном объеме сразу после снятия карантинных ограничений. А поскольку времени на бронирование туров за границей не осталось, будет стремительно развиваться локальный туризм. В последние годы Армения была одной из наиболее привлекательных туристических направлений в регионе, и мы надеемся, что интерес к нашей стране сохранится и после «открытия» границ и восстановления авиасообщения. Возможно, что более востребованы будут индивидуальные туры и автомобильный туризм – в Армению можно приехать и на своей машине. Армяне славятся своим гостеприимством и всегда будут рады принимать гостей!
Рубрика:
{}

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ