25.04.2018,
13:40
136
Ивановы все реже выбирают дешевые товары
Индекс потребительских настроений вернулся на уровень до начала экономического спада.
Индекс потребительских настроений вернулся на уровень до начала экономического спада.
Sberbank Investment Research, аналитический департамент Sberbank CIB, подготовил 23-й выпуск обзора потребительской уверенности россиян — «Потребительский индекс Иванова».
В обзоре проанализировали тенденции в части расходов, сбережений и потребительского поведения граждан.
Двадцать третий выпуск «Потребительского индекса Иванова» свидетельствует о том, что индекс потребительских настроений, который в четвертом квартале 2017 года составил минус 10%, в январе – марте 2018 года подрос до минус 9%, т. е. вернулся на уровень, наблюдавшийся до начала экономического спада. Продолжается нормализация модели розничного потребления – люди все реже предпочитают низкие ценовые сегменты.
Источник: Cint, Sberbank CIB Investment Research.
Исследование говорит, что улучшилось восприятие Ивановыми собственного благосостояния (соответствующий индекс вырос на 2 п. п. по сравнению с предыдущим кварталом – до 12%) и благосостояния страны (плюс 2 п. п. относительно уровня годичной давности – до минус 15%). Кроме того, потребители более позитивно оценивают условия для крупных приобретений (этот индекс вырос на 1 п. п. – до 19%).
Позитивные изменения обусловлены устойчивой тенденцией к постепенному восстановлению ключевых показателей, т. е. можно предположить, что достигнутые уровни также будут устойчивы, если не случится потрясений. На наш взгляд, улучшение потребительских настроений отражает рост реальных доходов населения в январе – марте на фоне стабильно низкой инфляции. Ее темпы, согласно официальной статистике, по итогам как первого квартала текущего года, так и четвертого квартала 2017 составили всего 1,3%.
Опрос показал, что заработная плата в январе-марте превысила уровень годичной давности на 6,8%. Данные Росстата свидетельствуют о более значительном росте – на 12,0%. Дополнительный заработок Ивановы намерены расходовать на продукты питания (18% дополнительной суммы, причем сейчас они тратят на еду 38% своего дохода), одежду и товары для дома (14%, текущая доля расходов по этой статье составляет 16%), а также на формирование сбережений (13%, сейчас потребители откладывают чуть более 7% своего дохода). Норма сбережений, которая в минувшем квартале достигла 7,2%, в четвертом квартале 2017 года протестировала рекордный минимум на уровне 6,5%, а годом ранее составила 7,0%.
Доля респондентов, которые в предыдущие два-три месяца пытались сэкономить на основных продуктах питания (т. е. ограничивали импульсные покупки и отдавали предпочтение сравнительно дешевым товарам), постепенно сокращается со второго квартала 2017 года. По итогам последнего квартала она составила 64%, что на 6 п. п. ниже уровня годичной давности и на 1 п. п. ниже, чем в четвертом квартале.
Несмотря на то, что среди Ивановых все меньше тех, кто экономит на еде, доля потребителей, целенаправленно покупающих товары по промо-акциям, по-прежнему довольно велика. Среди наших респондентов 24% сообщили, что покупают большую часть продуктов питания в одном магазине, но потом обязательно заходят в другой, чтобы купить товары со скидкой (в четвертом квартале 2017 года этот показатель также составил 24%, а годом ранее был выше на 1 п.п.). При этом сокращается доля потребителей, пытающихся экономить на необязательных расходах.
Уровень безработицы среди респондентов по сравнению с предыдущим кварталом снизился на 1 п. п. – до 9,9%, что является самым низким показателем со второй половины 2014 года. Доля частично трудоустроенных потребителей (которые хотели бы работать на полную ставку) достигла рекордного уровня 11,1%; для сравнения, в предыдущем квартале этот показатель составил 9,7%, а в январе – марте 2017 – 9,0%. Индекс чистого найма в первом квартале 2018 составил минус 35,2% на уровне четвертого квартала 2017, но выше минус 36,5%, зафиксированных в первом квартале 2017.
Что касается поводов для беспокойства с точки зрения Ивановых, то они, в общем, существенно не изменились по сравнению с предыдущими кварталами. На первом месте – коррупция, которую упомянуло 64% опрошенных, на втором – безработица (55%), на третьем – инфляция (48%). Последний фактор по-прежнему беспокоит многих респондентов, несмотря на стабильно низкие темпы инфляции в 1,3%, публикуемые официальной статистикой. Обеспокоенность курсом рубля высказали лишь 18% Ивановых, как и по итогам в предыдущего опроса.
В соответствии со сравнительно низкими темпами продовольственной инфляции и тенденцией к сокращению доли потребителей, ориентирующихся на низкие ценовые сегменты, доля Ивановых, для которых цены имеют большое значение при выборе магазина, уменьшилась до 71% (в четвертом и первом кварталах 2017 года она составила 73%). Текущий показатель – самый низкий с конца 2014 года, он близок к уровням, наблюдавшимся до экономического спада.
Доля потребителей, которые в качестве определяющего фактора назвали качество продуктов, увеличилась на 1 п. п. по сравнению с предыдущим кварталом и на 3 п. п. относительно уровня годичной давности – до 69% (это соответствует среднему показателю за первую половину 2014 года). Такие изменения – косвенный признак того, что Ивановы уже полностью адаптировали свои расходы на продукты питания, которые, впрочем, по-прежнему составляют 38% совокупных затрат (средний исторический уровень – 36%). По мнению аналитиков Sberbank Investment Research, в итоге расходы на еду вернутся к прежним уровням, однако это произойдет лишь после ощутимого увеличения реальных доходов населения.
Помимо публикации основного индекса потребительской уверенности, регулярный обзор включает в себя анализ опережающих показателей, которые дают представление об основных тенденциях в секторах российской экономики, ориентированных на потребителя и отличающихся высокими темпами роста, в том числе в розничной торговле, банковской сфере, телекоммуникациях, медиа, ИТ, недвижимости и транспортном секторе.
Обзор основан на итогах опроса 2300 граждан в возрасте 18–65 лет, проживающих в 164 городах России с населением более 100 тыс. человек. Погрешность оценок – ниже 2 %.