07.05.2020, 18:09
Количество просмотров 240

#WORLDCOVID-19. Канадский ритейл в новой реальности: взгляд из-за океана

Как пандемия повлияла на повседневную жизнь, бизнес и экономику Канады? Этот вопрос в числе прочих мы задали нашему внешнему эксперту и автору Лу Наумовскому, главе Visa Russia (2000–2007 гг.), с которым редакцию журнала «Retail&Loyalty» связывают давние и очень теплые деловые и дружеские отношения.Его интервью мы продолжаем серию репортажей, посвященных текущей ситуации в самых разных странах ближнего и дальнего зарубежья, включая Новую Зеландию, Нидерланды, Бельгию, Израиль, Беларусь, Великобританию, Португалию, Уругвай, Кению, Грузию и Армению.
#WORLDCOVID-19. Канадский ритейл в новой реальности: взгляд из-за океана
 - рис.1

Как пандемия повлияла на повседневную жизнь, бизнес и экономику Канады? Этот вопрос в числе прочих мы задачи нашему внешнему эксперту и автору Лу Наумовскому, главе Visa Russia (2000–2007 гг.), с которым редакцию журнала «Retail&Loyalty» связывают давние и очень теплые деловые и дружеские отношения. Его интервью мы продолжаем серию репортажей, посвященных текущей ситуации в самых разных странах ближнего и дальнего зарубежья, включая Новую Зеландию, Нидерланды, Бельгию, Израиль, Беларусь, Великобританию, Португалию, Уругвай, Кению, Грузию и Армению.

R&L: Как изменилась повседневная жизнь населения в Канаде в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией?

Л. Наумовский: В Канаде сильнейший удар во время пандемии пришелся на средний класс, который столкнулся с потерей работы и необходимостью рассчитывать на свои сбережения, или брать большие кредиты, чтобы поддерживать свои текущие семейные расходы. Федеральные власти Канады объявили о выделении более 100 млрд канадских долларов на непосредственную поддержку населению и бизнесу, чтобы сохранять в рабочем состоянии экономику, которая функционирует сейчас на уровне ниже среднего. Прогнозируется, что дефицит государственного бюджета возрастет с 25 млрд до 250 млрд долларов, национальный ВВП резко упадет, при этом объем госдолга может достичь 45% ВВП.  

 - рис.2

Большинство канадцев считают, что эти траты – самые важные несмотря на то, что остаются открытыми вопросы о том, как внешний долг будет обслуживаться в предстоящие годы.

R&L: Какие изменения платежной индустрии, присущие Канаде на фоне пандемии, вы бы могли отметить?

Л. Наумовский: Почти все магазины розничной торговли (продуктовые магазины и другие магазины первой необходимости) в Канаде отдают предпочтение платежным картам по сравнению с наличными. Пандемия придала значительное ускорение банкам-эмитентам и эквайрерам с точки зрения развития их бизнеса в Канаде. Однако в последние дни банки-эмитенты начали стихийно снижать кредитные лимиты своих клиентов, иногда даже на 90%. Причина в том, что банки начали понимать, что многие держатели кредитных карт не смогут выплачивать проценты по своим имеющимся остаткам задолженности, т. к. многие из них были уволены или сокращены. И только благодаря своим настойчивым просьбам, включая обращения в СМИ, некоторым клиентам частично или полностью удалось восстановить свои прежние кредитные лимиты.  

 - рис.3

R&L: Наблюдается ли в условиях пандемии снижение использования наличных при расчетах в рознице?

Л. Наумовский: Да, наблюдается значительное сокращение использования наличных как платежного средства (в процентах к докризисному использованию, поскольку наблюдается резкий спад во всех сферах потребления). И торговые предприятия, и покупатели обеспокоены возможностью передачи вируса через банкноты, которые проходят через руки огромного количества людей. Торговые предприятия даже увеличили долларовый лимит на бесконтактные платежи без необходимости подтверждения вводом ПИН-кода. 

R&L: Как вы оцениваете изменение покупательской активности в продовольственном и непродовольственном ритейле? Насколько выросла активность в онлайн-сегменте? Справляются ли ритейлеры с выдачей заказов? Каков процент кооперации в ритейле онлайн и офлайн?

Л. Наумовский: Это явление впервые было отмечено в отделениях банков, многие из которых были закрыты одними из первых в начале пандемии. Например, на окраинах Торонто, где я живу, осталось только три открытых отделения из 12, в которых реализована возможность посещать отделение для осуществления банковских операций, которые в обычной ситуации не требовали бы личных встреч с сотрудниками банка. В то время как использование ATM увеличилось, потребители очень сильно обеспокоены тем, достаточно ли хорошо продезинфицированы клавиатуры банкоматов. Также обстоят дела и с терминалами на АЗС, которые принимают платежные карты. 

 - рис.4

R&L: Отмечается ли вы рост сервисов онлайн-заказа и доставки товаров и продуктов питания на дом? Насколько качественно оказывается данный вид услуги?

Л. Наумовский: Больше всего выиграли онлайн-ритейлеры. На начальном этапе они успевали вовремя доставлять заказы, но сейчас все чаще задерживают доставку. Гиганты типа Amazon сталкиваются с ростом продаж и прибылей на десятки процентов за последние 2 месяца. Также в выигрыше – такие сети гипермаркетов, как Walmart и Costco, а также и другие, на вход в которые выстраиваются огромные очереди покупателей. Все они внедрили систему заказов по телефону и интернету и известный способ доставки curb-side – бесконтактная доставка до порога, но спрос на этот вид доставки был слишком велик, и многие покупатели жаловались на длительное время ожидания заказанного и уже оплаченного товара. Менее крупные продуктовые магазины, булочные-пекарни и магазины шаговой доступности, которые правительство не закрыло, также пользуются спросом у населения, однако не так, как крупные супер- и гипермаркеты, в которых цены все же ниже.

 - рис.5

Крупные торговые центры и непродовольственные розничные магазины терпят большие убытки (как и рестораны, за исключением тех, кто работает на вынос и доставку, такие как Uber Eats), т. к. по распоряжению правительства они закрыты. Экономисты предсказывают, что высокий процент маленьких непродовольственных магазинчиков и ресторанов может вообще уйти с рынка и не будет иметь финансовых ресурсов, чтобы восстановить свою деятельность после того, как государство объявит об ослаблении ограничений.

 - рис.6

R&L: Как изменилась логистика, какие технологии используются?

Л. Наумовский: Как уже отмечено выше, службы доставки продуктов питания функционируют нормально, но много мелких организаций общепита жалуются на высокие налоги (очевидно, что Uber Eats в Торонто обязывает рестораны платить комиссию 30% от стоимости продаваемой еды). Несмотря на это, массовых жалоб от клиентов не поступает. В моей семье 95% еды – это то, что мы готовим сами. А если заказываем что-то, то едем и забираем еду из пункта выдачи (обычно это фастфуд), либо из ресторана, который работает навынос. Некоторые из более крупных сетевых ресторанов быстрого обслуживания берут на себя расходы по доставке, таким образом, цена для потребителя не растет. Каждый задается вопросом – как долго такая акция продлится. Онлайн-продажи преуспевают в таких секторах, как заказ питания и продуктов, хозяйственных товаров, одежды, обуви и т. д. Большие трудности с логистикой проявляются в мелких городках и сельских районах (в глубинке), где скорость и мощность интернета значительно ниже. Многие ритейлеры, у которых не было хорошо налаженного онлайн-бизнеса, столкнулись с проблемами со своими системами и логистикой доставки товаров покупателям из офлайн- магазинов, находящихся в пригороде. С другой стороны, с тех пор как количество людей, которым нужно добраться до своей работы, снизилось (ездят на работу только те, кто работает в сфере жизненно необходимых услуг), канадские дороги и трассы опустели более чем на 70% в сравнении с обычным трафиком, поэтому фуры, обеспечивающие доставку, могут передвигаться более свободно и добираться до пунктов назначения быстрее и легче (особенно такие службы, как DHL, Federal Express, the Canadian Postal service и др.) 

 - рис.7

R&L: Обещают ли власти компенсации потерь в ресторанном бизнесе? Каковы ваши прогнозы относительно скорости восстановления работы сферы гостеприимства в вашей стране?

Л. Наумовский: Как я уже отмечал, служба доставки еды и HoReCa пострадали в целом в большей степени среди всего бизнеса в Канаде. Многие районы Канады живут исключительно за счет внутреннего и международного туризма, здесь практикуются как зимние виды туризма в период завершения сезона (лыжи и т. д.), так и весенний туризм – и все эти бизнесы сильно пострадали. Летний период – под большим вопросом. Правительство недавно представило (в числе целого ряда программ помощи для бизнеса и работающих) план, который должен быть внедрен органами федеральной власти, власти провинций и землевладельцами. Этот план поможет списать порядка 75% суммы арендной платы за используемые коммерческие объекты. Однако сами землевладельцы не обязаны участвовать в этих программах, поэтому на деле та сумма субсидий, которую получат рестораны и другие мелкие ритейлеры (платящие в среднем свыше 10 тыс. долл. за аренду в месяц), покроет максимум 50% стоимости аренды. Им все же придется искать деньги на покрытие части аренды, которую им придется оплатить, и это – помимо оказания помощи своим работникам (большая часть которых были уволены или сокращены), особенно тем, кто не может получить страховку по безработице или временную выплату от органов федеральной власти в размере 2 тыс. долл. в месяц. Разумеется, много мелких компаний просто исчезнут, и у их владельцев не будет возможности восстановить свой бизнес. Потребуется несколько лет на восстановление туристического сектора в Канаде, хотя многие более процветающие регионы могут восстановиться более быстро. 
Рубрика:
{}

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ