Синергия арендодателя и логиста — эффективная модель
Складской рынок сформировал три модели обслуживания клиента, при которых сейчас работают все участники, включая маркетплейсы и торговые сети.
В первой модели владелец склада только сдаёт площади в аренду, при этом компания-арендатор самостоятельно обеспечивает себе логистику. По второй оператор склада и логистическая служба сосредоточены в одном юрлице, которое предлагает клиенту весь спектр услуг. Третья модель — арендодатель и логист, являясь отдельными компаниями, тесно сотрудничают, удовлетворяя все запросы клиента.
Первая модель достаточно примитивна и подходит лишь для небольших объектов, где нет серьёзных товарных потоков.
Вторая модель громоздка и неповоротлива. Зачастую разросшийся бюрократический аппарат крупной компании, аккумулировавшей все виды услуг в одном лице, не в состоянии оперативно принимать решения и гибко реагировать на запросы клиентов. При этом повышенные административные расходы перекладываются на плечи клиента.
Компании «Мультиколд» и «Профреш», будучи уверены, что наиболее эффективны в складском и логистическом бизнесе взаимоотношения по принципу двух финансово независимых компаний, решили действовать в одной упряжке, но при этом чтобы у каждой был «свой карман». В схеме все потребности клиента закрываются максимально.
Владелец склада напрямую заключает договоры с производителями продуктов питания, маркетплейсами и онлайн-ретейлерами. Логистическая компания, будучи 3PL-оператором (посредник между грузовладельцем и получателем), обслуживает эти договора.
За счёт экспертизы оператора склад повышает свою привлекательность и наиболее эффективно реализует на рынке свои площади. В свою очередь для логиста партнёрские отношения со складом позволяют масштабировать бизнес, не заботясь о строительстве собственных площадей, что связано с высокими вложениями и рисками.
«В результате клиенты склада всегда получают полный комплекс необходимых им услуг, а клиенты 3PL-оператора всегда обеспечены нужным объёмом складских площадей, — отметил управляющий директор компании «Мультиколд» Ханяфи Хасянов. — Обе компании успешно развиваются за счёт синергии и общего предпринимательского вектора».
Взаимовыгодные партнёрские отношения с «Мультиколдом» помогли компании «Профреш» за несколько лет увеличить площади для своих клиентов с 2 до 40 тыс. кв. м.
«Обсуждая с “Мультиколдом” новый проект, мы совместно продумываем планировки, решаем специфические задачи по организации пространства, — рассказал генеральный директор «Профреш» Давид Чиквашвили. — К примеру, иногда клиентам нужны дополнительные офисы, иногда – лишнее энергопотребление, а наша компания обладает серьёзной логистической экспертизой, поэтому мы можем рекомендовать “Мультиколд” строить склад определённой конфигурации: например, фреш-склад, в котором поддерживается температура +2-4 градуса, целесообразно делать не выше 6-7 метров из-за быстрой оборачиваемости продукции».
По его словам, сегодня во многих логистических парках площади жёстко ограничены, а «Мультиколд», по сути, предвосхищает потребности компании.
Сегодня, когда рынок застыл в ожидании ухода крупных западных игроков, ставка на определённую модель бизнеса является ключевым преимуществом. Сейчас не понятно, что будет с иностранными игроками, это не знают даже российские представительства данных компаний. Решения будут принимать в головных офисах.
«В принципе отечественные компании смогут достаточно оперативно занять освободившееся место, потому что плюсом российских операторов, у которых есть и экспертиза и необходимые технологии, является готовность работать в новых условиях, — отметил Давид Чиквашвили. — Отечественные игроки в большинстве своём гибкие, и работают не только с крупными, но и с мелкими партиями товара, как, например, “Профреш”, который, в отличие от зарубежных компаний занимается сложной обработкой: переупаковкой, перечиповкой, распаковывает паллеты, делая штучную сборку».
Зарубежные логисты работают «на масштабе», их основные клиенты — это FMCG-гиганты. Однако в ближайшее время рынок логистики будет перестраиваться, и более востребованы станут операторы, способные подстраиваться под потребности мелких и средних клиентов.
Крупным западным компаниям будет сложно менять свои отлаженные процессы.