Тренды и прогнозы по развитию рынка e-commerce в 2023 году
Топ-менеджеры и предприниматели рассказали в рамках конференции Tinkoff eCommerce о том, чего ждать в разных сегментах онлайн-торговли в следующем году.
Илья Кретов, директор Tinkoff eCommerce
Максим Спиридонов, основатель бизнес-клуба Reforma, проектов «Нетология», «Фоксфорд», Edmarket, Jump.bio
Антон Макаров, основатель и генеральный директор «Диван.ру»
Илья Елпанов, основатель «Ешь деревенское»
Дмитрий Григорьев, генеральный директор ЦИАН
Рынок интернет-торговли в России с 2011 по 2019 год увеличился на 28%, с 235 млрд рублей до 1,72 трлн рублей. На эту динамику влияло увеличение активных пользователей интернета и повышение их опыта использования различных сервисов, среди которых есть дистанционная торговля.
Илья Кретов, директор Tinkoff eCommerce:
Сейчас в e-commerce такой период, который можно записать через союз «но». Да, год выдался непростым, предприниматели сталкиваются с большой неопределённостью в экономике, нарушениями цепочек поставок, кадровыми проблемами. Но…
Драйверы роста точно есть. За последние несколько лет рынок e-commerce совершил квантовый скачок: сейчас он занимает 15% от всего потребления товаров в стране, хотя до пандемии «болтался» на уровне 2-3%.
При этом опыт таких стран, как Южная Корея, США, Китай, Великобритания, показывает, что это только начало. Нас ждёт рост рынка в 2-3 раза. Это произойдёт за счёт дальнейшего перетока потребителей из офлайна в онлайн, за счёт новых продавцов и производителей, которые выйдут в интернет.
За последний год увеличение количества онлайн-покупок составило более 60%, а число предпринимателей, начавших торговать в онлайне, утроилось.
Что будет происходить дальше?
Если анализировать траектории развития, по которым Европа, США, Китай проходили пять-семь лет назад — а Россия их повторяет — то нас ждут два ключевых тренда. Первый — это расцвет нишевых маркетплейсов.
Сегодня две трети всех заказов консолидированы на топовых маркетплейсах. В ближайшие годы этот объём будет распыляться по специализированным площадкам. А сегодняшние интернет-магазины с высокой экспертизой в той или иной категории начнут конвертироваться в маркетплейсы. Мы ожидаем, что появится больше 100 таких нишевых площадок.
Второй тренд связан с присутствием одного и того же продавца на самых разных площадках. Мы увидим рост числа продавцов, которые работают больше, чем на одной платформе. Они будут руководствоваться правилом «неважно, откуда приходит трафик — главное, что он приходит ко мне».
Тут есть ещё одно «но». Онлайн-предложение растёт, а потребительский спрос продолжает снижаться. В итоге конкуренция приводит к тому, что многие выбывают из игры.
У малого частного бизнеса нет технологических возможностей вести бизнес не на «ручном управлении», и они проигрывают. Вот почему мы запустили платформу для продавцов на маркетплейсах «Тинькофф Селлер», которая позволит даже небольшим предпринимателям использовать искусственный интеллект и машинное обучение, чтобы решать разные вопросы: например, что продавать, кому, по какой цене.
Максим Спиридонов, технологический предприниматель, основатель бизнес-клуба Reforma, проектов «Нетология», «Фоксфорд», Edmarket, Jump.bio:
Как и почти весь бизнес в России, онлайн-образование в феврале-марте 2022 года значительно просело. После этого спрос и активность на рынке начали постепенно восстанавливаться, правда, к прежним значениям так и не вернулись.
Спад тем сильнее, чем дальше эти образовательные услуги от базовых ступеней пирамиды Маслоу [иерархическая модель потребностей человека — прим. ред.]. Остаётся востребованным то, что необходимо в любых условиях. Так, образование детей, готовящихся к ЕГЭ, за этот период даже немного выросло.
В сегменте образования для взрослых по-прежнему актуальны вещи, связанные с карьерным апгрейдом: курсы по маркетингу, например. А вот всё остальное, что не связано напрямую с потенциальным увеличением заработка, посыпалось и пока не восстановилось. Это, например, курсы по soft skills, ораторскому искусству и так далее.
По моим ощущениям, 2022 год станет первым в недолгой истории онлайн-образования, когда рынок не вырастет, а просядет.
Тем не менее, если следующий год не принесёт ещё большей непредсказуемости, можно ожидать его восстановления. Ведь образование сегодня — продукт крайне востребованный, и таким останется. Это способ зарабатывать больше, выйти из карьерных тупиков, что особенно актуально для людей, которые в этом году потеряли работу.
Для детей образование открывает более широкие перспективы после окончания школы. Особенно хорошо онлайн-образование будет расти именно в тех нишах, где чётко видна его экономическая целесообразность.
Антон Макаров, основатель и генеральный директор «Диван.ру»:
Рынок e-commerce большой, и события весны 2022 года отразились на нём неоднородно. Когда вырос курс доллара, люди бросились выводить сбережения из банков и покупать телевизоры, диваны и прочие товары неповседневного спроса. Два месяца этот сегмент активно рос.
В то же время спад испытали сегменты e-grocery и финтеха. Осенью, после объявления частичной мобилизации, рынок отреагировал противоположным образом — мы буквально на следующий день просели по заказам на 25% и снижение продолжилось до 30%. Как только ситуация нормализовалась, был отскок, выправление динамики, и мы стали работать как прежде.
В сегменте онлайн-продаж мебели и товаров для дома спрос очень эластичен и чувствителен к страху, который овладевает потребителями. На 2023 год мы прогнозируем рост и строим планы по тому, как его добиться.
Но при этом хорошо понимаем, что в эти планы может вмешаться очень сильная переменная — неопределённость. Если серьёзных потрясений не случится, то жизнь будет продолжаться, а общие тренды по росту онлайн-торговли не позволяют усомниться в будущем этого рынка.
Заниматься предпринимательством в России — это большой вызов, но и большие возможности. Если перефразировать цитату Илона Маска, который говорил, что быть предпринимателем — это как грызть стекло, то в России это как жевать стекловату: и колется, и мягко.
Место на онлайн-рынке ещё есть. Мы, например, сейчас будем активно тестировать работу с маркетплейсами: у этих площадок сейчас большие рекламные бюджеты, они генерируют огромный трафик.
Работа на нескольких платформах даст нам подспорье на случай очередной непредвиденной ситуации. При этом мы как DNVB-бренд (Digitally Native Vertical Brand — цифровой бренд, который развивается вертикально) будем контролировать клиентский опыт.
Илья Елпанов, основатель «Ешь деревенское»:
Рынок e-grocery достаточно хорошо адаптировался к событиям 2022 года, и наша ниша Farm2Fork — доставки фермерской еды напрямую потребителю — не столкнулась с существенной просадкой. Вопреки негативным настроениям в обществе людям хочется что-то покупать, есть, радовать себя и баловать.
В целом темпы роста интернет-рынка бьют рекорды, хотя я ожидал, что рост будет на уровне инфляции — 10-15%.
Главный драйвер рынка сейчас — продолжающаяся цифровизация общества. Появляется всё больше людей, у которых в привычку входит заказ товаров через интернет. Это сегодняшняя норма.
А востребованность экспресс-доставки показывает, как меняется поведение людей в отношении товаров повседневного спроса. Мы уже не хотим идти за продуктами в магазин по соседству, пусть лучше их привезут нам. Возвращаться к прежним привычкам уже не комфортно.
Чего ожидать в 2023 году? Думаю, предприниматели в онлайн-торговле сосредоточатся на снижении себестоимости. Лоукост-модели, просчитывание юнит-экономики — это серьёзный тренд.
Далее всё более важной становится кастомизация, персонализация. Игроки пытаются найти свою узкую аудиторию, создать под неё микроворонку продаж.
Третий тренд — консолидация игроков: нас ждёт укрупнение рынка.
И, наконец, четвёртый — это крафтовость. Людям всё чаще интересуются, что за товар они покупают, какая у него история, кто его сделал, откуда он взялся. Потребителям быстро приедается одно и то же, какой-то стандартный подход, им хочется уникального, удивить себя.
Поэтому мы ожидаем увеличения доли фермерской продукции в России и прогнозируем расширение нашей ниши.
Дмитрий Григорьев, генеральный директор ЦИАН:
Рынок недвижимости реагирует на любую ситуацию в макроэкономике. За последние пять лет перемен на нём было множество. До пандемии квартиры быстро продавались и росли в стоимости, а в пандемию всё резко затормозилось.
Подобные крутые развороты случаются регулярно, поэтому 2022 год не стал чем-то из ряда вон выходящим.
Сейчас мы видим, что предложение на рынке увеличивается, а цены плавно снижаются: по итогам года на 10-15%. Это происходит, потому что люди хотят быстрее продать квартиры и готовы делать это дешевле. В 2023 году цены могут продолжить снижение, но не критично.
По-прежнему останутся актуальными льготные программы ипотеки: они стимулируют отрасль, поэтому важно их сохранить.
Растёт миграция населения внутри России, что стимулирует рост рынка аренды: в этом сегменте предлагают много квартир, но и спрос тоже заметно вырос.
Если говорить о рынке онлайн-торговли в целом, то на нём происходят структурные изменения. Крупные интернет-проекты перестраиваются, ищут новые категории товаров, заменяют производителей, которые ушли с рынка. Импортозамещение значительно изменит этот рынок в ближайшие год-полтора.
В остальном внутри России сейчас изолировано достаточно много денег, и это, безусловно, открывает возможности финансирования для локального бизнеса.
Нашей компании с турбулентными временами помогает справиться то, что мы остаёмся верны своим ценностям. В результате нам удалось сохранить команду и лояльность клиентов, и предложить востребованные продукты.
Например, когда крупные зарубежные игроки Booking и Airbnb ушли с рынка, мы создали сервис посуточной аренды жилья.
Во времена высокой нестабильности очень важно делать две вещи: адаптироваться к тем вызовам и возможностям, которые возникают на рынке, и продолжать вкладываться в команду.