12:54, 21 декабря 2015, 12:54
Количество просмотров 8324

ЕГАИС в рознице, затраты ритейла и цена алкоголя: мифы и реальность

ЕГАИС в рознице, затраты ритейла и цена алкоголя: мифы и реальность
 - рис.1

Вокруг готовности рынка к внедрению ЕГАИС в рознице существует масса медийных мифов. 

О реальной ситуации с готовностью ритейла к нововведениям в законодательстве, вступающим в силу 1 января и 1 июля 2016 г., и об оценке затрат магазинов на внедрение необходимых для этого решений информационный портал Retail & Loyalty побеседовал с Алексеем Макаровым, президентом компании АТОЛ, российского производителя кассовых решений.

R&L: Алексей, давайте начнем с «глобальных» вещей. Чем, на Ваш взгляд, объективно вызвана необходимость внедрения ЕГАИС в рознице? Есть ли что-то подобное в зарубежной практике?

А. Макаров: Различные электронные системы контроля за чем-либо, что важно и нужно отслеживать государству, безусловно, существовали и существуют везде. Что касается ЕГАИС в рознице, то экономические интересы государства однозначно говорили о необходимости инструментария, который обеспечивал бы контроль оборота алкогольной продукции. Не секрет, что продажа алкоголя еще с царских времен была одной из существенных статей наполнения бюджета.

Второй момент, о котором нельзя забывать, касается социальных вопросов: правительству необходимо минимизировать продажи через розничную сеть нелегального, «паленого» алкоголя. Совсем недавно, на примере жуткой истории в Новосибирске, мы могли убедиться, к каким последствиям это приводит.

На сегодняшний день, на мой взгляд, сложно придумать решение, которое концептуально и идеологически было бы более правильным, чем сквозной контроль движения бутылки от производителя через сеть дистрибуторов и розничную сеть до конечного потребителя.

R&L: Насколько, по Вашему мнению, текущая версия системы является доработанной?

А. Макаров: Мы считаем, что уровень ее готовности вполне соответствует тем срокам, которые сейчас установлены для ее внедрения. Напомню, что ЕГАИС в рознице окончательно 100% должна заработать с 1 июля 2016 года. У рынка есть еще 7 месяцев. И при этом на сегодня те замечания, которые возникают у участников рынка, носят технический характер и решаются в рабочем режиме. Таким образом, мы считаем, что степень технической готовности системы крайне высока. Например, все свои программно-аппаратные решения, которые должны работать с ЕГАИС в рознице, мы уже полностью доработали и апробировали на испытаниях в ФГУП «ЦентрИнформ». Безусловно, на ранних этапах у нас возникало много вопросов, но сейчас все полностью доведено до ума.

R&L: Как бы Вы оценили готовность самих игроков алкогольного рынка к внедрению ЕГАИС в рознице?

А. Макаров: Относительно готовности рынка к ЕГАИС: несмотря на то, что еще 7 месяцев до финального ввода системы в строй, мы видим, что спрос на кассовые решения для работы с ЕГАИС очень быстро, практически лавинообразно, растет. Понятно, что те, кто спохватится в последний месяц-два перед 1 июля, неизбежно опоздают, что повлечет для них, скажем так, определенные организационные сложности.

Текущая же готовность к дате 1 января 2016 года такова. Большая, но не полная готовность у оптового звена: звучат цифры, что уже порядка 70% оптовиков подключено к ЕГАИС. Но все же этого явно недостаточно. Потому что они должны все быть подключены к 1 января. Осталось меньше двух недель. Так как я, по роду занятий, присутствую на различных совещаниях у регуляторов, я вижу, что любые вопросы РАР и иные государственные структуры, участвующие в процессе внедрения ЕГАИС, готовы решать и решают оперативно. Так что в том, что часть оптовиков до сих пор не подключена, нет ничьей вины, кроме их собственной.

С самими же предприятиями розничной торговли дело обстоит чуть сложнее. Для того чтобы полноценно вся система ЕГАИС в рознице заработала, все их поставщики, компании, со складов которых они получают алкоголь, должны уже быть подключены к ЕГАИС и начать проводить весь документооборот через ЕГАИС от опта в розницу. Здесь ритейлеры, как несложно догадаться, попадают в отношении своей готовности в определенную зависимость от оптовиков.

Второй момент готовности розницы связан с обновлением ИТ-инфраструктуры, своих фронтальных систем. Здесь мы видим серьезную дифференциацию в готовности между крупным сетевым ритейлом и средней и мелкой розницей.

Крупные сети готовы практически полностью уже с лета этого года, за них можно, в принципе, не беспокоиться.

А вот уровень готовности кассовых систем мелкой и средней розницы к внедрению ЕГАИС пока что остается невысоким. Люди все еще надеются, что «отменят», «перенесут», и вообще «зимы не будет». Чем раньше они поймут, что «будет» - тем для них лучше. Потому что потом пенять на кого-то, кроме себя, будет поздно. Но все же, у ритейлеров, в отличие от оптовиков, есть больше времени на весь процесс.

 - рис.2

R&L: Нередко можно услышать, что от мелкого и среднего ритейла потребуется вложить очень серьезные для них деньги в подключение к системе и переоборудование своей фронт-линии, и поэтому они не спешат это делать….

А. Макаров: Меня, если честно, поражает количество спекуляций в СМИ на тему того, что, мол, подключение к ЕГАИС одного рабочего места кассира обойдется бизнесу «в 200-250 тыс. рублей», и это «неподъемные деньги». Все это абсолютно некорректно.

Давайте начнем с азов. Во-первых, сумма, которая необходима на оборудование рабочего места, зависит от того, сколько торговая точка ранее инвестировала в свою фронт-линию. Если в магазине стоят современные кассовые решения, которые куплены в 2015 году, а кассы поддерживают печать QR-кода, если торговая точка уже обзавелась ранее сканерами двухмерных штрих-кодов (например, для таких задач, как считывание QR-кодов с телефонов), если у нее относительно недавно купленная версия кассового ПО, поддерживающая работу с ЕГАИС - то ритейлеру вообще ничего не надо ничего менять. Нужно всего лишь купить квалифицированную электронную подпись (КЭП) и JaCarta (USB-ключ для КЭП). В сумме это все стоит порядка 5 тыс. рублей. Конечно, такая ситуация крайне, исчезающее редка, но говоря о «стоимости оборудования рабочего места» стоит всегда помнить о разной степени готовности кассовых систем и узлов у каждого ритейлера – некоторые и правда могут обойтись минимальными расходами.

Хорошо, но каковы же будут «типичные» расходы? У большинства розничных точек бюджет будет, естественно, больше, чем «идеальные» 5000 р., но и тут существуют вариации – в зависимости от того, что хочет получить магазин. Если торговая точка работала с автономной кассой, и планирует и дальше оставаться с ней, не планирует внедрять систему автоматизации, то там уровень затрат на приведение рабочего места кассира составит 40-50 тыс. рублей за рабочее место. Если же магазин хочет запустить полноценную систему автоматизации, то дооборудование рабочего места кассира обойдется ему от 70 до 100 тыс. рублей. Ну никак, никаким образом не получается 200 или 250. Это какие-то абсолютно космические цифры. Так может получиться только, если считать самое дорогое оборудование из всех возможных. Рассуждать так нельзя. Посудите сами, «корректно» ли в ответе на вопрос «сколько в России стоит 0,5 л. крепкого алкоголя» указать цену бутылки Chivas Regal, а не цену водки за 300 рублей? По-моему, это откровенная спекуляция и передергивание.

R&L: Часто можно услышать, что все инвестиции ТСП в оборудование и ПО для ЕГАИС «в конечном итоге будут переложены на покупателя». Как Вы думаете, оправданы ли такие суждения?

А. Макаров: Это все к тому, о чем мы только что говорили. Во-первых, давайте посчитаем, а какие инвестиции? Конечно, если все считать по рассмотренному нами выше «сценарию Chivas Regal» (который гораздо менее реален, чем гипотетический магазин, которому ничего кроме 5 тыс. рублей не надо выложить за дооборудование для ЕГАИС), то да, получается все ужасно. Методика такова: взять некий условный магазин с 10 кассовыми узлами, умножить это количество на космическую цифру «250 тыс. рублей», которую откуда-то взяла наша пресса, и полученные 2,5 млн. рублей разделить на 100 проданных бутылок. И заплакать от придуманной страшилки. Такой сценарий мало того что исходит из некорректных цифр, он оперирует нетипичными, выдуманными ситуациями.

Мы же понимаем, что в среднестатистическом несетевом магазине в стране, который торгует алкоголем – дай Бог две кассы. Если это маленький или средний магазин – а таких 95% от всего количества торговых точек, то он просто выделит алкоголь в отдельную секцию и там поставит одну кассу, подключенную к ЕГАИС. И каковы же будут инвестиции таких магазинов в этом случае? Могу подсчитать на примере наших решений. Даже если у такой торговой точки нет вообще ничего, если этот кассовый узел оборудовать с нуля – это 40-50 тыс. рублей. Это 3-4 тыс. дополнительных расходов для магазина в месяц за год. То есть в самом буквальном смысле слова «капля в море» – по сравнению с общей суммой расходов этого самого магазина на зарплату персонала, аренду, налоги и иные отчисления, электричество, связь и т.д. Так вот, после этих расчетов, давайте снова зададимся вопросом, что, кто, и куда там «заложит в цену бутылки», как нас уверяют некоторые СМИ? И какие «неподъемные» расходы возникают у магазина? Ответы на оба вопроса, по-моему, очевидны.

R&L: Хорошо, а если говорить о вендорах кассовых решений в плане готовности к ЕГАИС в рознице? Все ли готовы предложить магазинам такие решения?

А. Макаров: Большая часть всех ведущих производителей однозначно готова. На информационном портале egais2016.ru, который ведет ФГУП «ЦентрИнформ», перечислены все решения, прошедшие тестирование на работу с ЕГАИС. И там же - длинный список решений, которые сейчас находятся в процессе тестирования. Судя по динамике, через месяц-два, и количество готовых решений для ЕГАИС (и кассовых, и бэк-офисных) там уже будет исчисляться десятками. Недостатка в предложениях, таким образом, на рынке явно нет.

R&L: А возникают, к примеру, такие ситуации, что у ритейлера одно кассовое решение, которое к ЕГАИС не готово, и он вынужден все менять, начинать работу с другим вендором?

А. Макаров: Конечно возникают. У очень многих магазинов в эксплуатации находятся решения, которые написал их «программист Вася», который потом уволился. Смена такого решения на другое неизбежно: в какой-то момент времени они все равно перестали бы соответствовать законодательству. Люди сами себя делают заложниками, не используя решения от серьезных, проверенных компаний. Но эта проблема не только с ЕГАИС – это вообще проблема отечественного рынка, где в самых разных отраслях есть масса компаний, которым какое-либо кустарное ИТ-решение написали «на коленке» два-три местных программиста, и от которых компания стала зависеть.

Сейчас мы (например, по продажам нашего ПО) наблюдаем тренд резкого сдвига клиентов в сторону промышленных кассовых решений. Всплеск спроса очень большой.

Но, строго говоря, никто не принуждает в случае с ЕГАИС менять свое кассовое решение, если оно магазину или сети очень нравится. Его можно – при наличии желания и ресурсов – доработать. В данном случае все очень прозрачно. Вся нормативная база лежит на сайте egais.ru, который ведет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка РФ (ФС РАР).

Можно доработать все самим, реализовав алгоритмы, описанные в этих документах. Можно «провериться», заключив договор с ФГУП «ЦентрИнформ» - насколько я знаю, они проведут тестирование ваших систем за совсем небольшие деньги.

Ну и далее я напомню, что универсальный транспортный модуль ФС РАР абсолютно бесплатен (скачивается после получения доступа в личный кабинет), и он подключается к кассе по вполне открытым и понятным интерфейсам. Так что и тут – если есть время, ресурсы, желание – каждый может оставаться на своей системе.

R&L: И все же, очень много разговоров о том, что неготовность многих игроков к ЕГАИС с 1 января 2016 года чуть ли не приведет к «коллапсу» посленовогодних продаж алкоголя. Есть ли, по-вашему, для этого основания?

А. Макаров: Давайте еще раз разберемся – что это за срок – 1 января 2016 года? Это дата, начиная с которой розница должна начать подтверждать прием оптовых партий алкоголя от своих контрагентов. И все. При этом продавать она может не через ЕГАИС. У ритейла еще полгода есть, чтобы отладить все процессы и запустить «последнюю милю» - т. е. продажи алкоголя через кассу с учетом в ЕГАИС. А к 1 января 2016 должно подключиться оптовое звено, оптовики должны наладить информационное взаимодействие с розницей. Все, что надо сделать ритейлерам к 1 января – это провести только одну операцию подключения к системе, чтобы они могли принимать товар и чтобы в ЕГАИС уже начали числиться остатки. Не надо менять к 1 января сканеры, кассы, ПО и прочие вещи. Поэтому все алармистские высказывания о том, что «с 1 января все встанет», мягко говоря, сильно преувеличены.

 - рис.3

R&L: Но все же с оптовиками проблема есть? Ведь пока что чуть больше 70% подключены, и остальные могут не успеть?

А. Макаров: Если они не захотят, то они, безусловно, не успеют. Ни к 1 января 2016 г., ни к 2017 г., ни к 2018 г. Всегда найдутся поводы и причины не успеть – кто же сомневается? Но в данном случае у ФС РАР есть очень хорошие инструменты, которыми они в результате вынуждены будут воспользоваться. Это предупреждение, а затем – отзыв лицензии. Государство ввело на уровне федерального законодательства новые требования. Либо люди по ним работают, либо не участвуют в этом бизнесе. Я лично думаю, что учитывая, что более 70% оптовиков подключились к системе, остальные очень сильно поторопятся. А долю рынка «не успевших» с удовольствием поделят оставшиеся на рынке игроки. Свято место пусто не бывает. И проблемы тут для ритейлеров нет – к ним как раз будет стоять очередь из «успевших».

Если бы мы видели, что подключился, скажем, 1% оптовиков, можно было бы говорить о какой-то катастрофе. На текущий момент и близко нет признаков ситуации наподобие января 2006 г., когда, действительно, мы наблюдали коллапс, и даже в московских магазинах алкоголь просто вымели с полок.

Сейчас все совсем не так. В данном случае система внедряется более мягко, поэтапно, и с гораздо большим временным лагом для всех игроков на процессы отладки. Время было у всех, а у ритейлеров его еще много.

R&L: Итак, каков алгоритм действий ритейлеров сегодня, чтобы успеть и к 1 января 2016, и к 1 июля 2016? Каковы все же будут, оценочно, общие расходы ритейлера на приведение своих систем в соответствие с требованиями закона?

А. Макаров: Давайте пойдем от конечной точки. Что произойдет 1 июля 2016? Каждая бутылка, которая продается через кассу магазина, должна числиться в ЕГАИС. Для того чтобы она числилась в системе на этом торговом предприятии, все бутылки на его складе должны сначала «прийти» из ЕГАИС от оптовиков. Соответственно у ритейлера есть этот лаг в полгода, чтобы вся информация об этих бутылках пришла из ЕГАИС. Но к 1 января 2016 года ему надо подключиться, чтобы в его информационную систему приходили данные.

Для такого быстрого подключения к системе ЕГАИС на рынке есть различные и не сильно дорогие (порядка 12-15 тыс. р.) решения. В частности, у нас есть простое решение в виде специализированного компьютера, на который ставится универсальный транспортный модуль, подключаемого в сеть предприятия (либо по Ethernet, либо по WI-FI). При этом возможно вообще работать через веб-интерфейс, если собственные информационные системы ритейлера, в которых он хочет продолжать работать, еще не доработаны.

Еще около 5 тыс. р. – это JaCarta с КЭП, с помощью которой и осуществляется само взаимодействие с ЕГАИС.

Считаем – первичное подключение выльется ритейлеру в сумму порядка 20 тыс. рублей за все на один магазин. Далее можно спокойно жить еще полгода и решать оставшиеся вопросы. Разумеется, – и об этом надо, по-хорошему, думать уже сейчас – прежде всего вопрос модернизации самих кассовых систем. Здесь все зависит от того, что у ритейлера уже есть, а чего нет. Начальная стоимость сканеров, умеющих читать штрих-коды – в районе 7 тыс. рублей в розницу за штуку, и так далее – по списку – кассы, ПО, и т.п. Надо в каждом случае смотреть, что у магазина стоит на фронт-линии к этому моменту. Но, повторюсь, ни о каких «200-250 тыс. рублей» как об оценке всех совокупных затрат на оборудование одного кассового узла и речи идти не может.

R&L: И в заключение – что Вы думаете относительно перспектив внедрения RFID-меток для ЕГАИС?

А. Макаров: Это как раз тесно соприкасается с вашим вопросом относительно стоимости внедрения ЕГАИС в рознице для конечного потребителя и влияния на стоимость продукции. Сейчас, когда технология системы ЕГАИС в рознице основана на считывании сканером двумерных штрих-кодов, никакого удорожания всей цепочки, связанной с поставкой алкоголя, не происходит. Почему? Потому что главным идентификатором, который определяет движение бутылки, по всей цепочке, является двумерный штрих-код, который печатается на акцизной марке. Стоимость его нанесения на марку, с точки зрения массового производства, практически нулевая. Это как максимум сотые доли копейки, и они, учитывая величину алкогольных акцизов в стране, абсолютно несущественны для конечной цены продукта.

Из неизбежных минусов марок с двумерными кодами, можно отметить увеличение (на доли секунды) среднего времени обслуживания покупателя. Да, тут кроме сканирования обычного штрих-кода товара, необходимо будет еще отсканировать по определенному алгоритму акцизную марку. Но, учитывая, опять же, типичные ситуации (средний чек на 5-10 позиций, из которых будет 2-3 бутылки) и то, что в стране львиная доля расчетов происходит наличными, то во всем времени обслуживания покупателя, эти 2-3 секунды абсолютно некритичны.

Да, в этом смысле RFID-метки имеют свои плюсы. Плюс номер один: акцизную марку можно будет считывать гораздо быстрее. Даже быстрее, чем до этого работала розница. Второй плюс: RFID технология позволит гораздо лучше, чем в случае с двумерными штрих-кодами защитить марку от подделки. Можно будет и записать больше информации на марку, и надежнее эту информацию зашифровать.

Однако здесь самым существенным минусом является стоимость такого решения, и она в данном случае не касается темы ЕГАИС напрямую, это общая тема, связанная со стоимостью RFID-меток. Пока что мы видим, что она, по мере развития в мире технологии RFID, постепенно снижается, но все же остается довольно значительной. 

Когда стоимость RFID-метки будет несущественной в сравнении со стоимостью самой бутылки, и ей можно будет пренебречь, внедрение этой технологии для учета алкогольной продукции станет более вероятно. Причем с точки зрения функционирования системы ЕГАИС, это будет не очень большое изменение, поскольку то, каким именно технологическим способом бутылка идентифицируется, и какие именно носители информации считываются, для ЕГАИС не столь важно с точки зрения ИТ, как само ее ядро, софт, серверная часть и выстроенные бизнес-процессы.
Рубрика:
{}
Теги:

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ