Huawei: следующим поколением мобильных телефонов станут «суперфоны»
Об основных тенденциях на рынке потребительской электроники в России и о стратегии развития компании Huawei информационному порталу Retail & Loyalty рассказывает Илья Тюрин, менеджер ключевых проектов Huawei Consumer Business Group в России.
R&L: Как бы вы охарактеризовали нынешнее состояние российского рынка потребительской электроники в России?
И.Тюрин: Как и большинство других отраслей экономики, этот рынок вступил в фазу кризиса. Однако для нашей компании этот непростой период оказался связан со множеством возможностей для роста. Дело в том, что в сложные времена покупатели больше внимания обращают на B-бренды, тщательно подбирают оптимальное соотношение цены и качества, доставку и сервис. Эти факторы будут являться драйверами развития рынка в 2016 году и определять основные тренды потребительского поведения.
Отмечу, что потребители становятся все более избирательными, совершают меньше спонтанных покупок и предпочитают перед приобретением товара изучить его характеристики, отзывы других пользователей и лишь после этого сделать осознанный выбор.
Усложнение покупательского поведения в целом положительно влияет на рынок, стимулируя компании улучшать продукты и сервис.
R&L: Какой стратегии придерживается Huawei на российском рынке?
И.Тюрин: Наша основная стратегия – гармоничное сочетание онлайн- и офлайн-каналов продаж. С одной стороны, мы развиваем продажи по традиционным каналам с помощью наших партнеров, с другой – прилагаем много усилий для развития собственного интернет-магазина. Это позволяет нам снизить издержки и предлагать потребителям лучшее возможное соотношение цены и качества.
Продукция попадает к потребителю напрямую, т. к. вся цепочка продаж – от фабрики до покупателя – находится внутри компании. Большинство интернет-магазинов не могут предложить подобную схему, что увеличивает затраты и, как следствие, конечную стоимость товара для покупателя. Мы также предоставляем собственную сервисную поддержку, удобный интерфейс для осуществления покупки и бесплатную доставку экспресс-службой по всей России.
Для своего интернет-магазина мы еженедельно привозим смартфоны с фабрики партиями исходя из реального спроса по предзаказам. Ассортимент магазина при этом складывается главным образом из эксклюзивных предложений, которые нельзя приобрести нигде больше. Таким образом, достигается практически моментальная оборачиваемость товара – ничего не залеживается на складах, что также позволяет предлагать лучшую цену на рынке.
Что касается ценовой политики, по всему миру мы стараемся удовлетворять растущий спрос на устройства в среднем и низком ценовом сегменте.
R&L: Насколько сильно отразились последствия кризиса на индустрии в целом и на бизнесе компании? Каковы на сегодняшний день позиции компании в России?
И.Тюрин: Мы рассматриваем кризис как возможность роста для бизнеса. О наших успехах свидетельствуют прежде всего результаты. Так, выручка компании за 2015 год превысила 20 млрд долл., увеличившись на 70% по сравнению с 2014 годом. Также мы отгрузили 108 млн смартфонов: это на 44% больше, чем в прошлом году. Таким образом, мы стали первым китайским производителем смартфонов, преодолевшим рубеж в 100 млн выпущенных за год устройств.
Мы уверенно растем, наращиваем долю рынка и стремимся к завоеванию новых территорий. Недавний отчет GfK подтвердил, что Huawei входит в тройку лидирующих производителей смартфонов всего мира.
Наша гордость – показатель потребительской лояльности (NPS), который составил 47%. С этим показателем Huawei поднялась на третью строчку рейтинга мировых производителей электроники с самыми лояльными пользователями.
R&L: Насколько большую ставку делает Huawei на поставку своей продукции под собственными торговыми марками российских телеком-операторов? Какую долю в российском бизнесе компании они сейчас составляют?
И.Тюрин: По договоренности с нашими партнерами мы не можем раскрывать информацию об этом сотрудничестве. Могу сказать только, что на данный момент это не самая большая часть бизнеса Huawei Consumer Business Group.
R&L: По какому принципу выстраиваются розничные каналы компании? Помимо собственного интернет-магазина, существуют такие розничные онлайн-площадки, как AliExpress и JD.com. Какими объемами продаж характеризуются эти каналы? Планирует ли компания развивать офлайн-розницу для топовых устройств (например, по образцу салонов Samsung)?
И.Тюрин: На текущем этапе у нас нет партнерских отношений с AliExpress и JD.com в России, но все может измениться, мы всегда рады рассмотреть взаимовыгодные варианты сотрудничества. В целом же деление на онлайн- и офлайн-продажи сейчас уже не совсем корректно, так как большинство крупных ритейлеров используют оба канала. Поэтому отслеживать объемы продаж онлайн и офлайн отдельно также довольно бессмысленно.
Наши устройства продаются как онлайн, так и офлайн. Мы комбинируем разные каналы продаж, сотрудничая с ведущими ритейлерами для достижения максимальной эффективности и, конечно, развиваем собственный интернет-магазин. Одна из наших новинок будет представлена в интернет-магазинах «М.Видео» и «Юлмарт», помимо нашего собственного shop.huawei.ru. Для нас важны отношения с нашими партнерами и мы стремимся к долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству.
R&L: Насколько чувствуется конкуренция продукции Huawei на российском рынке с продукцией других международных брендов смартфонов и планшетов, имеющих китайское происхождение (Lenovo, ZTE и пр.)? Какова политика дифференциации и отстройки от конкурентов?
И.Тюрин: Мы, безусловно, пристально следим за тем, что делают конкуренты. Но это не только китайские производители: мы не делим их по географическому происхождению. Мы в курсе того, что делают все игроки рынка, и предоставляем потребителю наиболее качественную продукцию и лучший сервис.
R&L: Какие драйверы роста на российском рынке смартфонов вы могли бы выделить?
И.Тюрин: Качество, дизайн, сервис. При схожих характеристиках смартфонов для покупателя решающую роль может сыграть стоимость и срок доставки или удобство гарантийного обслуживания.
R&L: В чем сходство и отличия поведения покупателей в России и в Китае?
И.Тюрин: Поведение российских и китайских потребителей во многом похоже: люди стараются купить как можно более качественный товар и желательно подешевле. Но есть одна интересная особенность: в Китае люди очень любят обсуждать в социальных сетях свои будущие и состоявшиеся покупки, делиться со знакомыми отзывами и фотографиями. Поэтому в Китае социальные сети – очень мощный инструмент продвижения. Российские потребители более консервативны и не всегда рассказывают своим знакомым «ВКонтакте» о том, что они только что купили смартфон.
R&L: Каким вы видите дальнейшее развитие мобильных устройств в плане новых технологий, функционала и пр.?
И.Тюрин: Будущее за носимой электроникой, интеграцией устройств и интернетом вещей. Наша компания уже несколько лет занимается разработками в этой области. Сейчас мы разрабатываем четыре направления: «умный» дом, удаленное измерение параметров организма человека, удаленное управление автопарком, удаленное фиксирование показаний датчиков. Именно они кардинально изменят взаимодействие человека с девайсами.
Мы верим, что следующим поколением мобильных телефонов станут «суперфоны», которые появятся примерно в 2020 году. Подобно тому, как смартфоны изменили мир после простых мобильных телефонов, они откроют новую эру симбиоза физической и виртуальной реальности. Уже сейчас носимые устройства компании Huawei оснащены множеством интегрированных датчиков, которые могут отслеживать состояние пользователя, когда он спит, бегает, забирается на гору. В будущем, уверен, девайсы смогут распознавать и передавать вкус, запах и другие параметры окружающей среды. Они будут образовывать настоящий симбиоз с нашим организмом. Это должно совершенно изменить коммуникацию между людьми.