13:09, 29 января 2021, 13:09
Количество просмотров 2224

«Оцифровка» логистических процессов: тренды и прогнозы экспертов

О трендах цифровизации на рынке логистики и основным достижениях отрасли в этом направлении рассказывают Феликс Херсонский, руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics, и Артём Хомышин, руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic.
«Оцифровка» логистических процессов: тренды и прогнозы экспертов

 - рис.1

О трендах цифровизации на рынке логистики и основным достижениях отрасли в этом направлении рассказывают Феликс Херсонский, руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics, и Артём Хомышин, руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic.

R&L: Каковы последние тенденции и основные события 2020 года в сфере цифровизации бизнеса?

 - рис.2Ф. Херсонский: В 2020 году цифровизация бизнеса была связана с распространением COVID-19 и введением обязательной маркировки для обуви, одежды и других товаров. Во время локдауна магазины по всему миру массово закрывались, что само по себе послужило стартом для цифрофизации – офлайн-ритейл, ради сохранения хотя бы небольшой части выручки, был вынужден "оцифровать" ряд бизнес-процессов и запустить онлайн-каналы продаж. Некоторые уже имели планы и наработки для данной трансформации, а кому-то пришлось работать над этим с нуля. Все это привело к тому, что в 2020 году колоссальное количество игроков офлайн-рынка начали «выходить» онлайн, при этом кто-то лишь доработал сайт и расширил ассортимент, а некоторые начали реализовывать продукцию через маркетплейсы. Не менее важным событием, также поспособствовавшим цифровизации бизнеса, стало введение обязательной маркировки для обуви, одежды и других товаров. Техническая составляющая данного процесса – получения, ввода в оборот и вывода из него кодов DataMatrix – потребовала от бизнеса цифровизации многих операций.

 - рис.3А. Хомышин: Тренд на цифровизацию бизнеса задан уже давно. Ряд отраслей подверглись его существенному влиянию как органически, так и благодаря законодательным требованиям. Так, например, на ряде рынков активно реализуются программы маркировки и прослеживаемости товаров, что оказало влияние на всех участников цепи поставок.

К таким индустриям уже сейчас можно отнести рынки оборота: алкогольной продукции (ЕГАИС), табака (МОТП), фармацевтических изделий (МДЛП), продукции животного происхождения (система «Меркурий»), обуви, меховых и кожаных изделий, товаров легкой промышленности (например рубашки, постельное и кухонное белье), а также парфюмерии, требования к маркировке и прослеживаемости оборота которой стали обязательными с 1 октября 2020 года. Ожидаются подобные проекты и для других отраслей экономики. Так, согласно принятому Госдумой законопроекту № 991147-7 с 2021 года Налоговый кодекс РФ существенно расширит перечень товаров, попадающих в систему прослеживаемости. В обозримом будущем ожидается внедрение маркировки для таких товаров, как велосипеды, бутилированная вода и даже кресла-коляски.

Безусловно, ключевой стимул этих требований заключается в обелении рынка и борьбе с контрафактом. Однако бизнесу это принесло дополнительную нагрузку, так как участникам рынка пришлось создавать дорогостоящую инфраструктуру, способную считывать, накапливать, обрабатывать и передавать информацию, в том числе государственным или назначенным государством операторам данных.

Цифровизация бизнеса не ограничивается лишь требованиями обязательной маркировки и прослеживаемости товаров, а также онлайн-кассами. Много сегментов все больше осваивают «цифру», оптимизируя текущие операционные процессы (например, в производственном секторе) или выходят на онлайн-рынки (продажи и услуги). Управление бизнесом также продолжает существенно «оцифровываться» – многие бизнес-процессы автоматизируются с помощью специального софта, в том числе «облачного», что позволяет компаниям экономить ресурсы, используя подход SaaS (software as a service) и фокусируясь на своем ключевом бизнесе.

R&L: Действительно ли пандемия коронавируса ускорила переход бизнеса на "цифру"? Приведите примеры. В каких сферах это особенно заметно и почему?

Ф. Херсонский: Конечно, пандемия значительно ускорила данный процесс, так как буквально за одни сутки были закрыты практически все магазины, а бизнес остался без клиентов, однако расходы на зарплату, аренду и т. д. никуда не делись. Все это вынудило игроков традиционного ритейла перестроить огромное количество бизнес-процессов, чтобы начать работать и в онлайне. Именно таким продавцам пришлось тяжелее всех, так как бОльшая часть их товара находилась в торговых залах или на складах, а для того, чтобы начать продавать его у себя на сайте или на маркетплейсе, продукцию необходимо было описать и сфотографировать. К тому же надо было наладить доставку товара клиентам. Трудно привести какой-то один пример, так как в 2020 году участники всех отраслей и сфер ориентировались на онлайн-рынок.

А. Хомышин: Утверждение справедливо для ряда отраслей. Огромный всплеск активности онлайн-ритейла стал явным тому подтверждением. Многие потребители начали пользоваться онлайн-магазинами для совершения повседневных покупок, а постоянные клиенты онлайн-ритейлеров существенно увеличили долю своих дистанционных покупок. На логистическом рынке рост активности e-commerce был особенно заметен, а увеличение объема этого рынка составляет до 35% в год, что на 5–7 пунктов выше среднегодовых значений.

Онлайн-продажи отдельных категорий товаров (например FMCG) увеличились более чем в четыре раза с начала второго квартала 2020 года. Массовый перевод сотрудников на удаленный формат работы также послужил мощным драйвером для цифровизации бизнеса и оптимизации рабочих процессов организаций. Распоряжение московских властей об обязательном переводе на дистанционный режим работы не менее 30% сотрудников столичных предприятий в связи с коронавирусом также продолжило данный тренд. Работодатель в ряде отраслей также ощутил выгоды от удаленного формата работы – во многих компаниях выросла производительность труда персонала за счет сокращения непродуктивно используемого времени в офисах (перекуры, разговоры с коллегами и т. д.), и бОльшего акцента на результатах команд. Еще одним положительным моментом стала экономия от снижения издержек на содержание части рабочих мест.

Относительно молодой рынок онлайн-образования в России, доля которого в мировом рынке пока крайне мала, уже показал достаточно стремительный рост в этом году. В частности, большинство обучающих курсов FM Logistic было проведено в онлайн-формате, что позволило реализовать планы по повышению эффективности персонала несмотря ни на что.

R&L: Какие отрасли быстрее всего перейдут на "цифру" (и как скоро?), а какие отстают? Почему?

Ф. Херсонский: Думаю, что быстрее всего на "цифру" перейдут ритейлеры, так как во время пандемии они уже набрались опыта и понимают, что это станет дополнительным каналом, приносящим доход. К тому же это позволит им расширить географию продаж. Труднее всего придется дисконт-центрам и стоковым магазинам, так как из-за специфики товара у них ограничены каналы продаж.

А. Хомышин: Бизнес большинства отраслей динамично меняется, появляются новые возможности, а также новые задачи, требующие принципиально иных инструментов их решения, появляются новые рынки, меняется спрос. Все это происходит благодаря стремительному технологическому развитию и диджитализации как отдельных отраслей, так и всей экономики в целом. Переход бизнеса на «цифру» позволяет компаниям более гибко реагировать на новые задачи, стоящие перед ними, а также идти в ногу с рынком, поддерживая конкурентоспособность своего бизнеса. Наибольший темп цифровизации ощутим на высококонкурентных рынках, игроки которых должны постоянно оптимизировать свои процессы для предоставления лучшего решения своим клиентам по привлекательной цене. К таким отраслям можно отнести и рынок логистики. Современные складские комплексы представляют собой технически сложную систему, каждый элемент которой максимально выверен и находится в оптимальном состоянии. Так, например, на складских платформах нашей компании повышенное внимание уделено высокой эффективности каждого звена склада, в том числе с использованием дорогостоящих WMS-систем, автоматизированных конвейеров и сборочных линий, автоматически управляемых беспилотных погрузчиков и вспомогательной техники на отдельных участках, а также каналов автоматической передачи данных между системами.

Данные решения позволяют в совокупности получать максимальную производительность процессов при сохранении оптимальных затрат и обеспечении высокого уровня сервиса, одним из показателей которого является точность сборки заказов. Так, среднее значение точности сборки на наших складских площадках составляет 99%.

Цифровизация бизнеса в конечном итоге затронет компании из всех отраслей. Стремительное развитие ИТ-инструментов и конкуренции не позволит организации остаться на плаву или стать лидером рынка без цифровизации и оптимизации ряда бизнес-процессов. А новые цифровые каналы взаимодействия с потребителем позволят бизнесу получить мощный трамплин в развитии, сделав его ближе к клиенту.

R&L: Какие направления логистической деятельности были значительно «оцифрованы» в 2020 году? Над чем еще предстоит работать в этом направлении в 2021 году?

Ф. Херсонский: Введение в России обязательной маркировки кодами DataMatrix полностью оцифровало логистическую отрасль. Каждому изделию в системе «Честный знак» присвоена своя номенклатура, чем шире список маркируемой продукции, тем больше товаров будут подлежать обязательной маркировке, все это означает, что предстоит большая работа по дальнейшей цифровизации.

А. Хомышин: Нами была проделана большая работа в части сокращения доли так называемых non-value added операций – активностей, не несущих в себе производственной ценности для бизнеса. Одним из наиболее ярких примеров стала минимизация ручного труда при администрировании бизнеса за счет автоматизации, а также переход на электронный документооборот (ЭДО).

Также мы стремимся увеличивать долю операций, производимых с помощью высокотехнологичного оборудования. Например, динамично растет количество инвентаризаций, проводимых при помощи дронов. В 2020 году в ходе инвентаризаций с использованием беспилотников было обработано более 130 тыс. паллетомест, а в 2021 году объемы подобных операций планируется существенно увеличить.

Реализуемые улучшения позволили сократить как количество потребляемых расходных материалов, так и уменьшить число сотрудников, необходимых для решения существующего объема задач, дав возможность перевести ценный человеческий ресурс на выполнение других работ. Численность команды осталась практически неизменной, что говорит о существенном повышении эффективности операций. К тому же в прошедшем финансовом году оборот FM Logistic в России составил 21,4 млрд рублей, что на 15,3% больше показателя 2018-2019-го, а объем складских площадей, на которых оперирует наша компания, увеличен на 11% до 905 824 кв. м.

Клиенты также отмечают позитивное влияние данных изменений на качество сервиса и гибкость операций. Работа в направлении "оцифровки" и оптимизации бизнес-процессов и увеличения их эффективности продолжится и в 2021 году, в частности благодаря уже существующим программам и старту новых. По мере роста перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке, а также при сохранении тренда на оптимизацию в условиях высокой конкурентной среды цифровизация рынка логистики продолжится.

Рубрика:
{}Логистика

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ