12:00, 11 августа 2021,
12:00
1973
Почта на России на рынке соцопросов: мнение эксперта
Вчера стало известно, что Почта России запустила новую услугу — проведение опросов населения для компаний и госструктур. Перспективы сервиса комментирует Илья Мельник, генеральный директор Агентства социальной информации.
Вчера стало известно, что Почта России запустила новую услугу — проведение опросов населения для компаний и госструктур. Перспективы сервиса комментирует Илья Мельник, генеральный директор Агентства социальной информации.
Я не отношусь к числу тех, кто готов с утра до вечера ругать «Почту России». Мой личный опыт свидетельствует о том, что сейчас очень многие бизнес-процессы в этом огромном неповоротливом монстре стали функционировать гораздо лучше, чем было 5-10 лет назад. Письма и посылки доходят быстро, удобные уведомления, даже получать корреспонденцию можно просто по телефону, без документов. Да, компания убыточна, но покажите мне хотя бы одного государственного почтового оператора, который не генерил бы убытки.
В этом плане выход компании на рынок социологических исследований объясним – она пытается найти дополнительное применение своим ресурсам в виде сотрудников, присутствующих действительно практически во всех населенных пунктах нашей страны. Однако на мой взгляд, конкретно это начинание имеет мало шансов на успех. Во-первых, сами сотрудники «Почты России», как правило, перегружены своими обязанностями настолько, что еле-еле успевают выдавать письма и посылки. Когда они должны заниматься опросами? В нерабочее время? Однако если бы им нужна была более оплачиваемая работа, они бы ее давно нашли. В конце концов, если человеку нужна подработка, ему гораздо проще договориться с федеральными исследовательскими компаниями напрямую, что позволит интервьюеру зарабатывать больше, а компании – платить меньше.
Второй минус состоит в том, что для проведения подобных опросов нужен опыт и определенный склад характера. Далеко не каждый может работать интервьюером – профессия крайне сложная, и хлеб интервьюера очень тяжел – хотя люди, имеющие склонность к этому, могут зарабатывать вполне приличные деньги. Кто будет заниматься обучением, инструктажами, запуском проектов и т.п. – непонятно.
Третий момент – это оборудование. Сейчас с одной стороны проще, чем 10-15 лет назад, с другой – сложнее. Раньше массовые опросы проводились с использованием бумажных анкет, которые можно было просто распечатать.
Сейчас отраслевой стандарт – это опросы с применением планшетных компьютеров (так называемые CAPI – Computer Assisted Personal Interviews), когда анкета программируется на специальной платформе, а
опрос производится с применением мобильного приложения, которое ставится на планшет. С трудом могу представить себе сотрудников «Почты России», проводящих интервью на планшетах.
Четвертая история – это заказчики. Дело в том, что все крупные федеральные агентства уже имеют сеть надежных проверенных региональных подрядчиков, с которыми имеется история взаимоотношений, есть понимание того, что они могут, а что нет, есть, в конце концов, понимание стандартов, которые можно заставить соблюдать региональных партнеров.
Наше агентство регулярно проводит общероссийские исследования, но я даже не могу представить себе ситуацию, в которой я поручил бы сбор анкет в регионах сотрудникам «Почты России».
Наконец, пятый момент состоит в том, что с каждым годом доля социологических методов, предполагающих личный контакт интервьюера и респондента, неумолимо сокращается. Стабильно высокой остается доля телефонных опросов и интервью, с каждым годом растет доля использования онлайн-методов. То есть, образно говоря, «Почта России» садится на поезд, который идет в сторону, совершенно противоположную той, куда следует рынок в целом.