Преимущества параллельного импорта для грузовой логистики
До событий 24 февраля 2022 года страны Евросоюза являлись крупнейшими торговыми партнёрами России с оборотом в размере 247,8 млрд евро, что на 42,7% больше результатов 2020 года.
Объёмы импорта из ЕС в Россию заняли 36%, экспорт в обратном направлении – 64%. Ограничения, введённые против России коллективным Западом, стали причиной возникновения «эффекта ножниц»: с марта по май текущего года экспорт в ЕС остался практически на том же уровне, а вот поставки высокотехнологичных товаров и оборудования из Европы существенно сократились.
Станет ли разрешение Минпромторга на параллельный импорт драйвером возникновения новой эры в логистике, рассказал основатель логистической компании «РОКОТТ Транс» Егор Тарасов.
Санкции и логистика
Изменения, прошедшие после начала спецоперации на Украине, навсегда изменили сферу российской логистики, как в 2020 году это сделал коронавирус. Логистическим компаниям пришлось действовать быстро, так как необходимо было в кратчайшие сроки переориентировать грузовые перевозки, чтобы закрыть потребность россиян и бизнеса в нескольких тысячах тонн различных товаров.
Действующие на тот момент цепочки поставок из Китая и без того уже были достаточно сильно загружены, а новые вызовы только усугубили транспортные проблемы. Проверка санкциями показала, что гибких логистов, которые готовы оперативно перестроиться под волатильный рынок, не так много, в связи с чем снижение рентабельности привело к закрытию 113,5 тыс. коммерческих предприятий (+17,5% к результату прошлого года) в России за период с марта по июнь 2020 года, в том числе, и компаний-перевозчиков.
Параллельный импорт, как драйвер логистики
Несмотря на то, что в целом объёмы грузоперевозок по итогам I полугодия 2022 года сократились примерно на 15-16% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, оставшиеся игроки отрасли переориентируются на внутренний рынок, а также на поставки из дружественных России стран.
Одним из драйверов для развития отрасли стал параллельный импорт. Благодаря тому, что спрос на товары, включённые в список Минпромторга для ввоза на территорию России товара без разрешения правообладателя, вырос в 3 раза, логистические компании также отмечают увеличение количества заказов, как минимум, по внутрироссийским направлениям, примерно на 10-12%.
Корректировки направлений
Наиболее востребованные маршруты — от границ Белоруссии, Китая, Казахстана. Как и в далёких 90-х годах Турция остаётся самым популярным направлением в рамках параллельного импорта. В текущем году эта страна продолжает выполнять роль посредника между странами Евросоюза и Россией и имеет все шансы стать одним из крупнейших международных транспортных хабов, а для товарооборота между ЕС и РФ — единственным по масштабу объёмов.
Турция идеально подходит России по наличию и удобству складской инфраструктуры и логистики, а также обладает аналогичным опытом ввоза запрещённых товаров из ЕС в Иран. Благодаря этим факторам, за январь-март 2022 года товарооборот между Россий и Турцией увеличился в 2,1 раза по сравнению с первыми тремя месяцами 2021 года и достиг 13,7 млрд долларов.
Тенденции рынка
Несмотря на опасения некоторых экспертов, параллельный импорт не станет очередной «серой» схемой ввоза иностранных товаров. Он уже действует в ряде развивающихся стран и некоторых вполне состоявшихся развитых государствах: Пакистан, Эквадор, США, страны Европейского союза.
Параллельный импорт отличается от «серого» тем, что товары, ввозимые на территорию России, являются оригинальными и имеют лицензии, сертификаты качества производителя, ввозятся легально и проходят все таможенные процедуры. Продукция «серого» импорта не может этим «похвастаться».
Ещё одной тенденцией, сформировавшейся сейчас на рынке грузоперевозок, является оживление среди закупщиков или перепродавцов, а проще говоря представителей малого импорта или «челноков». Например, спрос на их услуги по перегону автомобилей из-за рубежа в 2022 году увеличился, в апреле-мае количество пригнанных таким образом иномарок на территорию России увеличилось на 93%.
Однако малый импорт никак не отразится на сегменте грузоперевозок, так как об оптовых поставках не идёт даже речи. Возможно, в каких-то узких отраслях, вроде косметики, автопрома, электроники и техники, «челноки» смогут точечно заменить транспортные компании, пока те не восстановятся после очередного удара.
Возможно, положительной динамики в грузоперевозках не будет до конца 2022 года даже с учётом легализации параллельного импорта, но внутренний рынок будет постепенно наращивать объёмы. Именно внутренний спрос и переориентация экспорта/импорта на восточные направления станут стимулом для увеличения грузоперевозок.