12:31, 8 апреля 2022, 12:31
Количество просмотров 2388

Развитие и управление компаниями в условиях новой реальности

Отклонение от плана в кризис ставит вопросы как вести и что делать, что особенно заметно при масштабных геополитических изменениях как сегодня, и касается 100% компаний в России, да и в других странах тоже.
Развитие и управление компаниями в условиях новой реальности

Отклонение от плана в кризис ставит вопросы как вести и что делать, что особенно заметно при масштабных геополитических изменениях как сегодня, и касается 100% компаний в России, да и в других странах тоже.

Основатели и партнёры консалтинговой группы Limitless Intelligence Михаил Марин и Наталья Раевская рассказали, с какими трендами уже столкнулся или столкнётся рынок в ближайшем будущем, каких реакций от компаний можно ждать, как можно использовать имеющиеся у компании ресурсы, чтобы воспользоваться моментом в том или ином виде.

Каждый кризис несёт в себе новые возможности, писал израильский историк Юваль Ной Харари в книге «Sapiens: Краткая история человечества».

 - рис.1

А с учётом того, что кризисы в современности случаются каждые 2-4 года, необходимо быть к ним готовыми не только морально, но и «физически», нарастив определенный вид мускул организации, которые и будут в фокусе нашего сегодняшнего исследования и анализа, – управление изменениями в самом широком смысле этого термина. Но обо всем по порядку.

Тренды, которые невозможно игнорировать в условиях новой реальности

Итак, по прошествии месяца после начала специальной военной операции России в Украине мы уже можем видеть изменение трендов, причём как усиление или ослабление текущих трендов, так и появление новых.

Прежде всего отметим ослабление следующих трендов в России:

1)            Глобализация. Мир на наших глазах раскалывается и перекраивается, образуются так называемые «лагеря» или «блоки» стран, которые формируют единое видение, отличное от других блоков, либо же отказываются формировать видение, занимают выжидательную позицию. Как бы то ни было, нарушение логистических цепочек, нарушение потребительских привычек и нарушение привычного мировоззрения «мы – часть всего мира» заметны уже сейчас.

2)            Космополитизм. В настоящий момент происходит смещение мнения общества (мы сейчас говорим о большинстве граждан) в сторону патриотической идеи и идеи национальных интересов, особенно в области безопасности. Курс на защиту страны от потенциальной угрозы со стороны НАТО поддерживают даже те, кто порой критиковал внутреннюю политику власти.

3)            Устойчивое развитие. ESG-тренд, набирающий популярность и последователей в течение нескольких лет до этого, сейчас уходит на второй план, так как компании начинают фокусироваться в первую очередь на выживании.

 - рис.2

Ряд других существующих трендов сейчас усиливается:

1)            Импортозамещение. В связи с наложенными санкциями практически все отрасли России будут искать новые подходы к замене иностранных поставщиков и комплектующих, развитию собственных продуктов. Этот тренд связан в том числе с начавшимся во время пандемии COVID-19 трендом на повышение устойчивости компаний, а также обеспечения непрерывности деятельности.

2)            Информационные технологии и информационная безопасность. Эти тренды были сильными на протяжении последних 2-3 лет, но после 24 февраля 2022 они получили дополнительный стимул для развития и приобрели приоритетное значение как для компаний, так и для профессионалов в этих областях: компании продолжают охотиться за лучшими кадрами, в том числе из уходящих с рынка IT-гигантов, профессионалы начали миграцию как внутри России, так и из России, и в Россию. Местные же IT-компании уже начали получать налоговые льготы, обсуждаются преференции и для сотрудников таких компаний.

3)            Утечка мозгов. По оценкам экспертов рынка за март из России уехало порядка 50 000 IT-специалистов, и как минимум такой же отток ожидается в апреле. Этот тренд ожидаемо будет блокироваться со стороны государства, так как в условиях текущих экономических ограничений высококвалифицированные специалисты потребуются для развития национальной экономики. Не стоит забывать и про новый тренд о токсичности русскоговорящих людей (подробно – далее), поэтому утечка сейчас может означать возвращение потом.

4)            Пересборка компаний. Здесь речь идёт о двух трендах: сокращение персонала в одних компаниях и отраслях и одновременно с этим взрывной набор персонала в компаниях, которые оказались в выгодном положении, и оптимизация себестоимости продуктов и услуг. При этом оптимизация – универсальный тренд, который ожидаемо будет сопутствовать всем по одной причине – покупательская способность потребителей тех самых продуктов и услуг в ближайшее время вырастать не будет, особенно на фоне всеобщего повышения цен.

5)            Забота о здоровье и wellbeing. Тренды, начавшиеся во время пандемии, получат дополнительный толчок к развитию, так как COVID-19 ещё не побеждён, он мутирует, а коллективный иммунитет нужного уровня пока не выработался, и новые поводы для стресса уже появились. Сотрудники компаний будут пытаться перенести переживания за будущее в более привычные и подвластные им «сферы влияния» - забота о здоровье, семье, близких. В то же время компании, которые ещё вчера, возможно, не воспринимали всерьёз течение wellbeing и счастье сотрудников, будут направлять свои усилия на внедрение этих направлений и функций для удержания талантов (см. тренд по утечке мозгов).

 - рис.3

6)            Поиск своих моделей. Новые реалии таковы, что известные традиционные подходы к ведению бизнеса могут оказаться неконкурентоспособными уже завтра, поэтому подход стартапов, позволяющий быстро создавать, тестировать и дорабатывать бизнес-модели может быть перенят и более маститыми игроками рынка.

7)            Рост сложности проектов, рост важности технологического интеллекта. Этот тренд и до этого усиливался год от года, но происходящие геополитические, а следом за ними и экономические изменения лишь подтолкнут его к усилению, которое будет выражаться в дополнительных требованиях к технологическому интеллекту: необходимо будет не только настраивать, но и разрабатывать с нуля системы взамен уходящим с рынка (см. тренд по импортозамещению).

Новые тренды, которые мы уже наблюдаем на рынке:

1)            Формирование новых логистических цепочек и продуктов, замещающих уходящие, а также продуктов, помогающих преодолевать влияние санкций (например, новых платёжных приложений).

2)            В связи с отказом многих обучающих провайдеров проводить обучение и профессиональную сертификацию на территории России, ожидается миграция для обучения российских профессионалов за рубежом, что будет повышать риск утечки мозгов, безусловно.

3)            Уже началась миграция клиентов – переход клиентов из подсанкционных компаний в неподсанкционные. Здесь важно вовремя разрабатывать программы onboarding и лояльности для таких клиентов, чтобы они не вернулись обратно в случае снятия санкций.

4)            Отмена антиковидных мер даёт дополнительную поддержку гражданам – скорее всего часть сотрудников начнёт возвращаться в офис, где работодателям их легче контролировать, а самим сотрудникам легче переживать стресс вместе.

5)            Если текущая геополитическая ситуация будет развиваться продолжительное (более 1 года) время, то ряд профессий, связанных, например, с внешнеэкономической деятельностью или формированием международной отчётности, может начать отмирать. Необходимо следить, действительно ли будет опускаться железный занавес, или у России останутся внешнеторговые отношения с дружественными странами.

6)            Изменение культурного восприятия русских: русскоговорящие люди токсичны везде, особенно на западе, в том числе в профессиональном сообществе. Для уехавших недавно русских будет опускаться стеклянный потолок. Подтрендом здесь будет являться возвращение кадров из-за границы на Родину, так как по информации МИД РФ все больше соотечественников сталкивается с проявлением дискриминации, расизма и с нападками со стороны некогда толерантных и либеральных жителей западных стран.

 - рис.4

7)            Начало мобилизационных проектов. Безусловно, в период потрясений и кризисов многие включают антикризисное управление, запускают срочные и ресурсоёмкие мобилизационные проекты, которые можно сравнить с советскими пятилетками, которые реализовывались за 3 года ценой невероятных волевых усилий.

С чем сталкиваются или могут столкнуться компании и профессионалы в ближайшее время

Мы перечислили только самые крупные тренды, которые так или иначе влияют на компании, работающие в России. Так, например, с большим риском остановки деятельности сталкиваются или могут столкнуться компании, у которых слабая диверсификация клиентского портфеля или малое количество клиентов. В период кризиса на первый план выходят потребности клиентов в стабильности и безопасности, которую могут гарантировать, пожалуй, крупнейшие игроки с государственным участием. В то же время отмечаем, что у крупных компаний есть определенная финансовая подушка, которая позволяет переждать пик эскалации, однако уже сейчас многие компании замерли в прыжке: приостанавливаются и замораживаются проекты развития, переориентируется международная экспансия (с Европы на Азию и Ближний Восток), сворачиваются проекты сотрудничества.

 - рис.5

Как мы уже упоминали, компании в настоящее время будут делиться на 2 основных типа: те, кто включает антикризисные планы для выживания, и те, кто может применить стратегии взрывного роста в связи с освобождением рынка от конкурентов – международных компаний, принявших решение приостановить или свернуть деятельность на территории России. При этом необходимо понимать, что окно возможностей у таких компаний будет небольшим – от 2х до 6 месяцев, так как в случае прекращения огня на территории Украины ряд стран может начать ослаблять и/или снимать наложенные на Россию санкции, что приведёт к возвращению конкурентов или попытке такого возвращения.

Основными реакциями компаний вне зависимости от типа можно будет назвать стремительную дебюрократизацию и повышение скорости принятия решений. Это необходимо как для принятия экстренных мер по выживанию, так и для того, чтобы успеть воспользоваться открывающимися окнами возможностей без изнурительных согласований. При этом компании могут переориентироваться на те отрасли, которые будут получать максимальную поддержку от государства: фармацевтика, химическое производство, инженерия, IT, сложное производство и переработка, электроника, авиастроение и другие.

Для профессионалов также появляется возможность быстро обучиться чему-то новому или же сменить отрасль работы (для универсальных профессий). Как вы могли заметить, на протяжении всей статьи мы использовали слово «проект». Проектный менеджмент является одной из универсальных профессий, люди, обладающие необходимыми компетенциями, могут перейти из, например, испытывающей трудности сферы логистики в растущую сферу IT.

В целом для профессионалов всех областей отмечаем возрастание следующих трендов и потребностей: повышение требований к владению мягкими навыками (soft skills), способность управлять (менеджмент организаций и проектный менеджмент), антикризисное управление. Существует потребность компаний в «многоруких многоногах» — людях с максимально широким кругозором и универсальной специализацией, которые могут закрыть любой участок работы и организовать что угодно: от срочной замены выбывающего программного обеспечения до стратегической сессии взрывного роста.

 - рис.6

Какие методы и инструменты могут быть использованы в условиях новой реальности

Инструменты и подходы к реализации задач также начали претерпевать изменения, набирают популярность гибридные подходы, позволяющие адаптировать методы под задачи, при этом использовать для решения одной задачи весь набор инструментов всех методов.

И вот мы подходим к теме использования имеющихся методов, инструментов и ресурсов компаний для решения новых задач. В 2000е годы широкое применение получил такой инструмент управления как проектный офис. Многие даже небольшие компании внедряли у себя эти подразделения, которые аккумулировали все знания о реализованных, идущих и запланированных проектах компании, отвечали за рациональное применение подходящих методов и инструментов, и нередко сами реализовывали проекты компании. Именно о переиспользовании проектного офиса мы хотим рассказать.

По сути, кризисные времена – это реальная проверка устойчивости компании, проверка, насколько компания гибкая, насколько она научилась управлять изменениями в самом широком смысле этого слова, включая быструю перестройку к новым реалиям и гибкость в управлении ресурсами, а также оперативное освоение новых направлений и функций.

 - рис.7

Если в мирное время проектный офис в основном сосредоточен на формировании и реализации сбалансированного портфеля проектов (65% проектов на поддержку текущего бизнеса, 25%-30% проектов на развитие бизнеса и 5%-10% на исследование абсолютно новых сфер, внутренний стартап), то во время кризиса можно:

1)            Для компаний, включающих антикризисное управление, оперативно приостановить реализацию всех проектов, пересмотреть приоритеты, сформировать потребность в новых быстрых проектах (например, замена оборудования или программного обеспечения без потери качества и защищённости), реализовать эти проекты максимально эффективно и профессионально, используя самые подходящие методы и инструменты. Проектный офис в таких компаниях может стать «оперативным штабом» или «ставкой главнокомандующего» СЕО, выполняя его распоряжения в привычной для себя чёткой и действенной манере, перераспределяя ресурсы как людские, так и финансовые, направляя их на самые необходимые задачи. При использовании такой схемы СЕО продолжает контролировать использование ресурсов, при этом качество проектов, несмотря на всеобщую мобилизацию, не страдает, т.к. их реализуют профессионалы своего дела.

2)            Для компаний, включающих стратегии кратного или взрывного роста, пересмотреть портфель проектов, перебалансировать его в сторону реализации проектов здесь и сейчас, отложить проекты, на реализацию которых требуется много ресурсов (как людских, так и финансовых, и временных), дать предпочтение проектам, которые можно реализовать, пока открыто окно возможностей (2-6 месяцев), получить мгновенный эффект и быстрые выигрыши (quick wins). Плюсы привлечения проектного офиса аналогичны - контроль использования ресурсов при сохранении качества проектов.

 - рис.8

Вместо заключения

Таким образом, привычные «мирные» инструменты можно переиспользовать и в кризисное время, сохранив все преимущества этих инструментов и демонстрируя небывалую организационную гибкость, помогающую преодолевать кризис. И как бы апокалиптично ни выглядела текущая ситуация, компании могут «подстелить соломки» и подготовиться к различным стрессовым сценариям для смягчения последствий и перепрофилирования текущей деятельности. Для этого не стоит ограничиваться только внутренними ресурсами. С целью объективной оценки своего бизнеса, независимой экспертизы, составления сценариев и планов для дальнейшей деятельности рекомендуем использовать ресурсы, опыт и инструменты экспертов-консультантов.

Будучи экспертами в управлении изменениями, стратегическом, проектном и процессном управлении, бережливом производстве, мы рекомендуем как можно лучше подготовиться к грядущим переменам. И если вы думаете, что можно будет пересидеть текущие изменения в мире, то смеем вас заверить, что возвращения к предыдущему периоду развития и отношений, к так называемому статусу-кво, после 24 февраля 2022 года невозможно.

Более того, некоторые эксперты сходятся во мнении, что кризис как таковой ещё не наступил: землетрясение произошло, а вот цунами ещё формируется в океане и только начинает катиться в сторону берега. Его воздействие мы сможем ощутить через несколько месяцев. И необходимо эти месяцы использовать максимально эффективно, чтобы подготовиться!

 - рис.9

Связаться с экспертами можно по ектронной почте  i@lintelligence.ruии по телефону +7 (926) 924-21-44

Рубрика:
{}Маркетинг

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ