13.08.2012, 00:00
Количество просмотров

Вендинговые горизонты России. Популярен ли вендинговый автомат/аппарат?

Сегодня у вендингового бизнеса в России весьма широкие перспективы развития. Однако для того чтобы достичь европейского или американского уровня, участникам зарождающейся отечественной вендинговой индустрии предстоит решить ряд острых вопросов, в частности проблемы ассортимента, импортозависимость в части оборудования, «выход на улицу», а также сделать реальные шаги в направлении ухода от кэша в сторону приема безналичных платежных средств, включая внедрение бесконтактных технологий.
Вендинговые горизонты России. Популярен ли вендинговый автомат/аппарат?
 - рис.1

Сегодня у вендингового бизнеса в России весьма широкие перспективы развития. Однако для того чтобы достичь европейского или американского уровня, участникам зарождающейся отечественной вендинговой индустрии предстоит решить ряд острых вопросов, в частности проблемы ассортимента, импортозависимость в части оборудования, «выход на улицу», а также сделать реальные шаги в направлении ухода от кэша в сторону приема безналичных платежных средств, включая внедрение бесконтактных технологий.


Вендинг как таковой характеризуется достаточно широким спектром возможностей и моделей бизнеса: от точки питания на предприятии или в офисном центре (в Европе нормой является как минимум один комплект вендинговых машин: по продаже горячих напитков, снэковая, бутербродная и баночная) до целого автоматизированного магазина. Именно так автоматы используют, в частности, в Германии, где по выходным во многих городах не работают даже продовольственные магазины, и приобрести что-либо съестное, кроме как в вендинговых автоматах, можно лишь на автозаправках (которые также весьма популярны в этом плане). В России ситуация иная, рынок торговых автоматов (ТА) здесь, по сути, начал формироваться лишь после преодоления кризиса 1998 года, технологически он относительно молод, и сегодня его можно охарактеризовать как развивающийся.

 - рис.2 - рис.3

Цифры и факты

Если сравнить российский вендинговый потенциал с другими странами мира, ситуация будет выглядеть достаточно обнадеживающей в плане возможностей развития на относительно слабонасыщенном пока рынке. Так, по данным экспертов, по состоянию на начало весны 2012 года, в РФ один торговый автомат приходится на 3452 человек, тогда как в Японии, например, – 1:23, в США – 1:35, а по Евросоюзу усредненные данные дают соотношение 1:100. В Японии ежегодный оборот вендинговых машин (до катастрофы на АЭС) составлял 28 млрд долл., в США – 45 млрд долл., в Европе – около 30 млрд евро.

Эксперты едины в том, что у данного направления в России большой потенциал. «В Москве необходимо развивать вендинговую торговлю. Пока она составляет у нас меньше 1% от общего оборота торговли, в то время как в некоторых европейских столицах эта цифра доходит до 5%», – комментирует сложившуюся ситуацию исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли Илья Белоновский. Действительно, такой вид торговли в целом удобнее и прозрачнее и для государственных и муниципальных структур.

 - рис.4

Надо отметить, что московские власти сегодня всерьез рассматривают вендинг как один из основных заменителей стихийной мелкой розницы в городе. Так, зам. председателя комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству Иван Новицкий, комментируя ситуацию корреспонденту R&L, отмечает: «Бизнес по продаже мелкорозничных товаров через торговые автоматы сейчас развивается достаточно активно. Торговые автоматы в Москве уже стали обыденностью, и практически в любой точке постоянного скопления людей можно обнаружить подобное устройство. Дальнейшему развитию этого бизнеса может способствовать принятый Госдумой РФ в начале 2012 года законопроект, освобождающий предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, от применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Поправки вносятся в соответствующую статью Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт». Я считаю, что у вендинга большое будущее, поскольку применение подобных аппаратов позволит упростить и удешевить процесс конечной доставки продукции потребителю. Кроме того, качество товара, реализуемого с помощью автоматов, а не через традиционную торговую сеть, гораздо проще контролировать. Вендингу в столице есть куда расширяться: сейчас в Москве работает около 15 тысяч торговых автоматов. Большинство из них продают горячий кофе, газировку и снэки. В сравнении с европейскими странами это совсем немного. Например, в Париже работают 120 тысяч машин, в Нью-Йорке – 200 тысяч, а в Токио – 500 тысяч. Сейчас Департамент торговли и услуг работает над концепцией вендинговой торговли Москвы. Согласно этому документу уже через три года в городе появится около 90 тысяч новых торговых аппаратов. При этом почти треть из них установят на улицах, в парках и местах отдыха горожан. И в них не обязательно будут продаваться товары, предназначенные исключительно для потребностей людей: существуют планы по установке автоматов по продаже корма для белок и уток в Центральном парке культуры и отдыха имени Горького».

Несмотря на то, что, как было отмечено выше, львиную долю торговых автоматов и в Москве, и в других крупных городах России (а практически только они и охвачены вендингом) по-прежнему составляют кофейные и, реже, снэковые автоматы, в стране постепенно начинает развиваться и вендинговая «экзотика».

Торговые автоматы уже продают в Москве сырники и йогурты, экспериментируют с суши и другими блюдами японской кухни. Автоматы-«икрометы» с красной икрой в банках стоят в здании мэрии и в одной из башен делового комплекса «Москва-Сити», а согласно неофициальной информации, несколько автоматов по продаже икры планируется установить и в подземных переходах центра столицы.

Кроме «икорных» и суши-автоматов в столице можно увидеть и другие нестандартные для России (но вполне обычные, скажем, для Японии) виды вендинговых машин. Аппараты по продаже религиозной и детской литературы стоят в зале ожидания Казанского вокзала, картофель фри и свежий апельсиновый сок предлагают автоматы в магазине Metro, детские игрушки присутствуют в автомате на Ярославском вокзале. Постепенно распространяются в России и торговые автоматы с глазными линзами (здесь лидирует Санкт-Петербург), появляются аппараты по продаже дисков с музыкой и фильмами, цветочных букетов, колготок и зонтов. Конечно, все эти примеры не сравнятся по оригинальности с операторами японского рынка, торгующими бельем и памперсами, и офисами компании Facebook, в которых установлены вендинговые автоматы с клавиатурами, мышками, камерами и наушниками. Но тем не менее, как полагают эксперты, будущее именно за разнообразием и увеличением сегментации вендингового рынка.

 - рис.5 - рис.6

Выход на улицу

В экспертной среде сегодня бытует небесспорное мнение, что потенциал развития вендингового рынка у нас «бездонен», т. к., исходя из приведенных выше данных, для моделирования его развития часто привлекается американская или даже японская модели развития (в плане оценки максимально возможного парка торговых автоматов на национальном рынке). Стоит, однако, понимать, что такие сравнения не совсем корректны: и США, и Япония расположены преимущественно гораздо южнее основной территории Российской Федерации, на большей части которой климат не позволяет размещать вендинговые автоматы на открытых площадках, не применяя специальные решения, значительно увеличивающие стоимость и аппаратов, и их эксплуатации. В связи с этим представляется более разумным сравнивать Россию с европейскими странами, прогноз по которым менее оптимистичен – плотность установки торговых автоматов здесь колеблется в пределах 1:100–150 человек. То есть, принимая во внимание соотношение среднестатистического реального дохода граждан РФ и жителей ЕС, можно вывести цифру максимальной емкости российского вендингового рынка, близкой к 1 млн автоматов (для сравнения – в США уже действуют 6,8 млн торговых автоматов, в Японии – 5,6 млн).

Конечно же, на текущий момент российский рынок далек от насыщения, но темпы его роста ограничены множеством факторов. Во-первых, это фактор платежеспособного спроса. Так, по данным компании Uvenco, сегодня в России работают порядка 55 тыс. автоматов, но каждый в среднем «зарабатывает» около 15 тыс. руб. в месяц. При этом сколько-нибудь заметно вендинговая торговля проникла лишь в города-миллионники. На них, по данным Валерия Ракитского, гендиректора фирмы Valeo (поставщика ТА от ряда европейских производителей), приходится более половины действующих операторов. В самом деле, чтобы вендинг стал востребованным, регион, куда «приходят» автоматы, должен иметь достаточно офисных центров и успешных предприятий, т. е., грубо говоря, работники должны иметь достаточно денег и недостаточно – свободного времени.

Отрицательно действует на темпы роста вендингового рынка и такой фактор, как относительно высокая стоимость размещения автоматов, занимающая непропорционально большую часть в структуре издержек российских вендинговых операторов. Это связано, во-первых, с теми же климатическими трудностями, когда невозможно разместить большое количество автоматов просто на улице, а во-вторых, с конкуренцией со стороны платежных терминалов, уже захвативших массу выгодных точек размещения на этом рынке.

Эксперты замечают также, что негативно влияет на рынок его импортозависимость в аппаратном плане. Это выливается в дефицит современных, сравнительно дешевых ТА. Фатальную роль для любого вендинг-оператора играет и удаленность сервисных центров и складов запчастей. На текущий момент все ведущие европейские производители автоматов, вышедшие на российский рынок, работают с одним-двумя дистрибьюторами, что никак не улучшает ситуацию с ценами на оборудование. Основным торговым партнером России по импорту вендинговых аппаратов является Италия. Общий объем поставок на российский рынок из этой страны составил порядка 63% стоимости всего импорта вендинговых аппаратов. Доля Испании также существенна и близка к 23%, а суммарная доля остальных стран-импортеров, среди которых выделяются Китай и США, не превышает 14%.

 - рис.7 - рис.8

Все это в комплексе, вероятно, и приводит к дефициту самих вендинговых аппаратных решений на рынке. Речь идет не столько о неготовности производителей товаров предоставить достаточное количество наименований продуктов, специально упакованных и разработанных для продажи через торговые автоматы, сколько о том, что спектр услуг, предоставляемых российскими операторами, крайне узок, так как отрасль неспособна их «переварить». В развитых странах насчитывается около сотни рыночных сегментов, в России же по-прежнему кофейные аппараты представляют до 65–70% всего национального вендинга. Доля снэковых аппаратов доходит у нас, по различным оценкам, до 20%, и лишь оставшиеся около 10% ТА предлагают различные штучные товары. Поэтому эксперты не без оснований указывают, что резкий скачок в сторону снэковых аппаратов и других автоматов со штучным товаром, например, сигаретами, колготками и др., может произойти с общим улучшением предпринимательского климата и выходом вендинга на улицы российских городов.

Так, по словам гендиректора компании EMTG Екатерины Сойак, готовность операторов и, главное, производителей оборудования к «уличному» развитию событий можно считать одной из наиболее ярких отраслевых тенденций этого года. Говоря о рынке производителей вендинговых аппаратов для уличного размещения, эксперт отметила в качестве особо перспективных итальянские Rheavendors и Necta, американский бренд Crane Merchandising Systems, которые уже присутствуют на нашем рынке, а также Fas, Saeco (Италия); Azkoen, Jofemar (Испания). Если говорить о российских производителях, то здесь наиболее крупным игроком является санкт-петербургский «Уникум».

 - рис.9

К мнению экспертов и участников рынка прислушиваются и чиновники. Так, Анна Сергеева, пресс-секретарь Департамента торговли и услуг города Москвы, недавно сообщила СМИ о том, что помимо разработки концепции автоматизированной торговли в ближайших планах властей города уже к лету этого года в спальных районах Москвы установить несколько десятков автоматов по продаже молока, питьевой воды и лимонада в розлив. Сообщается, что покупатель сможет прийти за питьевой водой с собственной тарой – автомат очистит ее озоном и ультрафиолетом, а затем наполнит необходимым количеством воды. Стоимость одного литра воды, как ожидается, составит два-три рубля. С собственной тарой можно будет приходить и к молочным терминалам: стоимость молока в автомате в жилом квартале должна составлять 30–40 рублей за литр. Сейчас в столице работают около 30 молочных автоматов, но они, как правило, стоят в торговых центрах.

Та же тенденция прослеживается и в Санкт-Петербурге – здесь предприниматели из НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» весной 2012 г. начали установку автоматов по продаже снэков и безалкогольных напитков на остановках.

Как бы то ни было, развитие вендингового рынка нуждается в «выходе на улицу». Это потребует, во-первых, обновления аппаратной базы (в части климатически устойчивых торговых аппаратов, вероятно, с применением технологий, используемых для обеспечения таковой устойчивости в платежных терминалах) и расширения партнерской сети производителей в РФ, а во-вторых, изменения законодательства в сторону его либерализации по отношению к вендинг-операторам.

Дело в деньгах

 - рис.10

Говоря о сегодняшней ситуации с рентабельностью в вендинговом бизнесе, можно констатировать, что в среднем она колеблется вокруг отметки в 20%. По некоторым оценкам участников рынка, для среднего оператора с офисом и наемным персоналом, с учетом не только аренды, но и техобслуживания плюс амортизации аппаратов, срок окупаемости составляет четыре года. Несмотря на то что поставщики оборудования часто говорят о сроке окупаемости в полгода или год, однозначно доверять подобным оценкам весьма сложно. Одной из аксиом вендингового бизнеса как такового является то, что рентабельность по большей части зависит от места установки аппаратов. Тем не менее простой принцип «многолюдно/малолюдно» срабатывает далеко не всегда. Ряд операторов, в частности, говорят о небезопасности установки автоматов в институтах, где, казалось бы, имеется обширная и весьма подходящая аудитория: молодежь склонна к вандализму в отношении обслуживающих машин, и это не раз проверено на практике. Зато, по оценкам экспертов, большую прибыль приносят офисы (они заметно лучше для вендинг-оператора, чем офисные центры, где велик бюрократизм и приходится договариваться долго, да еще с разными людьми). Исключительно привлекательны и детские спортивные центры, где напитки, снэки и сладости раскупаются быстро.

Важным моментом, который может сильно повлиять на рентабельность вендинга как бизнеса в России, становится вопрос о способах безналичной оплаты товаров в торговых автоматах. Как известно, наличные расчеты означают неизбежные расходы на обслуживание наличного оборота, необходимость увеличения оборотного капитала за счет необходимости держать разменные монеты в торговых автоматах, проблемы с безопасностью при инкассации и, что немаловажно, согласно исследованиям рынка, – снижение продаж из-за частого отсутствия у клиентов монет или банкнот определенного номинала. Одним словом, наличные деньги сегодня являются одним из самых больших «камней на шее» для вендинг-операторов, от которого им для повышения рентабельности надо избавляться любой ценой.

Сегодня в России доля автоматов, укомплектованных системой безналичной оплаты, не превышает 2–3% от общего количества, то есть системы безналичной оплаты пока не получили должного развития в нашем вендинге. В то же время, согласно данным исследовательской компании Apriva, не менее половины всех автоматов США принимают к оплате карты, а в Европе расплачиваться за кофе и снэки из автоматов бесконтактными картами – привычное дело. При этом стоит иметь в виду, что соответствующие модули приема безналичных платежей в автоматах являются там не альтернативой, а дополнением к уже установленным купюроприемнику и монетоприемнику. Динамика технологических процессов в этой области на западных рынках позволяет надеяться, что проблема будет решена в среднесрочной перспективе и в России. Несмотря на то что медленное внедрение безналичных способов оплаты в вендинге обусловлено, в частности, «фактором недоверия к автомату», со стремительным прогрессом в этой области нельзя не считаться – эксперты считают привлекательной для этого бизнеса идею оплаты с помощью сотовых телефонов. В частности, президент НААТ (Национальной ассоциации автоматизированной торговли России) Борис Белоцерковский высказывался по данному поводу в СМИ так: «Я совершенно уверен, что технология NFC будет стремительно развиваться в течение ближайших лет (в том числе и в России). Внедряя совместно с одним из операторов мобильной связи технологию NFC сегодня, мы гарантируем себе технологическое преимущество в следующие 5–10 лет. И это, безусловно, то, что нужно для развития вендинга».

Суммируя экспертные оценки и мнения, следует полагать, что рост рынка вендинга в России будет происходить за счет роста интереса ведущих поставщиков товаров к новому каналу сбыта и продвижения своих брендов, технологических и законодательных новшеств, позволяющих торговым автоматам освоить российскую «улицу», расширения спектра вендинг-продуктов и ухода от чисто «кофейной» модели развития, а также заинтересованности государства и городских властей в создании более прозрачной мелкой розницы в стране. При этом вендинг в России пока не станет серьезным конкурентом традиционному ритейлу, а, скорее, будет существовать в симбиозе с ним, являясь дополнительным каналом сбыта в определенных нишах.

Полный текст статьи читайте в журнале «Retail&Loyalty» №4 (31)' 2012 с. 12

Рубрика:
{}
Теги: