13.08.2012, 00:00
Количество просмотров

Новый формат в торговой рознице

В настоящее время Департамент торговли и услуг Москвы совместно с бизнессообществом разрабатывает концепцию развития автоматизированной торговли, подразумевающую существенное увеличение объема автоматизированной торговли в городе. В документе представлен опыт зарубежных стран в сравнении с существующим положением в столице, обозначены среднесрочные перспективы развития автоматизированной торговли. О перспективах развития вендинговой торговли в городе в своем интервью R&L рассказывает Никита Кузнецов, заместитель руководителя Департамента торговли и услуг Москвы, один из авторов Концепции «Автоматизированная торговля как инновационный путь развития мелкой розницы. Инфраструктура комфорта».
Новый формат в торговой рознице
 - рис.1

В настоящее время Департамент торговли и услуг Москвы совместно с бизнессообществом разрабатывает концепцию развития автоматизированной торговли, подразумевающую существенное увеличение объема автоматизированной торговли в городе. В документе представлен опыт зарубежных стран в сравнении с существующим положением в столице, обозначены среднесрочные перспективы развития автоматизированной торговли. О перспективах развития вендинговой торговли в городе в своем интервью R&L рассказывает Никита Кузнецов, заместитель руководителя Департамента торговли и услуг Москвы, один из авторов Концепции «Автоматизированная торговля как инновационный путь развития мелкой розницы. Инфраструктура комфорта».


R&L: Каково состояние и тенденции развития автоматизированной торговли (вендинга) в мире? Как развита автоматизированная торговля в Москве и России?
Н. Кузнецов: Нужно признать, что в России пока отсутствует автоматизированная торговля как формат. Мы сейчас только начинаем ее развивать. Именно для этого Департамент торговли и услуг г. Москвы совместно с профильным предпринимательским сообществом разрабатывает Концепцию автоматизированной торговли. Мы ее назвали «Инфраструктура комфорта», и это неспроста. Вендинг как торговый формат – не борьба с голодом и холодом, а именно обеспечение комфорта. Комфорта везде, где человеку может понадобиться быстрая покупка: на улице, в каком-либо учреждении, в метро, аэропорту и т. д. На сегодняшний день в Москве установлено менее 15 тыс. торговых автоматов. Мы отстаем от ведущих столиц мира в десятки раз. Так, в Токио около полумиллиона торговых автоматов, через которые совершается значительная часть повседневных импульсных покупок. Примерно такая же ситуация в Нью-Йорке – а 8 млн жителей приходится 200 тыс. автоматов, в Париже на 2,5 млн – 120 тыс. Другими словами, на 1 млн жителей: в Токио – 38,5 тыс., в Нью-Йорке – 25 тыс., в Париже – 48 тыс.

 - рис.2

В городе должны существовать различные форматы торговли для комфортного обитания жителей. Какие форматы должны быть? Ответ очень простой: если есть предприниматели, которые готовы в каком-то месте организовать какой-нибудь формат (будь то магазин, киоск, ярмарка или торговый автомат), значит, данный формат нужен и востребован. Никакой чиновник не может сказать это за предпринимателя, так как чиновник не вкладывает своих денег и не несет рисков. Предприниматель, прежде чем открывать торговую точку, изучает спрос, рынок, просчитывает свой бизнес-план, и только если, по его мнению, все срастается, он начинает дело. При этом эти форматы не должны исключать друг друга, а, наоборот, дополнять. Современная стратегия развития городов, современные тенденции развития цивилизованных мегаполисов свидетельствуют, что должно быть как можно больше разных форматов торговли, только при наличии всех форматов можно говорить о комфортной среде для потребителя.

Ранее в формировании торговли в нашей стране господствовал другой подход, когда различные форматы считались несовместимыми. До сих пор от многих чиновников можно услышать смелые заявления по поводу целых сегментов торговли, что «нам это не нужно» или «нужно». Очень странный подход. Сразу хочется задать вопрос: а как ты это решил? Если есть предприниматели, готовые развивать этот формат и работать в нем, а ты говоришь, что это не нужно. Или наоборот.

Поэтому рынок диктует свои законы: должны сосуществовать, удачно дополняя друг друга, все форматы торговли, способные удовлетворять реальные потребности населения. Востребованность или невостребованность того или иного формата определяет бизнес. Именно поэтому автоматизированную торговлю необходимо развивать: предпринимательское сообщество в этом очень заинтересовано. Работая над Концепцией, наш Департамент проводит консультации с бизнес-сообществом, при этом учитываются потребности различных отраслей, вырабатываются правила и стандарты.

R&L: В чем, на ваш взгляд, заключается специфика автоматизации торговли столицы? Как вы оцениваете потенциал развития вендинга в Москве?

Н. Кузнецов: В Москве мы можем прогнозировать увеличение этого сегмента в несколько раз еще на первом этапе развития, до конца 2015 г. За этот период планируется довести численность торговых и почтовых автоматов в столице до 90 тыс. И эта цифра представляется вполне реалистичной. Главная особенность вендинга в целом как направления розницы заключается в том, что здесь отсутствует продавец. С одной стороны, это несколько усложняет привычный процесс торговли, так как живой человек в качестве продавца потенциально может эффективнее привлекать покупателей благодаря так называемому человеческому фактору и сложившимся психологическим предпочтениям потребителей.

С другой стороны, для того чтобы воспользоваться этими преимуществами, необходимы квалифицированные продавцы, дефицит которых сегодня наблюдается повсеместно и носит почти катастрофический характер. В свою очередь, торговые автоматы позволяют людям совершать «быстрые» покупки, правда, предлагая при этом ограниченный набор ассортимента. В то же время торговые автоматы могут размещаться практически в любом месте и гибко менять свое месторасположение в отличие от традиционных торговых точек. Они полностью автономны и не требуют подсоединения ни к каким инженерным сетям, кроме сетей электропитания. Если говорить о перспективах вендинга в Москве, то, по подсчетам Департамента торговли и услуг, частные инвестиции в отрасль составят 34 млрд рублей до конца 2015 года и будут расти.

При этом они будут носить качественный характер. Во-первых, будет развиваться новый формат торговли с нуля. Во-вторых, будет создаваться и развиваться сопутствующий сервис, включая сети предприятий для обслуживания вендинговых аппаратов. А малый бизнес, который возьмет на себя развитие этого направления, создаст дополнительные рабочие места. В-третьих, будут развиваться удаленные форматы торговли – по каталогам или через Интернет. В Концепции «Автоматизированной торговли» предусмотрено размещение в столице постоматов, или почтовых автоматов, которые являются инфраструктурой логистики доставки для интернет-магазинов. Это вообще принципиально новое направление. Если собственно торговые автоматы нам так или иначе знакомы, то почтовые автоматы – последнее веяние с Запада, и есть все шансы, что здесь мы их быстро догоним.

R&L: На каких условиях вендинговые компании смогут устанавливать торговые автоматы в столице? Какой доход это принесет бюджету города?

Н. Кузнецов: Сейчас порядок установки торговых автоматов активно обсуждается. Рассматриваются два варианта, которые можно применять одновременно. Вопервых, это традиционный уже для мелкой розницы порядок распределения мест через открытые аукционы. И здесь все относительно понятно: город формирует схему размещения автоматов и объявляет на эти места аукционы.

Другой вариант – использование механизма саморегулирования, когда профильное предпринимательское сообщество будет участвовать в распределении мест. Например, через профильные ассоциации. Естественно, на платной основе с соответствующими платежами в бюджет. Места, где востребовано размещение торговых и почтовых автоматов, нам предложит само предпринимательское сообщество: как мы уже с вами установили, они здесь главные интересанты и двигатели этого процесса. В результате московский бюджет, по нашим расчетам, сможет получить от налоговых поступлений и платы за размещение объектов около 3,5–4 млрд рублей в год. Это очень неплохой показатель. Кроме того, создается принципиально новая отрасль, просчитать все налоговые эффекты от развития которой сейчас просто невозможно. Так, например, сервисные предприятия, которые будут обслуживать вендинг, тоже станут отчислять налоги в бюджет. Таким образом, синергетический эффект может оказаться гораздо выше, чем мы можем сегодня предполагать.

 - рис.3

R&L: За какое время окупаются торговые аппараты?

Н. Кузнецов: Как показывает практика, торговые автоматы окупаются в разный промежуток времени, все зависит от сегмента рынка. Аппараты различны как по стоимости, так и по специализации. Окупаемость сети автоматов – около двух-трех лет. Оператор должен иметь как минимум 10 торговых аппаратов. Их покупка, содержание и обслуживание вполне по силам малым и семейным предприятиям, которые захотят участвовать в данном бизнесе. Город при этом должен дать им твердые гарантии, законодательно их подкрепить, а предприниматели, в свою очередь, выполнять все требования и финансовые обязательства, предусмотренные законом.

На Западе вендинг – в основном семейный бизнес, включаемый во франчайзинговые схемы с крупными операторами. 70–80% операторов автоматизированной торговли – предприятия малого бизнеса.

Одно такое предприятие обслуживает примерно 10–20 автоматов, и это посильно обычной семье. Вот так!

R&L: Не являются ли, на ваш взгляд, мелкорозничная торговля и вендинг конкурентами? Если да, то будет ли этот фактор сдерживать развитие вендинга?

Н. Кузнецов: Все форматы торговли так или иначе конкурируют друг с другом. Но, как показывает практика, в условиях роста количества предложений повышается качество самой конкурентной среды. При этом доходы существующих операторов автоматизированной торговли могут увеличиваться. Связано это с тем, что люди начинают больше покупать. Если взять мелкую розницу, то сейчас она развивается по пути узких специализаций. Это торговые точки, торгующие однородным товаром – молоком и молочными продуктами, колбасой, хлебом, овощами и фруктами. В этих сегментах рынка вендинг не заменит традиционную торговлю. Конечно, есть вендинговые автоматы по розливу молока, пользующиеся у людей большой популярностью. Но они не составляют конкуренции молочному киоску.

 - рис.4

Сейчас складывается другая тенденция. Мелкорозничный бизнес стремится к более узкой специализации, чтобы выйти за пределы конкурентного поля с универсальными магазинами и супермаркетами. То есть он стремится предложить что-то такое, что заставит покупателя, который идет в супермаркет, купить некий товар и у него, товар, которого в супермаркете может не оказаться или он там будет другим. Это, конечно, перспектива, но такая тенденция есть. В связи с этим я абсолютно убежден, что малый торговый бизнес, как это ни покажется странным, выгоден крупным сетевым операторам. Он будет органично дополнять универсальный ассортимент и завершать для покупателя ту самую комфортную среду, которой сейчас так не хватает. Кстати, западные ритейлеры это прекрасно понимают и в каком-то смысле не исповедуют мессианскую идеологию собственной исключительности, что не ставит их в противоречие с малым бизнесом и, в конечном итоге, всем помогает, а не вредит.

 - рис.5

R&L: Какие предложения поступили от представителей бизнеса во время работы над концепцией автоматизированной торговли в столице?

Н. Кузнецов: Бизнес активно участвует в работе над данной концепцией. Так, экспертная группа по мелкой рознице, работая над документом, вышла с детально сформулированными предложениями. В частности, о саморегулировании, о распределении и увеличении количества мест для размещения торговых точек. И такая работа ведется во всех форматах торговли, в том числе и в вендинге, где разрабатываются конкретные предложения, вплоть до проектов нормативных актов, которые нужно принять для развития этой отрасли. По сути, сейчас сами игроки рынка формируют правила игры, тесно взаимодействуя с органами государственной власти.

R&L: На каком этапе сейчас находится работа над концепцией? Когда будут рассмотрены первые нормативные акты в этой области?

Н. Кузнецов: Сейчас идет работа над конкретными механизмами. Как предоставлять места, как формировать аукционные лоты, сколько объектов должно быть в лоте, который будет выставляться на аукцион. Как и когда будет запущен механизм саморегулирования по мелкой рознице и вендингу. Как город будет передавать право профильным ассоциациям распределять места. Какой договор должен заключать город с ассоциацией с тем, чтобы она осуществляла определенные функции, связывая это с ответственностью перед городом. Наконец, как будут строиться взаимоотношения между конечными владельцами мест и городом с участием ассоциации. Например, субъект исключается из ассоциации вследствие нарушения каких-либо отраслевых правил. И, соответственно, он теряет свои места. Какую ответственность в таком случае несет ассоциация и все ее участники за нарушение членом ассоциации своих обязательств?

 - рис.6

Все эти конкретные вопросы и механизмы сейчас детально прорабатываются. Подготовлены они будут примерно через месяц в виде проработанных и согласованных материалов с проектами нормативных актов. Мы поставили себе задачу в течение 2–4 месяцев завершить формирование всей необходимой нормативной базы.

R&L: Когда этот механизм заработает, по вашим оценкам?

Н. Кузнецов: Думаю, что реализация концепции начнется в конце 2012-го или в начале следующего года. Как, собственно, это изначально и планировалось.

Полный текст статьи читайте в журнале «Retail&Loyalty» №4 (31)' 2012 с. 19

Рубрика:
{}
Теги: