17.07.2015, 01:38
Количество просмотров

Расширение ассортимента и технологическое развитие – главные задачи российского ритейла?


В последние месяцы вряд ли у кого-нибудь еще оставались сомнения в том, что Евросоюз продлит антироссийские санкции, не менее предсказуемым был и ответный ход российского правительства. Примечательно, что этот факт не вызвал среди населения даже тени того ажиотажа, который наблюдался в 2014 году, – не было ни паники, ни масштабных закупок ненужных товаров «впрок». Российские потребители и ритейлеры в целом смогли адаптироваться к новой экономической реальности: первые обучились эффективному бюджетному планированию, став постоянными клиентами магазинов более низких ценовых сегментов, чем посещали ранее, а вторые – повысив эффективность управления клиентским поведением и политики ценообразования, а также с разной степенью успешности пытаясь использовать импортозамещение, к которому мы вернемся чуть позже.
 - рис.1

В последние месяцы вряд ли у кого-нибудь еще оставались сомнения в том, что Евросоюз продлит антироссийские санкции, не менее предсказуемым был и ответный ход российского правительства. Примечательно, что этот факт не вызвал среди населения даже тени того ажиотажа, который наблюдался в 2014 году, – не было ни паники, ни масштабных закупок ненужных товаров «впрок». Российские потребители и ритейлеры в целом смогли адаптироваться к новой экономической реальности: первые обучились эффективному бюджетному планированию, став постоянными клиентами магазинов более низких ценовых сегментов, чем посещали ранее, а вторые – повысив эффективность управления клиентским поведением и политики ценообразования, а также с разной степенью успешности пытаясь использовать импортозамещение, к которому мы вернемся чуть позже.

Примечательно, что, согласно данным исследований, наши соотечественники в целом стали чаще посещать магазины: в дискаунтеры и супермаркеты они ходят в среднем 10 раз в месяц (в 2014 году – 8 раз в месяц), в гипермаркеты – 4 раза, т. е. так же, как и в прошлом году. Немного чаще – пять вместо четырех раз – россияне стали совершать покупки в мини-маркетах. Если в 2014 году в повседневный «маршрут» покупателя чаще всего входили две розничные сети, то в 2015 году показатель вырос до трех. По мнению экспертов, более частые посещения магазинов в целях приобретения необходимых продуктов являются важной частью стратегии экономии. Кроме того, визиты в супермаркет связаны с интересом покупателей к широкому ассортименту товаров: несмотря на усложнение экономической ситуации, возвращаться к однообразным полкам с тушенкой не хочет никто. При этом, как сообщают исследовательские агентства, именно в 2015 году российские ритейлеры массово начали процесс значительного расширения ассортимента предлагаемых товаров. На фоне существующих продуктовых контрсанкций особенно заметны изменения матрицы ассортимента в сегменте продуктов питания. Так, в конце июня торговая сеть «Ашан» сообщила, что ей пришлось отказаться от 500 наименований европейских товаров после прошлогоднего введения Россией продовольственного эмбарго в ответ на санкции Евросоюза и США. Однако внушительная поначалу цифра заметно «теряет в размерах» при ознакомлении с более подробными данными по ассортиментной политике компании: из 50 тыс. SKU было устранено всего 500, при этом 300 (!) из них были заменены товарами либо российского производства, либо из несанкционных стран. Не беря на себя ответственность повторять широко растиражированное суждение относительно якобы появившихся у российских производителей уникальных шансов, отметим, что если санкционные войны не закончатся еще несколько лет, а отечественные компании с умом используют это время, им придется опасаться уже не дальнейшего продления санкций, а, напротив, возврата на рынок РФ западных конкурентов.


Закрытие ряда крупных игроков не отпугивает ритейлеров: офлайновые сети продолжают инвестировать в онлайн-направление, придерживаясь стратегии развития мультиканальных продаж


В то же время, по мнению внешних экспертов R&L, ритейлерам сейчас крайне важно не зацикливаться исключительно на товарной политике, уделяя максимум внимания своему технологическому развитию. Проблема многих компаний заключается в том, что, работая на грани рентабельности, они концентрируются в основном на решении только хорошо знакомых задач, опасаясь заходить в незнакомые для себя области. С точки зрения наших экспертов, это обусловлено, скорее всего, традиционной изолированностью российского торгового ритейла от глобальных технологических бизнес-процессов, с которыми успешно работают, например, банки и ряд других представителей крупного бизнеса, включая производственные корпорации, телеком и т. д. Ситуацию спасают сами вендоры ИТ-решений, выходя на данный рынок с инновационными проектами, однако сегодня этого явно недостаточно: ритейлерам необходимо теснее сотрудничать с теми же банками, перенимая у них лучший опыт в сфере высоких технологий и повышая свою конкурентоспособность за счет эффекта синергии.

 - рис.2

Говоря о новых стратегических приоритетах, нельзя также не отметить, что многие проблемы, свойственные офлайн-ритейлу, типичны и для онлайн-модели. Так, помимо обострившейся конкуренции на отечественном рынке электронной коммерции в связи с продолжающейся активизацией AliExpress (по словам главы Alibaba Джека Ма, Россия – один из трех самых приоритетных рынков для Alibaba) и приходом в Россию крупнейшего мирового онлайн-ритейлера JD.com, эксперты отмечают серьезные технологические недоработки большинства интернет-магазинов. Неслучайно во время Петербургского международного экономического форума 2015 его участники неоднократно подчеркивали, что множество технических нюансов, по отдельности, возможно, не самых критичных, в совокупности препятствуют удовлетворению потребностей клиента в скорости и удобстве онлайн-шопинга. Результатом таких ошибок зачастую становится уход компании с рынка онлайн-торговли. Однако закрытие ряда крупных игроков не отпугивает ритейлеров: офлайновые сети продолжают инвестировать в онлайн-направление, придерживаясь стратегии развития мультиканальных продаж с прицелом на омниканальность.

Говоря об общей картине рынка, нельзя также не упомянуть два важных для российского ритейла законопроекта, готовящихся к обсуждению в Госдуме: первый касается намерения Минфина России обязать ритейлеров с 1 января 2016 года установить ККТ, передающие данные в налоговые органы онлайн, второй – ряда важных поправок в Закон «О торговле». Судя по реакции рынка, первый законопроект протестных настроений у ритейлеров не вызвал: большинство участников инициативы утверждают, что проведенный эксперимент показал готовность бизнеса автоматически передавать данные о кассовых операциях в налоговые органы. Правда, у некоторых наших экспертов возникают сомнения в рентабельности нововведения, поскольку в новой версии законопроекта речь идет об обязанности применять оба механизма: ККТ теперь должна обеспечивать как «запись таких сведений в фискальные накопители», так и «их передачу в налоговые органы через оператора фискальных данных». Насколько обоснованны их сомнения, станет очевидно во время второй стадии эксперимента, которая продлится до конца 2015 года.


Ритейлерам необходимо теснее сотрудничать с банками, перенимая у них лучший опыт в сфере высоких технологий и повышая свою конкурентоспособность за счет эффекта синергии


В свою очередь, второй законопроект был воспринят участниками рынка с гораздо меньшим энтузиазмом. Напомним, что речь в нем идет об уменьшении вознаграждения ритейлерам за оборот и продвижение товара до 3% с нынешних 10%, сокращении сроков оплаты поставок и пр. Между тем сами ритейлеры просят отклонить поправки и позволить рынку самому решать коммерческие вопросы. При этом многие из них высказывают уверенность, что таким образом законодатели не только не внесут мало-мальский вклад в укрепление продовольственной безопасности страны, а, напротив, вызовут необоснованные издержки бизнеса, снизят конкуренцию, негативно повлияют на работу производителей, а в конечном итоге – инициируют повышение цен и сокращение ассортимента.

Остается надеяться, что рынку и законодателям в этом вопросе все-таки удастся прийти к разумному компромиссу.

Рубрика:
{}
Теги: