27.11.2015, 17:15
Количество просмотров

Тихон Смыков: Чистка рынка – не катастрофа, а адаптация игроков к новым условиям

О текущей ситуации на розничном рынке, его ближайших перспективах,
оптимальных стратегиях выживания и планах компании по дальнейшему развитию
журнал Retail & Loyalty побеседовал с генеральным директором ГК Inventive Retail
Group Тихоном Смыковым.
 - рис.1
Тихон Смыков, генеральный директор ГК Inventive Retail Group

О текущей ситуации на розничном рынке, его ближайших перспективах, оптимальных стратегиях выживания и планах компании по дальнейшему развитию журнал Retail & Loyalty побеседовал с генеральным директором ГК Inventive Retail Group Тихоном Смыковым.


R&L: В последнее время в правительственных кругах неоднократно делались заявления о том, что пик кризиса достигнут и экономика России приспособилась к новым условиям. Насколько справедливы данные утверждения, если исходить из опыта Inventive Retail Group?

Т. Смыков: Как представитель розничного бизнеса я не до конца понимаю, на чем именно базируются эти заявления. Остается только надеяться, что те, кто это утверждает, окажутся правы. По моим же оценкам, основанным на анализе реальных данных, ситуация на рынке выглядит крайне удручающе и пока что наблюдается только ее дальнейшее ухудшение. При этом, подчеркну, сказанное относится ко всем сегментам, безотносительно разницы в частных показателях отдельных компаний. При этом говорить о каких-то конкретных сроках окончания падения рынка пока не приходится, можно только констатировать, что оно будет продолжаться до тех пор, пока не начнут расти доходы населения. Рублей у населения осталось примерно столько же, сколько и год назад, и хотя денежная масса в этом году продолжает расти, происходит это довольно медленно. На выходе мы получаем докризисные объемы рублевых запасов и посткризисные цены, как следствие – неуклонное падение натуральных показателей продаж, особенно на автомобильном рынке, рынке потребительской электроники и пр. Из-за инфляции объемы продаж в рублях изменились не особо заметно, но обольщаться не стоит: при анализе показателей в валютном и натуральном выражении масштабы проблемы розничного бизнеса становятся более чем очевидными.

 - рис.2
 - рис.3

Что ритейлеры могут сделать в данной ситуации? Необходимо прежде всего добиться того, чтобы затраты в рублях менялись пропорционально выручке, а в идеале – чтобы отношение затрат к выручке постепенно снижалось. Отмечу, что компании с сильным менеджментом и хорошей моделью бизнеса без особых проблем достигают таких результатов.

Еще одна проблема розничного рынка связана с высокими ставками финансирования. Многие компании стали испытывать серьезные затруднения с получением кредитов, соответственно те из них, которые не очень «хорошо себя чувствуют», демонстрируют убытки или имеют большую долговую нагрузку, вынуждены уходить с рынка. Скорее всего, эти компании рынку были не слишком и нужны, в противном случае они смогли бы найти инвестора, выработать более эффективную стратегию и пр. Чистка рынка – это не стихийное бедствие, а адаптация игроков к новым тенденциям спроса и предложения. Ключевой вопрос индустрии – насколько существенно поменяется структура спроса, какие сегменты упадут сильнее, какие меньше, какие сегменты вырастут. Точных ответов на эти вопросы не знает практически никто, а те, кто догадывается, занимаются инвестициями. Остаться на плаву можно исключительно за счет правильной работы с затратами и приведения их в соответствие с доходной частью. Популярные разговоры о важности омниканальности, инновационности и пр. я считаю излишними: рекомендации компании, находящейся в тяжелой финансовой ситуации, внедрять продвинутые технологии аналогичны советам голодному человеку заниматься спортом. Для поддержки формы, может, и полезно, но финал будет неутешительным.

 - рис.4
Когда идет перманентная девальвация национальной валюты, у людей, более-менее прилично зарабатывающих, растет склонность к затратам либо к валютным сбережениям

R&L: Какова ваша оценка изменений в покупательском поведении в течение 2015 года?

Т. Смыков: В целом наши сограждане уже вполне приспособились к сложившейся ситуации и научились меньше тратить. Не буду отвечать за все сегменты ритейла – скорее всего, расходы на хлеб не снизились, в отличие от деликатесных продуктов. Что касается тех сегментов, в которых присутствует наша компания, в них объемы продаж в натуральном выражении падают везде без исключения, а в сегменте электроники показатели падения в штуках почти катастрофические, что вполне объяснимо: где сильнее дорожает, там меньше покупают.

R&L: Прошлогодний ажиотаж наверняка очень сильно затронул вашу компанию, как и большинство других. Ожидаете ли вы в ближайшем будущем такого же всплеска?

Т. Смыков: Когда идет перманентная девальвация национальной валюты, у людей, более-менее прилично зарабатывающих, исчезает склонность к сбережениям в национальной валюте, зато склонность к затратам либо к валютным сбережениям растет. Поэтому после августовской девальвации мы снова почувствовали рост спроса, не столь мощный, как в прошлом году, но заметный. И даже если предположить, что рубль упадет до уровня 100/1, люди все равно придут и все купят, если будет 200, опять придут – и так будет продолжаться, пока им будет на что покупать.

Второй важный аспект, связанный с прошлогодним ажиотажем, – это фактор опережающего спроса, из-за которого сегмент, например, электроники и бытовой техники до апреля чувствовал себя неважно. К настоящему времени, судя по показателям продаж, эта история себя уже исчерпала и ситуация более-менее выровнялась – а когда речь идет о выживании, это самое главное.

R&L: В прошлом году розничные продажи Inventive Retail Group выросли на 46% в сравнении с 2013 годом. Каковы ваши предварительные прогнозы на конец этого года?

Т. Смыков: В этом году мы ожидаем примерно 20%-ного роста объема продаж в денежном выражении (в рублях), в первую очередь за счет роста средней цены и, как следствие, среднего чека в 1,5 раза. При этом драматического снижения трафика наблюдать пока не приходилось – с начала кризиса он снизился примерно на 15%, что, с учетом ситуации, не так уж плохо. Можно также сравнить показатели средней конверсии, т. е. соотношение посетителей и покупателей, с показателями прошлого года: к настоящему времени она просела примерно на 10%.

R&L: Каковы основная стратегия и направления развития компании на сегодняшний день? Насколько сильно их пришлось корректировать в течение года?

 - рис.5

Т. Смыков: На самом деле стратегию крупной многопрофильной компании быстро скорректировать практически невозможно, прежде всего из-за наличия в ней такого элемента, как позиционирование бренда. И если уж мы приняли решение о продаже дорогих товаров, то в срочном порядке переориентироваться на продажу их дешевых аналогов нет ни возможности, ни смысла. Поэтому основные элементы стратегии и ее суть остаются неизменными: изменяются только некоторые параметры. Так, мы решили развиваться медленнее, чем прежде: тщательнее изучаем все инвестиционные проекты и открываем гораздо меньше магазинов.

R&L: По какому принципу вы осуществляете выбор сегментов и брендов? Все ли они оказались одинаково успешными?

Т. Смыков: Мы стараемся работать с сильными брендами, ориентированными на средний класс, и выходить только в те сегменты, для которых нехарактерна высокая консолидация. Безусловно, все наши бренды одинаково успешными не являются, но тем не менее таковых все-таки подавляющее большинство. С теми брендами, которые продемонстрировали наименьшие показатели эффективности, будем продолжать работать с целью вывести их на приемлемый уровень, в случае неудачи их придется закрывать: для бизнеса в целом это не смертельно.

 - рис.6

R&L: Имеются ли планы по дальнейшей экспансии вашей ГК – как в плане увеличения количества магазинов, так и расширения портфеля брендов?

Т. Смыков: Дальнейшей экспансии в новые сегменты мы пока однозначно не планируем. Скорее всего, это утверждение будет справедливым и относительно новых брендов. Дело в том, что за последние два года мы достаточно сильно нарастили свой портфель, и в настоящий момент инвестиционная часть бизнеса – та, которая не генерирует ресурсы, а потребляет их, – достигла больших объемов. Скорее всего, их дальнейшее наращивание может сделать ситуацию некомфортной. Таким образом, в ближайшие 3–4 года бизнес Inventive Retail Group будет развиваться довольно стабильно, без резких скачков и всплесков.

R&L: Чем было обусловлено ваше решение выйти на рынок дистрибуции? В чем вы видите выгоду этого бизнеса для Inventive Retail Group? Следует ли ожидать дальнейшей диверсификации бизнеса?

Т. Смыков: Inventive Retail Group уже несколько лет строит оптовый бизнес, который комплиментарен розничному: где-то выгодней продавать со склада, где-то – через магазин, так что запуск дистрибьюторского направления стал вполне логичным и не потребовал дополнительных инвестиций – ни финансовых, ни человеческих. Что касается вертикальной диверсификации бизнеса, не исключено, что в перспективе мы будем рассматривать варианты, связанные с производством собственных товаров. Дело в том, что масштабы наших сетей невелики, и в их рамках достаточно сложно предложить что-то сверхконкурентное: проще покупать готовую продукцию. Однако отмечу, что специально для нашей сети Prenatal поставляется ряд товаров нашей собственной марки.

R&L: Ваша оценка ситуации с ТЦ и стрит-ритейлом? Действительно ли стрит-ритейл стал абсолютно неприбыльным? Насколько изменилось взаимодействие в кризис с арендодателями в ТЦ и заметно ли снизился трафик?

Т. Смыков: Нельзя говорить об отмирании того, чего на самом деле не существует. Развитие стрит-ритейла в сегменте нон-фуд практически замерло в самом начале пути. К сожалению, устройство российских городов не предполагает наличия торговых улиц, как в Европе, лучшее, что мы можем найти на улицах города, – стеклянные магазинчики в спальных районах. Россия выбрала не европейский, а американский путь развития торговой недвижимости, с акцентом на торговые центры. Поэтому потребительский спрос естественным образом концентрируется именно там.

 - рис.7

Вывод, который можно сделать из вышесказанного, звучит следующим образом: постепенное исчезновение стрит-ритейла связано в основном со строительством новых ТЦ, флуктуации экономической ситуации на его состояние практически не влияют. Если же говорить относительно перспектив дальнейшего развития торговых центров, не вызывает сомнений, что как только арендная ставка более-менее нормализуется, их наполняемость вернется к докризисному уровню.

Что касается отношений с арендодателями, в целом их можно охарактеризовать как рабочие, но довольно сложные. Поясню, в чем суть проблемы. У большинства ритейлеров, ориентированных на средний сегмент, контракты с владельцами ТЦ были заключены в валюте, иначе говоря, арендаторы и арендодатели оказались связаны контрактами, которые не могут быть исполнены. Как бы ни хотелось этого владельцам ТЦ, ритейлеры не смогут платить в два раза больше, чем они рассчитывали. Локальные конфликты и торги возникают каждый месяц, существенно выросла интенсивность переговоров, на которые уходит колоссальное количество ресурсов. Должен сказать, что арендодатели в своем большинстве демонстрируют конструктивную позицию, но трудоемкость поддержания бизнеса в этой части многократно возросла. В целом механизм работает без сбоев, но постоянное обоюдное давление, безусловно, сказывается на бизнесе обеих сторон.

Рубрика:
{}
Теги: