28.10.2016, 10:15
Количество просмотров

«Кросс-бордерный» НДС: pro et contra


Бурный рост трансграничной онлайн-торговли заставил государство задуматься о мерах по регулированию этого сегмента e-commerce.
В начале октября Минфин предложил
ввести НДС для иностранных интернет-ритейлеров, работающих на территории России. Разумеется, любое
предложение министерства вовсе не означает его принятия и практической реализации, однако вопрос принципиально должен решиться до конца 2016 года,
а на само решение большое влияние
должна оказать позиция отраслевых ассоциаций. О них мы и поговорим в нашей колонке.



Как известно, в конце августа Министерство промышленности и торговли
РФ обещало до конца 2016 года подготовить стратегию развития интернет-торговли в России. Сообщалось, что такая стратегия может быть разработана
как в виде отдельного документа, так
и в качестве составной части «Стратегии развития торговли в РФ на период
до 2020 года». Для разработки стратегии Минпромторг создает специальную
проектную группу, в которую войдут
представители федеральных органов
исполнительной власти, компаний интернет-торговли, логистических и платежных операторов, а также отраслевых
ассоциаций (Национальной ассоциации
дистанционной торговли и Ассоциации
компаний интернет-торговли). От позиций двух отраслевых ассоциаций, на
наш взгляд, в вопросе введения НДС для
зарубежных интернет-маркетплейсов
зависит многое – к мнениям отраслевых
экспертов Минпромторг традиционно
очень внимательно прислушивается.



АКИТ и «австралийская модель»
Ассоциация компаний интернет-торговли достаточно конкретно обозначила свою позицию в интервью своего
исполнительного директора Артема
Соколова журналу «Retail & Loyalty»
(полный текст интервью читайте на
стр. 6 этого номера).
 - рис.1

Бурный рост трансграничной онлайн-торговли заставил государство задуматься о мерах по регулированию этого сегмента e-commerce. В начале октября Минфин предложил ввести НДС для иностранных интернет-ритейлеров, работающих на территории России. Разумеется, любое предложение министерства вовсе не означает его принятия и практической реализации, однако вопрос принципиально должен решиться до конца 2016 года, а на само решение большое влияние должна оказать позиция отраслевых ассоциаций. О них мы и поговорим в нашей колонке.

Как известно, в конце августа Министерство промышленности и торговли РФ обещало до конца 2016 года подготовить стратегию развития интернет-торговли в России. Сообщалось, что такая стратегия может быть разработана как в виде отдельного документа, так и в качестве составной части «Стратегии развития торговли в РФ на период до 2020 года». Для разработки стратегии Минпромторг создает специальную проектную группу, в которую войдут представители федеральных органов исполнительной власти, компаний интернет-торговли, логистических и платежных операторов, а также отраслевых ассоциаций (Национальной ассоциации дистанционной торговли и Ассоциации компаний интернет-торговли). От позиций двух отраслевых ассоциаций, на наш взгляд, в вопросе введения НДС для зарубежных интернет-маркетплейсов зависит многое – к мнениям отраслевых экспертов Минпромторг традиционно очень внимательно прислушивается.

АКИТ и «австралийская модель»
Ассоциация компаний интернет-торговли достаточно конкретно обозначила свою позицию в интервью своего исполнительного директора Артема Соколова журналу «Retail & Loyalty» (полный текст интервью читайте на стр. 6 этого номера).

АКИТ – судя по заявлениям руководства – намерен отстаивать в рабочей группе Минпромторга введение НДС для зарубежных интернет-площадок как основную ограничительную меру для роста кросс-бордера в России. АКИТ традиционно полагает, что российские и зарубежные онлайн-ритейлеры находятся сегодня в неравноправном положении.

«В страну можно ввезти без уплаты налогов и пошлин товаров на сумму, эквивалентную 1 тыс. евро в месяц. Это большая сумма – за эти деньги можно купить два хороших холодильника. Самое интересное, что и эта сумма в тысячу евро, по большому счету, весьма призрачна: у таможни на сегодняшний момент нет такой информационной системы, которая позволяла бы вести накопительный учет товаров, отправленных сюда. Поэтому сейчас наши границы и наш рынок открыты абсолютно для всех. В то же время многие страны закрывают свои рынки. Например, Китай недавно резко увеличил ввозные пошлины. Сейчас с каждого товара, ввозимого в КНР, взимается сбор в размере от 11,9% до 60% в зависимости от товарной категории» – говорит А. Соколов в интервью «Retail & Loyalty».

В АКИТ полагают, что именно из-за нарастающего доминирования китайских игроков, не платящих налоги и пошлины, рост внутренней интернет-торговли в России невелик (по сравнению с ростом кросс-бордера). «По итогам первого полугодия рост внутреннего рынка онлайн-торговли в России составил всего 5% (в количестве исполненных заказов) в сравнении с первым полугодием прошлого года – рассказывает А. Соколов. – В целом же зарубежные игроки занимают все большую и большую долю на рынке интернет-торговли в России. По итогам 2015 года она составляла 29%, а по итогам 1-го полугодия 2016 года это уже 35%. При этом 51,1% от всех трат россиян на кросс-бордерные онлайн-покупки приходится на китайские товары».

 - рис.2

В качестве основной меры, призванной переломить этот тренд, исполнительный директор АКИТ предлагает т. н. «австралийскую модель» регулирования трансграничной интернет-торговли в сочетании с «британской».

«Есть кейс Австралии, где в силу такого же слабого, как у нас, регулирования, 75% рынка e-commerce в этой стране заняли зарубежные игроки и лишь 25% составили местные интернет-компании. Со следующего года с каждой посылки с товарным вложением, поступающей на территорию Австралии, будет взиматься НДС. Но взиматься он будет не с получателя, а с юрлица, которое его отправляет (т. е. с интернет-площадки или интернет-магазина). Для этого интернет-магазин должен будет зарегистрировать юрлицо в Австралии и встать на учет в налоговых органах страны. И уплачивать в бюджет соответствующие суммы налогов», – рассказал А. Соколов в интервью «Retail & Loyalty».


АКИТ намерен отстаивать в рабочей группе Минпромторга введение НДС для зарубежных интернет-площадок


«Мы даже предлагаем упростить этот кейс, адаптировать под нашу реальность. В первую очередь, согласно нашим предложениям, регистрироваться как юрлица и вставать на налоговый учет должны будут сами площадки, через которые происходят онлайн-продажи. Те же AliExpress или eBay. А уже дальше, если маркетплейс считает, что магазин сможет уплачивать в России НДС самостоятельно, он может ему предоставить такое право. И тогда онлайн-магазин должен будет зарегистрироваться в налоговых органах. Если он не хочет этого делать, зарубежный маркетплейс будет выступать, по сути, таким же налоговым агентом, каким является ваш работодатель, уплачивая НДФЛ за вас», – отмечает исполнительный директор АКИТ.

При этом в АКИТ предлагают использовать и опыт британских регуляторов. На взгляд А. Соколова, окончательно от идеи понижения порога беспошлинного ввоза при посылочном импорте отказываться нельзя, просто этот инструмент надо применять точечно.

«Например, если вводить обязанность для иностранных онлайн-площадок регистрироваться в России в качестве юрлица с целью уплаты налогов, нужно понять, что делать с теми, кто не зарегистрируется. И вот здесь можно было бы использовать дифференциацию в размере лимита беспошлинного ввоза. Упрощенно говоря – для тех, кто зарегистрируется, лимит останется прежним, но они будут платить НДС, а для тех, кто не зарегистрируется, будет введена пошлина сверх определенной стоимости товара. Кстати, похожий механизм сейчас действует в Великобритании. Там с каждой посылки взимается 8 фунтов, если онлайн-магазин не зарегистрирован в Великобритании. Сумму в 8 фунтов их таможня берет за custom clearance и за то, что оценивает стоимость товара. У продавца появляется выбор, заплатить таможенный сбор в 800 рублей с посылки стоимостью 500 рублей (предположим, это чехол для телефона) или же платить с этих 500 рублей 18% НДС. Скорее всего, он выберет второй вариант и встанет на налоговый учет», – рассуждает А. Соколов.

НАДТ: «Никаких «страданий» по поводу «китайского засилья» у бизнеса нет»
Позиция другой отраслевой ассоциации – НАДТ (Национальная ассоциация дистанционной торговли) – фактически прямо противоположна позиции АКИТ (что неудивительно, т. к. две эти структуры традиционно и давно не сходятся в оценках ситуации в российском e-commerce по множеству моментов).

Президент НАДТ Александр Иванов рассказал в комментарии «Retail & Loyalty», что считает саму идею ограничений трансграничной торговли в России (и в том числе предложенные АКИТ меры) «выстроенной на неверных предпосылках».

«Следует исходить из фактов – пока что не существует никаких проверенных практикой «британской» или «австралийской» моделей ограничения кросс-бордера. В Великобритании предложенные ограничения должны стартовать со следующего года, но пока, в связи с произошедшей сменой кабинета, четкого понимания, кто и как именно будет проводить реформы, насколько я понимаю, еще нет. В Австралии же соответствующие изменения в законодательстве вступают в силу только со второй половины 2017 года (о чем правительство известило рынок еще в 2014 году, чтобы не допустить «неожиданностей»)», – отмечает А. Иванов.

 - рис.3

В НАДТ полагают при этом, что в самом российском e-commerce, за исключением отдельных игроков, в том числе сетевых, проблематика бурного роста трансграничной онлайн-торговли в целом, и китайских площадок в частности, не играет определяющей роли для развития их бизнеса.

«На самом деле в бизнесе не существует никаких «страданий» по поводу «китайского засилья» – напротив, согласно нашим опросам, более трех четвертей участников рынка не видит необходимости в пересмотре действующих норм для кросс-бордера, не говоря уже о покупателях», – говорит А. Иванов.

Относительно получившей одобрения в Минфине идеи взимания НДС с трансграничных продавцов в НАДТ относятся скептически. Аналитики ассоциации считают, что данное предложение не только не принесет значимого объема денег для государственной казны, а скорее, сгенерирует довольно значительные убытки (ведь издержки на администрирование таких платежей и создание соответствующей ИТ-инфраструктуры неизбежны, говорят в НАДТ). Это, по мнению А. Иванова, приведет лишь к удорожанию товаров, покупаемых россиянами по линии трансграничной онлайн-торговли, что позволит поднять цены и офлайн-магазинам.

А. Иванов считает, что различия в подходах двух отраслевых ассоциаций к вопросу ограничений кросс-бордерной интернет-торговли диктуются преимущественно составом участников списка «лидеров мнений».

«Навязываемая в качестве основной дискуссионной темы обществу, бизнесу и государству тема необходимости ограничения роста кросс-бордерной торговли – не является сколько-нибудь важной для рынка российского e-commerce, она отражает некий «водораздел» между интересами офлайн- и онлайн-торговли», – говорит А. Иванов.

«Что касается взгляда на кросс-бордер изнутри мира российской онлайн-коммерции, то он радикально отличается от подхода, требующего жестких ограничений. Подавляющее большинство участников рынка отмечают три мощнейших фактора, которые принесла нам трансграничная торговля и которые и в этом году и, скорее всего, в течение минимум ближайшей пары лет будут двигать российский e-commerce:

1. Мощнейший толчок в развитии логистики, который открыл онлайн-рынок для российских регионов (которые, в свою очередь, дают сейчас наибольший прирост покупателей в бизнесе интернет-торговли);

2. Массовый «рекрутинг» в мир онлайновой торговли большого числа новых покупателей (86% новых покупателей сегодня обращаются к услугам интернет-торговли благодаря трансграничному e-commerce, делая первую покупку в иностранных интернет-магазинах);

3. Формирование привычки оплачивать товар по предоплате с помощью банковской карты. В иностранных интернет-магазинах доля покупателей, пользующихся картами для оплаты покупки, как известно, составляет 100%, в российских – около 25%.

 - рис.4

Первые два фактора попросту непонятны офлайн-сетям, для которых их интернет-магазин – «второй» бизнес, эти факторы им просто не видны, поэтому у нас и существует такая пропасть в понимании проблемы», – считает президент НАДТ.

В НАДТ тем не менее отмечают, что эта ассоциация также является «сторонником перемен в области трансгранич

ной онлайн-торговли», но считает, что все такие изменения должны быть «проведены мягко, не затрагивать интересы покупателей, не обрушить товарный поток из-за рубежа и не стать обременением для государства». Что же касается конкретных предлагаемых ассоциацией мер по регулированию кросс-бордера, которые она сможет вынести в правительственную комиссию, А. Иванов сообщил лишь, что разработке согласованных подходов к данной проблеме будет посвящена рабочая встреча участников НАДТ в ноябре.

Интересно, что в АКИТ также считают, что в регулировании трансграничного e-commerce важно не допустить дополнительной нагрузки на потребителя (именно так высказался по этому поводу А. Соколов в интервью «Retail & Loyalty»).

 - рис.5


НАДТ полагает, что НДС для кросс-бордера не принесет денег казне, а лишь сгенерирует значительные убытки


Минпромторг: «учитывать запросы и ожидания потребителей»
Пока что идеи АКИТ поддержаны Минфином и ФНС. Об этом достаточно ясно говорится в проекте Основных направлений налоговой политики на 2017– 2019 гг.

«С учетом опыта взимания НДС с контента, реализуемого в Российской Федерации зарубежными интернет-площадками, будут предложены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на взимание, начиная с 2018–2019 гг., в Российской Федерации НДС с ввозимых товаров, реализуемых зарубежными поставщиками российским физическим лицам с использованием интернет-площадок», – следует из документа. Ранее данный вопрос обсуждался в Федеральной налоговой службой с заинтересованными ведомствами. ФНС утверждала, что это необходимо для того, чтобы уравнять иностранные компании с российскими – НДС должен уплачиваться в стране потребления.

Однако, как показали постоянные, но одинаково неуспешные попытки снизить порог беспошлинного ввоза товаров в Россию, позиции Минфина и ФНС могут и не сыграть никакой определяющей роли в принятии решения по регулированию кросс-бордера.

Последнее слово здесь за Минпромторгом, который всегда довольно чутко реагировал на настроения рынка и склонен внимательно прислушиваться к аргументации сторон для того, чтобы занять взвешенную позицию. В августе глава ведомства Д. Мантуров уже заявлял, что «интернет-торговля сегодня – это стремительно развивающийся сегмент, в котором государство должно проводить очень взвешенную политику без излишнего административного давления». Министр также подчеркивал, что в данном вопросе важно учитывать существующие запросы и ожидания потребителей.

НДС в экспортном тумане
Есть довольно большие шансы, что НДС для зарубежных интернет-площадок в 2017 году могут и не ввести. Ряд участников рынка прямо намекают на «геополитические» ограничения – ведь данная мера затронет преимущественно китайские компании и, таким образом, набирающий сегодня обороты розничный экспорт российских товаров в эту страну.

Так, Российский экспортный центр (РЭЦ) предложил Министерству экономического развития РФ оценить возможные риски, которые могут возникнуть при регулировании трансграничной интернет-торговли. В конечном итоге может оказаться так, что зарубежные компании перенесут финансовую нагрузку на российских граждан, пользующихся услугами онлайн-торговли, – считают в РЭЦ. Ухудшение ситуации для российского бизнеса AliExpress (входит в китайскую Alibaba Group) может ослабить возможности российского офиса Alibaba по лоббированию интересов российского экспорта через каналы Alibaba в Китае, подтверждал изданию «КоммерсантЪ» опасения РЭЦ и глава российского представительства Alibaba Group Марк Завадский.

В любом случае основная борьба «за и против НДС» в кросс-бордере развернется в ноябре-декабре, и пока исход ее не слишком очевиден, так как зависит от множества переменных.

Рубрика:
{}
Теги: