28.03.2017, 19:05
Количество просмотров

«РЕАЛ»: закрытие локальных сетей приведет ритейл в эпоху динозавров


  
    
    
    
        
    
    
  



О наиболее острых проблемах региональных сетей, их отношениях
с местными и федеральными производителями и влиянии
регуляторной практики на малый и средний бизнес в интервью
журналу «Retail & Loyalty» рассказал генеральный директор
торговой сети «РЕАЛ» Александр Мышинский.





R&L: Как выглядит сегодня российский рынок розничной торговли с точки зрения соотношения на нем
федеральных и независимых локальных игроков?
Какова ситуация в Ленинградской области?
«РЕАЛ»: закрытие локальных сетей приведет ритейл в эпоху динозавров
 - рис.1
Александр Мышинский,
генеральный директор торговой сети «РЕАЛ»

О наиболее острых проблемах региональных сетей, их отношениях с местными и федеральными производителями и влиянии регуляторной практики на малый и средний бизнес в интервью журналу «Retail & Loyalty» рассказал генеральный директор торговой сети «РЕАЛ» Александр Мышинский.


R&L: Как выглядит сегодня российский рынок розничной торговли с точки зрения соотношения на нем федеральных и независимых локальных игроков? Какова ситуация в Ленинградской области?

А. Мышинский: Последние несколько лет расставили все по местам: эволюция ритейла подошла к той стадии, когда сильнейшие практически выжили с просторов городов представителей малого и среднего бизнеса, занимая все новые и новые площади, расширяя сеть как за счет старых игроков, так и за счет новых локаций. Законы экономики, несмотря на все попытки политиков, пока отменить не удается. Федеральные сети оставляют вокруг себя выжженное поле, кладбище надежд предпринимателей, начинавших свой бизнес в конце девяностых и начале нулевых. С каждым годом количество локальных игроков сокращается все быстрее. За 5 лет с рынка Санкт-Петербурга ушло более 20 сетей, объединяющих от 5 до 50 точек каждая. При этом количество магазинов, открытых федералами (в основном «Пятерочкой», «Магнитом» и «Дикси»), намного превысило количество закрытых. Традиционная розница практически исчезла с улиц. Многие производители закрывают отделы городских продаж, оставляя в городе одного регионального представителя и команду мерчандайзеров. Все основные процессы продаж перебираются в Москву и Краснодар – в головные офисы федеральных сетей. Если брать данные от производителей, а не Статистического ведомства, то объем продаж через первую десятку сетей превысил в Санкт-Петербурге 90% общего оборота региона. Найти на Северо-Западе какой-то населенный пункт, где нет хотя бы одной федеральной сети, практически невозможно.

 - рис.2
 - рис.3
К сожалению, ни местные власти, ни местные производители до сих пор не осознали угрозу для себя от закрытия локальных магазинов

Все ключевые города, такие как Мурманск, Архангельск, Петрозаводск, приняли эстафету Питера и захватываются со скоростью цунами. Из местных игроков на плаву остались только те, чей оборот превышает 3 млрд в год. И эта планка с каждым годом поднимается все выше. Для всех остальных условия закупок, предлагаемые поставщиками и/или производителями, таковы, что не оставляют шансов на конкурирование с акулами рынка.

R&L: Каковы сегодня наиболее острые бизнес-проблемы региональных сетей? Кто из федералов ведет наиболее агрессивную политику?

А. Мышинский: Самое сложное на сегодня – удержать своего покупателя. Когда в одном доме открывается несколько продуктовых магазинов, происходит сильное размывание клиентов, снижается и размер среднего чека, и количество чеков. Это очень сильно сказывается на экономике торговых точек. Выживает порой не самый эффективный, а тот, у кого больше финансов и возможностей пережить убыточные времена. Наиболее агрессивную политику по открытиям ведут последние два года «Магнит» и «Дикси», открывая точки везде, где есть подходящие под параметры магазина площади. Поэтому все чаще можно видеть дома, где эти две сети расположены «дверь в дверь». Нередко «Дикси» открывает магазины менее чем в 300 метрах от своей же точки, а иногда два «Дикси» расположены по одному и тому же адресу. Не думаю, что это положительно сказывается на их экономике, тем более что их акции за последние 4 месяца упали на 30% и привели к отставке всего руководящего состава компании. Но локальным сетям от этого не легче. Важнее заработать свой рубль, чем знать, что конкурент потерял 10. Несмотря на засилье «Магнитов» и «Дикси», а также грандиозную экспансию «Ленты», самым серьезным конкурентом для нас за последний год стала «Пятерочка». Результатом ребрендинга и увеличения матрицы стало доверие покупателей, что ярко подтверждают итоги продаж 2016 года. Можно только позавидовать их грамотной работе и постараться перенести к себе в сеть все лучшее.

R&L: Насколько местные производители заинтересованы в местных сетях? Насколько отличны взаимоотношения поставщиков и ритейлеров у региональных сетей от того, что имеет место у «федералов»?

А. Мышинский: К моему большому сожалению, ни местные власти, ни местные производители так и не осознали угрозу для себя от закрытия местных сетей. Почему-то все стремятся взаимодействовать исключительно с федералами. Их огромные обороты манят небольших производителей, как мотыльков свет лампы. Многие готовы работать себе в убыток, надеясь получить прибыль позже. Не обольщайтесь. Вы интересны только до тех пор, пока не придет очередной амбициозный стартапер и не предложит цену еще ниже. На нашем веку разорилось великое множество таких молодых и активных компаний. Для работы с федералами надо иметь хорошую финансовую подушку или уникальный товар, без которого не обойтись. Закон о торговле, призванный защитить права производителей, на самом деле ничего не поменял, а лишь усугубил положение малого и среднего бизнеса. Правило «кто сильнее, тот и прав» никто не отменял: федеральные сети диктуют условия малым производителям, а мировые продуктовые корпорации выставляют дискриминационные барьеры для локальных сетей. Итогом этого становится сокращение и унификация ассортимента, закрытие небольших производств и традиционной розницы. Чтобы иметь возможность конкурировать с крупными игроками по цене, мы еще в самом начале поставили задачу заключения прямых договоров с производителями, открыли РЦ и склад для овощей-фруктов. Без этого мы вряд ли дожили бы до сегодняшнего дня. Но иногда не спасает и это. Так, некоторые производители полностью убрали маркетинговый бюджет для локальных сетей, считая их безнадежной обузой. С такими мы были вынуждены прекратить сотрудничество. Мы не можем позволить себе быть намного дороже конкурентов. К чему приводит сговор крупных игроков, очень хорошо видно на примере рынка бытовой химии: два крупнейших игрока практически вытеснили всех прочих с полок. При этом 80% их продукции продается в акции со скидкой 40–50%. Беда лишь в том, что все маркетинговые бюджеты уходят в Москву. Очень не хочется повторения такой же ситуации на продовольственном рынке. Можно было бы понадеяться на ФАС, но, кажется, эта структура утратила свои рычаги влияния на рынок.

 - рис.4
Для работы с федеральными сетями надо иметь хорошую финансовую подушку или уникальный товар, без которого не обойтись

R&L: Как в целом регуляторная практика государства сегодня сказывается на местных сетях? Какие из факторов наиболее критичны? Поможет ли отрасли саморегулирование и как оно в таком случае должно выглядеть?

А. Мышинский: Государственная политика в области ритейла, да и всего частного предпринимательства, последнее время действительно напоминает разговор фермера с коровой: либо молоко, либо мясо. Поток нефтедолларов иссяк, поток питания в кормушки стал ручейком, очередь за доходами бизнеса выстраивается немаленькая. Согласен, что надо наводить порядок с теневым бизнесом, но не за счет же белого! Те, кто по ночам торговал алкоголем, так и торгуют, им ЕГАИС не помеха; кто не использовал кассовые аппараты, тому и не надо тратиться на интернет-кассы, соблюдая требования 54-ФЗ. Насколько я слышал от транспортных компаний, за «Платон» тоже платят отнюдь не все. Строгость российских законов, как известно, компенсируется необязательностью их исполнения. Что касается нашей компании, могу сказать, что на выполнение всех нововведений наших законописцев мы потратили около 10% годовой прибыли. Но судя по аппетитам чиновников и количеству проверяющих, контролирующих и указывающих организаций, этот процесс дойки не закончится никогда. И не все компании смогут это выдержать. У здравомыслящих людей нет иллюзий относительно того, кто за это заплатит: мы с вами, когда придем в магазин за товаром.

Если говорить о саморегулировании, то в нынешних реалиях создание СРО не сможет решить проблем. Такое администрирование отрасли, которое есть сейчас, лишает смысла попытки участников рынка договариваться о чем-то между собой. Есть АКОРТ, Союз независимых сетей, союзы производителей. Этого достаточно.

R&L: Каким вы видите будущее региональных сетей с учетом сложившейся ситуации и что нужно изменить в законодательстве, чтобы не дать им исчезнуть полностью?

А. Мышинский: Будущее малого и среднего бизнеса зависит от грамотности и твердости ФАС. Если там будут заинтересованы в реальном выполнении антимонопольного законодательства, то шанс выжить у региональных сетей есть. Если же состояние беспомощности ФАС продлится еще какое-то время, то эволюция и естественный отбор продолжатся – и приведут нас в эру динозавров.

Рубрика:
{}
Теги: