28.03.2017, 19:07
Количество просмотров

Логистика в «Дикси»: технологии оптимизации и планы развития


  
    
    
    
        Денис Гуров,
директор по логистике ГК «Дикси»
    
    
  



О том, с помощью каких технологий и методов торговая
сеть «Дикси» оптимизирует сегодня свою логистическую
и транспортную инфраструктуру, каковы основные направления
ее развития и планы на этот год, в интервью «Retail & Loyalty»
рассказывает Денис Гуров, директор по логистике ГК «Дикси».





R&L: Как развивалась логистическая сеть
группы в последние три года? Как менялись цели
ее развития и тенденции? Какова была динамика
наращивания мощностей логистической
инфраструктуры за это время?



Д. Гуров: Если говорить про распределительную сеть «Дикси», то с 2014 по 2016 год она
развивалась достаточно интенсивно. В дополнение к шести существующим распределительным центрам «Дикси» в октябре
2014 года был запущен новый РЦ в ЮжноУральском регионе (г. Копейск Челябинской
области), взамен предыдущего, который уже
не справлялся с теми объемами, которые требовались для обеспечения потребностей магазинов. А в 2015 году мы открыли еще два
крупных РЦ в Московской области.
Логистика в «Дикси»: технологии оптимизации и планы развития
 - рис.1
Денис Гуров,
директор по логистике ГК «Дикси»

О том, с помощью каких технологий и методов торговая сеть «Дикси» оптимизирует сегодня свою логистическую и транспортную инфраструктуру, каковы основные направления ее развития и планы на этот год, в интервью «Retail & Loyalty» рассказывает Денис Гуров, директор по логистике ГК «Дикси».


R&L: Как развивалась логистическая сеть группы в последние три года? Как менялись цели ее развития и тенденции? Какова была динамика наращивания мощностей логистической инфраструктуры за это время?

Д. Гуров: Если говорить про распределительную сеть «Дикси», то с 2014 по 2016 год она развивалась достаточно интенсивно. В дополнение к шести существующим распределительным центрам «Дикси» в октябре 2014 года был запущен новый РЦ в ЮжноУральском регионе (г. Копейск Челябинской области), взамен предыдущего, который уже не справлялся с теми объемами, которые требовались для обеспечения потребностей магазинов. А в 2015 году мы открыли еще два крупных РЦ в Московской области.

В итоге за два года мы нарастили наши логистические мощности на 50%: так, если в 2014 году РЦ, обслуживающие торговую сеть «Дикси», могли отгружать около 1,1 млн коробов в сутки, то к концу 2015-го – уже 1,7 млн коробов.

После этапа экстенсивного развития в прошлом году мы сосредоточились на оптимизации наших логистических показателей, на качестве предоставляемых услуг для наших основных заказчиков – наших магазинов.

R&L: Каков на сегодняшний день уровень централизации поставок в группе?

Д. Гуров: Что касается торговой сети «Дикси», здесь доля централизованных поставок в магазины с РЦ составляет 95%. Фактически напрямую от поставщиков в магазины доставляется только хлеб, торты.

 - рис.2

У сети «Виктория» вес централизованных поставок в общем объеме достигает 70% в Калининграде и 75% в Москве – здесь напрямую от поставщиков также доставляются свежее мясо и рыба. Если говорить о нашей региональной сети гипермаркетов «Мегамарт», то здесь централизованных поставок практически нет, как нет и отдельного обслуживающего эту сеть РЦ.

R&L: Помимо ввода новых РЦ, пытаетесь ли вы оптимизировать длину логистических плеч и эффективность логистики с помощью кросс-докинговых площадок?

Д. Гуров: Действительно, если говорить про 2014 год, у нас были очень большие логистические плечи. Проект по созданию кросс-докинговых площадок в регионах стартовал в 2014-м (Мурманск, Череповец), в 2016 году мы добавили перевалочные площадки в Ярославле и Рославле, а сегодня они работают практически в каждом регионе нашего присутствия и значительно повышают нашу гибкость в управлении поставками. В итоге нам удалось оптимизировать длину плеч: сейчас в Центральном регионе она равна в среднем на один доставляемый магазин 150 км, на Северо-Западе – 200 км, в ЮжноУральском регионе – 125 км.

 - рис.3
На РЦ «Дикси» используется система автоматизации складских процессов, которая имеет централизованное управление с рабочих мест сотрудников

Кросс-докинговые площадки позволяют нам сократить и затраты на саму доставку. Мы перешли к схеме, когда отгрузка с наших распределительных центров идет в одну фуру на 6–8 магазинов. Товар далее доставляется на кросс-докинговую площадку, где распределяется по конкретным получателям малотоннажным транспортом. Таким образом, мы не только повышаем эффективность использования транспорта, но и гарантируем строгое соблюдение режима труда и отдыха водителей.

R&L: Какие методы и технологии оптимизации логистических процессов применяются сегодня на РЦ, обслуживающих сеть «Дикси»?

Д. Гуров: Начну с самого очевидного – с этажности. С каждым годом, и особенно в Центральном регионе, земельные участки под строительство дорожают, поэтому для нас оказалось выгоднее расширять складские помещения не в ширину, а в высоту. В этом случае, естественно, возникает необходимость в использовании различных технологий автоматизации склада, таких как доступ персонала на верхние ярусы склада.

Мы обратились к передовым методам решения проблемы: модернизировали крановое и подъемное оборудование для размещения продукции на установленных высотных местах. Вживую это можно увидеть на нашем челябинском РЦ «Логоцентр», где сбор товара происходит с трех ярусов одновременно.

На РЦ «Дикси» используется система автоматизации складских процессов, которая имеет централизованное управление с рабочих мест сотрудников. При этом все работники РЦ проинструктированы о правилах безопасности и обучены работе с блоками управления.

R&L: Какие упаковочные технологии сегодня применяются при отгрузке товаров в магазины с РЦ «Дикси»?

Д. Гуров: Все наши распределительные центры – мультитемпературные (предусмотрены пять температурных режимов хранения). Для доставки товаров с разнотемпературными условиями хранения мы используем специализированную многооборотную тару.

 - рис.4

Так, для товаров группы «Стандарт» применяются роллконтейнеры, позволяющие вкатывать товар в торговый зал магазина и сразу раскладывать его на полки.

Для доставки с РЦ в магазины замороженных товаров применяются термобоксы. Летом, в сезон бахчевых, в магазинах появляются металлические сетки-короба для арбузов и дынь (в такой упаковке они и везутся с РЦ), которые позволяют не перекладывать такой товар лишний раз с риском повредить его.

Наконец, предметом нашей особой гордости является запущенный в 2016 году проект по доставке мороженого в магазины напрямую с РЦ в термобоксах с сухим льдом. Тесты прошли удачно, и сегодня мы отгружаем мороженое с наших РЦ даже в весьма удаленные магазины.

Использование оборотной тары (учет отгрузки, использования и приемки которой ведется на системном уровне) позволяет защищать товар во время транспортировки от внешних температурных условий, от механических повреждений, и самое главное – позволяет серьезно ускорить и упростить сам процесс приемки товара в магазинах.

R&L: Планируется ли внедрять на РЦ группы такие технологии, как RFID-маркировка единиц хранения?

Д. Гуров: Что касается RFID, то мы провели ряд тестов с использованием RFID-меток на участках складского двора, по учету многооборотной тары, на доках приемки-отгрузки, на воротах КПП и т. п. в нашем РЦ «Внуково». Результаты тестирования показали как преимущества в использовании радиочастотной идентификации, так и ряд недостатков. Среди технических недостатков мы выделили подверженность помехам в виде электромагнитных полей (которые так или иначе всегда присутствуют на автоматизированном складе с электронным оборудованием) и недостаточную открытость выработанных стандартов в RFID-маркировке. Интересно также и то, что уже существующая инфраструктура, имеющая в основе технологию считывания штрихкодов, решает значительно больший круг вопросов, чем решения на базе RFID-технологий.

Наконец, главный недостаток состоит в том, что стоимость внедрения и поддержания RFID-based систем для складской логистики пока существенно выше стоимости существующих систем учета, основанных на штрихкодировании.

R&L: В свое время в СМИ появлялись сообщения о планах «Дикси» по строительству роботизированного РЦ, своеобразной пилотной зоны обкатки новых технологий. Что сейчас с этими планами?

Д. Гуров: Мы продолжаем рассматривать различные возможности для работы в этом направлении, но никаких конкретных решений пока не принималось. Мы ищем «золотую середину», рассматриваем различные схемы по оптимизации затрат и будем внедрять лишь наиболее эффективные операционные модели с минимальными инвестициями. Для этого мы постоянно изучаем новые технологии, в частности, посещаем специализированные выставки, организованные как российскими компаниями, так и зарубежными.

Автоматический подбор товара всегда требует относительно постоянного ассортимента, и очевидно, что в нынешних условиях, когда ритейлеру надо быть максимально гибким, реализовать его трудно по чисто «органическим» причинам. Пока же мы внедряем в наших РЦ другие технологии, позволяющие оптимизировать их работу. Это, например, достаточно «модная» сегодня технология подбора товара Pick-by-Line (подбор по линии).

Суть технологии заключается в следующем: РЦ заказывает у поставщиков товар, получив конкретные заказы от магазинов. Далее, когда весь заказанный товар уже принят и находится на складе, он распределяется по магазинам, для которых подготовлены выделенные места консолидации. Эти места выстраиваются в линию, и на них сразу выставляются поддоны для конкретных магазинов, на которые укладывается товар. После формирования паллета его транспортируют в зону отгрузки, а на его место устанавливается новый поддон. Соответственно, количество мест в зоне комплектации РЦ должно соответствовать количеству магазинов, куда в данный момент отгружается товар, – подбор идет «от магазина».

На сегодняшний день мы проводим тестирование новой технологии VoicePicking. Это принципиально новый способ автоматической идентификации на складе. Суть работы в том, что оператор выполняет действия, продиктованные компьютером через гарнитуру. Система как бы инструктирует работника, указывает путь следования при выполнении стандартных заданий на комплектацию.

Гарнитура сотрудников включает не только наушники, но и микрофон. Каждое выполненное действие подтверждается голосом с использованием стандартных команд. Возможность обратной связи позволяет отслеживать ход выполнения процесса в режиме реального времени. После завершения сборки компьютер направляет новый заказ на освободившегося оператора.

Свободные от терминала руки комплектовщика позволяют поднять производительность на 15%. Важная составляющая этой технологии – низкая стоимость оборудования по сравнению с технологией на ТСД Motorola 91/90. Смартфоны, используемые при голосовом отборе, в 10 раз дешевле терминалов.

R&L: Как организована на РЦ «Дикси» система лабораторного контроля продуктов, поступающих от поставщиков? Приходится ли возвращать некоторые партии?

Д. Гуров: Экспресс-лаборатории расположены в каждом РЦ, место для них предусмотрено уже при открытии каждого распределительного центра. Не менее двух человек в каждом распределительном центре ежедневно осуществляют контроль соответствия. Ежедневно во всех РЦ «Дикси» проводится экспертиза 1250 тонн товаров. Используемые нами методы контроля позволяют выявить такие параметры, как недовес, несоответствия массовой доли жира, массовой доли влаги, массы составных частей продукта, геометрических характеристик.

 - рис.5

Что касается возвратов – то такие случаи бывают, но, надо отдать должное нашим контрагентам, весьма нечасто. Немаловажную роль здесь играет выстроенная нами система постоянного лабораторного контроля в независимых аккредитованных лабораториях – ежемесячно образцы продукции наших поставщиков испытываются на все регламентируемые показатели, прежде чем завести в систему нового поставщика, его продукция также тщательно проверяется. Поэтому случаи возврата товара, поступившего в РЦ от поставщиков, из-за его низкого качества – для нас в целом редкий форс-мажор.

R&L: Появятся ли на ваших РЦ зоны газации бананов?

Д. Гуров: Пока эта технология применяется только в Калининграде. Там мы закупаем зеленый банан, его газуем и снабжаем все магазины города и области. В остальных наших распредцентрах зон газации бананов пока нет, но мы думаем на эту тему и проводим сейчас анализ экономической эффективности их внедрения.

R&L: Если мы заговорили о Калининграде – повлияла ли как-то на логистические процессы группы в этом регионе недавняя покупка компанией объектов калининградского филиала сети «Седьмой Континент»?

Д. Гуров: Логистические площади, которые у нас существуют в Калининграде (а это 2 складских комплекса, один из которых мультитемпературный), и автотранспортный парк позволяют без рисков обслуживать дополнительные объемы хранения и отгрузки. Январские открытия бывших объектов «Седьмого Континента» под вывеской «Виктории» гармонично вписались в логистические процессы компании и не потребовали дополнительной перенастройки процессов. Более того, работа с новыми объемами, несомненно, повлияет и на общее сокращение логистических издержек в связи с повысившимся уровнем загруженности РЦ, т. е. за счет эффекта масштаба.

R&L: Если говорить о собственном автопарке компании – какова его численность и структура по маркам авто? Какой процент перевозок осуществляется в группе собственными силами?

Д. Гуров: Численность собственного автопарка ГК «Дикси» на сегодняшний день составляет более 1100 автомобилей различной тоннажности.

В 2016 году порядка 80% всех перевозок мы осуществляли своим транспортом и около 20% – привлекая сторонние транспортные компании. Основу автопарка «Дикси» составляют машины Iveco и Volvo с изотермическими кузовами и рефрижераторными установками. В среднем грузовой транспорт «Дикси» совершает 400 тыс. рейсов в год, доставляя товар более чем в 2400 точек разгрузки в трех регионах России.

Каждая машина из нашего автопарка находится под спутниковым контролем GPS/ GLONASS, все данные о перемещениях, времени загрузки, рейса, выгрузки, простоя и пр. контролируются нашими системами в режиме онлайн.

R&L: Как выстроена работа с наемным транспортом?

Д. Гуров: Наемный транспорт у нас привлекается в основном на сезонных пиках, постоянные объемы перевозок мы стараемся на 100% закрыть собственным автопарком. Бывают месяцы, когда мы не привлекаем сторонний транспорт для наших перевозок вообще. Привлекается такой транспорт в основном на постоянной основе: раз в полгода мы проводим тендеры на услуги привлеченного автотранспорта. Благодаря этому мы имеем дело с проверенными и стабильными транспортными компаниями, которые фиксируют на это время тариф на перевозки для нас. Но, разумеется, это не всегда так – иногда нам приходится «уходить в рынок» по тарифам, проводя торги на определенный маршрут «здесь и сейчас». Как правило, эти случаи бывают во время пиковых периодов и в основном в межрегиональной доставке (например, неделю возить из Москвы в Калининград бахчевые).

R&L: Сейчас уже можно подводить какие-то итоги, насколько внедрение системы «Платон» повлияло на себестоимость перевозки товаров в группе. Как это сказалось на ценах? Многим ли вашим партнерам – транспортным компаниям пришлось уйти с рынка?

 - рис.6

Д. Гуров: В определенной мере «Платон» действительно стал одним из факторов снижения общего количества крупнотоннажного транспорта на рынке, а также ухода с рынка части недобросовестных игроков. Соответственно, внедрение системы дало чуть больше работы более крупным (белым) транспортно-экспедиционным компаниям – что, на мой взгляд, в интересах ритейлеров. Если говорить о тех транспортных компаниях, с которыми сотрудничаем мы, то все они и так являются крупными и надежными предприятиями, с рынка транспортных услуг не ушли. Таким образом, наше сотрудничество с транспортными аутсорсерами никак не изменилось после внедрения «Платона».

Проблем с самой системой у нас тоже нет. Мы на сто процентов оплачиваем счета «Платона» в соответствии с фактическим пробегом машин по федеральным трассам. Безусловно, это дополнительные затраты в бюджете ритейлера.

R&L: В завершение предлагаю поговорить о том, каковы долгосрочные планы развития логистической инфраструктуры «Дикси» на 2017–2020 гг. В частности, планируете ли вы активизировать работу по направлению прямого импорта?

Д. Гуров: Стратегия развития компании предполагает постепенный сдвиг фокуса на региональные средние и малые города и поселки городского типа. Формат магазин «у дома» имеет там прекрасные перспективы для развития, в отличие от крупных городов с высоким уровнем проникновения сетей. В небольших населенных пунктах до недавнего времени не были представлены качественные продуктовые операторы, а сервис существующих не отличался высоким уровнем, все это делает сетевые магазины высоко востребованными здесь. От развития сети новых магазинов будет зависеть и количество наших РЦ и кросс-докинговых площадок.

По линии собственного транспорта мы прорабатываем и улучшаем работу с СТО, обоюдно решаем систему мотивации наших сторонних транспортных и технических сервисов. Основные цели на этот год – повысить КТГ (коэффициент технической готовности) транспорта, показатели оборачиваемости транспорта. В этих целях, в частности, сегодня совершенствуется наша единая информационная система учета работы транспорта на платформе 1С.

Что касается упомянутого вами направления прямого импорта, то компания планирует увеличить количество прямых контрактов во всех категориях в два раза в течение ближайших двух лет, а это будет означать и рост доли прямого импорта овощей и фруктов. Это весьма выгодно для компании и для покупателей – например, реализованный нами прямой импорт бананов и соответствующая ценовая политика позволили сделать этот фрукт самым продаваемым в сети «Дикси»: покупатели наших магазинов «у дома» приобретают свыше тысячи тонн бананов в неделю.

Вся соответствующая инфраструктура для организации прямого импорта, включая 3PL-площадки в портах и достаточное количество оборудованных автомобилей, у нас есть, и при необходимости мы сможем оперативно масштабировать такие проекты.

Рубрика:
{}
Теги: