Цифровая трансформация и ее проявления в ритейле
Михаил Рыжков,
представитель МПАСС в России и СНГ
Одним из основных атрибутов цифровой трансформации является
возрастающая важность пользовательского опыта. Каким образом
современные технологии помогают компаниям выйти на совершенно
новый уровень обслуживания клиентов, рассказывает Михаил Рыжков,
представитель МПАСС в России и СНГ.
C реди таких технологий особого внимания заслуживают все чаще используемые:
1. Омниканальный маркетинг и программы лояльности;
2. Чат-боты;
3. Геймификация;
4. Геомаркетинг;
5. Интернет вещей.
Михаил Рыжков, представитель МПАСС в России и СНГ |
Одним из основных атрибутов цифровой трансформации является возрастающая важность пользовательского опыта. Каким образом современные технологии помогают компаниям выйти на совершенно новый уровень обслуживания клиентов, рассказывает Михаил Рыжков, представитель МПАСС в России и СНГ.
C реди таких технологий особого внимания заслуживают все чаще используемые:
1. Омниканальный маркетинг и программы лояльности;
2. Чат-боты;
3. Геймификация;
4. Геомаркетинг;
5. Интернет вещей.
Рассмотрим данные подходы и приведем примеры проектов, реализованных компанией МПАСС и ее партнерами в этих направлениях.
1. Омниканальный маркетинг
и программы лояльности
Факты
• Около 80% потребителей склонны к лояльности к поставщику, который предлагает условия для совершения покупок с любого устройства (Агентство E-Commerce Corra).
• Вовлеченные клиенты приносят на 23%
больше прибыли, в то время как незаинтересованный потребитель стоит на 13% больше
(Исследование Gallup).
• Данные IDC показывают, что мультиканальные клиенты тратят на 15–30% больше,
чем одноканальные, НО омниканальные покупатели тратят на 15–30% больше мультиканальных покупателей.
Взаимодействие – везде Схема привлечения клиентов при помощи инструментов омниканальных продаж постоянно совершенствуется и создает возможность взаимодействовать с клиентом повсюду, в любой ситуации и через предпочитаемый им канал.
Покупает ли он на улице и в интернете, заходит в магазины или прикасается к продуктам.
Просматривает сайт, подписывается на новости, использует мобильное приложение, отправляет ли электронные письма.
Взаимодействует с социальными сетями: комментирует, делает посты, делится, ставит лайки, пишет твиты.
Проблематика
«АВ Василопулос» (АВ),
ведущий игрок на греческом рынке
продуктового ритейла с сетью
из 240 магазинов по всей стране,
вступила в сотрудничество с МПАСС
для разработки омниканальной стратегии и создания конкурентной дифференциации.
«АВ: Сервис в точке контакта».
МПАСС было разработано, интегрировано и поддерживается решение
«АВ: Сервис в точке контакта», представляющее собой альтернативный
канал коммуникации, реализованный
посредством интерактивных киосков
в точках продаж, что позволяет
обеспечить новую виртуальную точку
контакта между «АВ Василопулос»
и их клиентами.
Для достижения этого МПАСС была доработана омниканальная платформа цифровых купонов, позволяющая клиентам «АВ Василопулос» получить электронные и отпечатанные купоны, а также ценную информацию о предложениях, продлении членства в программах, идеи и рецепты, интерактивные карты интересных мест, прогнозы погоды, а также иные предложения от «АВ Василопулос».
Результаты
С момента запуска услуги «Сервис
в точке контакта» МПАСС помогла
компании «АВ Василопулос» увеличить
прибыль и повысить вовлеченность
клиентов.
МПАСС выпустила и распространила для сети более 5 млн цифровых купонов, которые входящие клиенты могли использовать в киосках, расположенных в супермаркетах «АВ Василопулос». Повысившаяся конверсия клиентов позволила «АВ Василопулос» стать пионером в в омниканальной трансформации и ритейлером-инноватором на греческом рынке.
Участвует в конкурсах и опросах.
Играет в игры, рассказывает о себе, приводит друзей, открывает промоссылки.
Все эти ситуации и точки контакта – возможность для продаж, обслуживания и создания превосходного клиенского опыта.
Омниканальные кампании маркетинга и программы лояльности позволяют:
• Обеспечить беспрепятственное взаимодействие в разных точках;
• Порождать инициативу клиентов, увеличивать конверсию;
• Увеличить ценность жизненного цикла
взаимодействия бренда с клиентом;
• Поощрять сторонников/пропагандистов
бренда;
• Сделать покупателей патриотами бренда.
Омниканальность предполагает не только использовать любой канал, но и учитывать, какой канал предпочитает клиент.
Омниканальная платформа Fideli.Be
от компании МПАСС
Для реализации омниканальных программ
маркетинга и лояльности компания МПАСС
использует собственную платформу
Fideli.Be. Платформа модулярна и позволяет следующее: управление кампаниями
омниканального маркетинга и лояльности,
выпуск электронных купонов, расчет баллов и вознаграждений, анализ и отчетность,
управление интерактивным контентом.
Дополнительные возможности включают
в себя реализацию проектов по геймификации, геомаркетингу, создание чат-ботов
и реализацию проектов «Интернет вещей».
2. Использование чат-ботов
Факты
• 1 млрд людей используют Facebook-мессенджер каждый месяц;
• 310 млн людей используют Твиттер каждый месяц;
• Сегодня в интернете присутствуют все возрастные группы ? 3,2 млрд людей в мире
в 2015 г.;
• Покупатели отслеживают бренды, впечатлениями от которых они могут поделиться;
• 91% клиентов негодуют от того, что им приходится связываться с компанией по многу
раз по одной и той же причине;
• 90% – из-за того, что им подолгу приходится висеть на телефоне в ожидании ответа;
• 89% из-за того, что им приходится повторять одно и то же многим представителям
компании.
Что такое «чат-боты»?
• Программы на популярных платформах
для текстовых сообщений.
Наиболее известные: Telegram, Facebook
Messenger, Kik.
Приближающиеся к ним: Viber, Skype,
Твиттер, WhatApp, Slack.
• Копируют разговор людей.
Преображают способ взаимодействия
с брендом или услугой из серии одиночных
вопросов в подобие разговора.
• Гибрид между мобильным приложением
и услугой по передаче сообщений.
В числе плюсов чат-ботов можно отметить:
• проще в использовании, чем мобильное
приложение;
• не требуется установки приложения;
• нет необходимости обучаться использованию;
• легко найти.
Единственный минус – предлагают меньше возможностей, чем мобильные приложения.
ATHMessenger, история успеха
Международный аэропорт Афин (AIA) –
один из мировых лидеров воздушных
перевозок. Награжден премией
«Аэропорт Года» в категории
10–30 млн пассажиров в соответствии
с источником «Air Transport News»
в 2015 году и «Лучший Европейский
Аэропорт в 2014 году» в категории
10–25 миллионов (Airports Council
International, 2014).
Решение МПАСС
Для реализации этого проекта МПАСС
и AIA объединили усилия и разработали решение, предоставляющее клиентам аэропорта точные и мгновенные
данные, используя цифровые технологии и социальные сети. Результатом
взаимодействия стало внедрение
нового приложения «ATH Messenger»,
которое стало первым в мире приложением, предоставляющим максимально свежую информацию о полетах
в Facebook Messenger.
Результат
Разработка
приложения
«ATH Messenger»
компанией
МПАСС помогла
Международному аэропорту Афин (AIA) на пути
к цифровым инновациям и налаживанию более тесных связей с клиентами.
Внедрение нового сервиса привело
к незамедлительному улучшению взаимоотношений с клиентами, удовлетворенности и обратной связи от тысяч
пассажиров, воспользовавшихся этой
услугой. Надо отметить, что чувствительность к сообщениям у сервиса
очень высока: на 100% из них приходит ответ в среднем за 30 секунд.
Только за первые полтора месяца
работы было удовлетворено более
тысячи запросов от клиентов о рейсах,
а приложение «ATH Messenger» получило от пользователей более 9 тысяч
«лайков» на официальной странице
Facebook.
Типы чат-ботов
Клиентский опыт
• Новости
• Шопинг
• Косметика
• Увлечения
• Спорт
• Файлообмен/Хранилища данных
• Еда/Рестораны
• Погода
• Такси (Uber)
• Развлечения
• Маркетинг
Обслуживание / поддержка клиентов
• Банки/Финансы
• Гостиницы
• Страхование
• Мобильные операторы
• Коммунальные услуги
• Контактные центры
Путешествия и туризм
• Авиалинии
• Аэропорты
• Турагентства
• Транспорт.
3. Геймификация
Что мы подразумеваем под геймификацией?
Включение игровых элементов и схем в бизнес-контент с целью вовлечения пользователей и изменения их поведения.
Геймификация используется для того, чтобы поставить перед людьми занимательные
цели и задачи, мотивирующие и связывающие их с вашим брендом; извлечь взаимную
выгоду из психологической склонности человека к играм.
Результат
Решение способствует изменению поведения
таким образом, что потребители действуют
в соответствии с заданным алгоритмом.
Как это работает?
1. Специализированные игры подбираются
и разрабатываются, основываясь на профиле
игрока и целях компании.
2. Задания (набор действий, которые пользователю необходимо выполнить, чтобы получить вознаграждение) смоделированы
с учетом целей компании и профиля покупателей.
3. Игроки, выполнившие задания, награждаются при помощи встроенной системы
поощрения.
Цель геймификации – управлять движениями, то есть:
1. Направлять покупателей на веб-сайт,
страницы в социальных сетях или физические магазины.
2. Проводить презентации и тестирование
товара.
3. Информировать клиентов о новых продуктах, также делать частью игры пробу товаров.
4. Демонстрировать эксклюзивный контент, разрабатывать механизм игры для предложения эксклюзивного контента, анонсов,
рекламы.
5. Стремиться к узнаваемости и признанию бренда.
6. Привлекать клиентов путем предотвращения непостоянства в поведении и поощрения лояльности.
7. Собирать отзывы. Использовать игры,
чтобы отслеживать предпочтения клиентов,
потребительские тенденции и образ мышления потребителя.
4. Контактный маркетинг и реклама Факты:
57% пользователей мобильных телефонов хотят делиться данными о своем местоположении, чтобы получать локальные предложения и актуальную рекламу (JiWire, 2014).
Данный вид маркетинга предполагает использование функции геолокации владельца мобильного телефона и направление кастомизируемых, персонализированных, вписывающихся в контекст сообщений, зависящих от географического положения человека, направления движения, частоты, радиуса от точки интереса или от времени (дня недели или месяца/часа дня)
Направляются мобильные уведомления типа «Призыв к действию» с определением реакции человека. С помощью GPS/WiFi/ Bluetooth-технологий производится отслеживание расстояний от сантиметров до километров.
Платформа mProS позволяет осуществлять продажи на основе геопозиционирования и геозонирования. Здесь речь идет о маркетинговых решениях «под ключ», позволяющих продавцам и маркетологам предоставлять широкой аудитории актуальный контент путем определения местоположения и рассылки целенаправленных сообщений на мобильные устройства.
Heineken. Испания.
Август–октябрь 2014
С целью рекламы нового пива Buckler
под названием Radler в Heineken придумали мобильный способ распространять ценную информацию о товаре.
Изначально приложение являлось частью телевизионной рекламной
кампании и было предназначено
для интерактивного распространения
рекламы с целью создания позитивного
впечатления о бренде.
Побуждающий к действию эффект создается благодаря использованию уникального механизма игры, который стимулирует играть и приглашать друзей выигрывать новые призы.
Итог:
6997 загрузок за первый месяц;
1105 игроков/месяц;
51 568 игр пройдено.
Retros Travel Club, Испания.
Ноябрь 2013 – апрель 2014
Самая крупная программа лояльности
в Испании, Travel Club, запущенная
Retros Travel Club с целью увеличить интерес клиентов, подстегнуть активность
и возвращаемость покупателей, ежедневно предлагая им механизмы игры.
На первой стадии проекта реклама
распространялась только посредством
мобильного приложения.
Итог:
36 470 всех пользователей;
34 281 активный пользователь;
410 опубликованных игр;
54 игры/пользователь/месяц;
6 527 736 игр было пройдено;
2 000 000 баллов лояльности получено.
Решение mProS подходит для:
• Розничных продавцов товаров повседневного спроса
• Торговых центров, супермаркетов и спортивных центров
• Услуг страхования и ассистанса
• Отелей и курортов
• Кинотеатров, театров и музеев
• Ресторанов и кафе
• Аэропортов, авиаперевозчиков и поездов
• Организаторов мероприятий
Данные технологии применялись в проектах: АВ Василопулос, ATH Messenger, Темпинфо (Сербия) и т.д.
С 2009 года МПАСС предоставляет инновационные технологические решения для широкого цифрового пространства посредством собственных продвинутых платформ, стремясь к долгосрочной вовлеченности клиента в пользование брендом и лояльности к нему, что способствует увеличению продолжительности цикла взаимоотношений клиента и бренда, росту рентабельности, а также объемов продаж.
Решения компании МПАСС
Омниканальный маркетинг
в комбинации с автоматизированным
управлением кампаниями и акциями
для достижения максимальной
отдачи от коммуникации с клиентами
и наискорейшей окупаемости инвестиций.
Лояльность и вознаграждение – для достижения приверженности потребителей к бренду. Геймификация для повышения мотивации потребителей за счет внедрения увлекательных игровых элементов во все аспекты вовлечения (клиентов, сотрудников, и т.д.).
Контактный маркетинг и Геосоциальный маркетинг для настройки уведомлений клиентов в зависимости от их местоположения и времени.
Консультационные услуги для максимально полной проработки решений по вовлечению клиентов. Мы стремимся помочь клиентам в достижении их целей, и делаем это, используя наши собственные решения в любой области нашего знания и опыта.
Информация об авторе:
Михаил Рыжков является представителем МПАСС Лтд. в России и СНГ.
С 1997 г. работал на высших управленческих должностях (член правления, вице-президент, гендиректор)
в компаниях AIG, AIG Life, «Ингосстрах-Жизнь». Окончил университет
Джонс Хопкинс.
Заключение
Описанные проекты реализованы за рубежом, однако в России имеется стойкий спрос
и нарастающие темпы внедрения подобных
решений. Пока это только первые примеры.
Вместе с тем ряд компаний ритейла, банки,
страховые компании находятся в активном
поиске современных и адекватных по стоимости решений, позволяющих реализовать
стратегии по повышению качества клиентского опыта. Пророки цифровой трансформации предсказывают бум реализаций по
данным направлениям в самое ближайшее
время.