09.11.2017, 16:49
Количество просмотров

Американский бизнес в России нацелен не только на food-ритейл

Российский рынок издавна привлекал бизнесменов США прежде всего своим масштабом, однако в последние три года произошел резкий спад инвестиционной активности. Алексис Родзянко, президент Американской торговой палаты в России, предлагает разобраться в том, почему в России так мало  американских торговых сетей и появятся ли в дальнейшем у нас  мега-супермаркеты по аналогии с известными торговыми брендами Европы.
Американский бизнес в России нацелен не только на food-ритейл

Российский рынок издавна привлекал бизнесменов США прежде всего своим масштабом, однако в последние три года произошел резкий спад инвестиционной активности. Алексис Родзянко, президент Американской торговой палаты в России, предлагает разобраться в том, почему в России так мало американских торговых сетей и появятся ли в дальнейшем у нас мега-супермаркеты по аналогии с известными торговыми брендами Европы.

 - рис.1
Алексис Родзянко,
президент Американской торговой палаты в России

R&L: Эксперты в области внешнеторговых отношений между Россией и США считают, что сотрудничество в сфере бизнеса нужно оценивать не только по цифрам товарооборота и объемам инвестиций. Вы согласны с этим утверждением?

А. Родзянко: Согласен. Тем более, если смотреть на официальные цифры по инвестициям, которые приходят из США в Россию, или смотреть на показатели товарооборота между Штатами и Россией, то цифры не очень впечатляют. Но взгляд из России дает более оптимистичную картину. Если посмотреть на бутылку газированной воды, то там, как правило, вы увидите знакомую надпись – либо Coca-Cola, либо Pepsi-Cola. Компании с американскими корнями действительно многонациональны, и они инвестируют в разные страны из разных стран. Инвестируя в страну, они развивают свой бизнес, зарабатывая капитал и аккумулируя его. Поэтому смотреть только на трансграничный поток и по нему оценивать объем торгово-экономических отношений – это сомнительный анализ.

R&L: Каким же образом следует оценивать активность инвесторов?

А. Родзянко: Мы опросили компании – членов Американской торговой палаты относительно размеров инвестиций в Россию, без привязки к стране происхождения капитала. И получили цифры, практически в десять раз превышающие официальную статистику. И это данные по группе, состоящей только из 90 компаний. Но в реальности компаний с американскими корнями в России гораздо больше. Это говорит о том, что нужно по-другому смотреть и оценивать влияние американского бизнеса и его присутствие в России.

 - рис.2 Компании с американскими корнями действительно многонациональны, и они инвестируют в разные страны из разных стран

R&L: Руководство UFG Asset Management назвало самыми привлекательными для инвесторов недвижимость, высокотехнологичные предприятия и частный акционерный капитал. Какие еще направления в развитии сотрудничества вы могли бы отметить?

А. Родзянко: Чарлз Райан (председатель правления UFG Asset Management. – Ред .) говорит о тех секторах и тех направлениях, которые реально недооценены в России и где возможен рост, и об уровне соответствия цене, которая должна была быть по сравнению с рядом других стран. Что касается частного акционерного капитала, то я это понимаю как сам рынок российских акций и его сегодняшняя недооценка. И что сейчас тактически интересно покупать такие акции российских компаний. Вся сфера инвестиций, кроме госсектора, это частный капитал. Его две основные формы известны: капитал в виде займов и капитал, на который приобретают компании, то есть портфельные инвестиции. Мне кажется, Райан выбрал те направления, которые ему представляются на сегодняшний день наиболее интересными в силу недооценки. Могу подтвердить, что практически все крупные компании, находящиеся в России, продолжают инвестиционные программы. Здесь можно отметить два фактора. Это относительно дешевый рубль, он все равно дешевле, чем был пару лет назад, а значит, и цены на активы ниже. Рынок в России начинает просыпаться, восстанавливается спрос на товары и услуги, заметен экономический рост. Когда компании инвестируют, они демонстрируют намерение здесь производить. Это выгодно, так как, во-первых, в России стало дешевле производить, а во-вторых, появилась политическая воля со стороны правительства страны, которое говорит: «Хотите иметь часть рынка – инвестируйте, но и производите здесь». И эта комбинация двух факторов – экономического и политического толчка – меняет планы тех, кто теперь решил всерьез рассмотреть российский рынок для инвестиций в производство, в оказание услуг, фактически локализуя свое присутствие.

 - рис.3 На самом деле компаний с американскими корнями в России не так и мало, нужно только по-другому смотреть и оценивать влияние американского бизнеса и его присутствие в России

R&L: Каковы наиболее значимые совместные проекты, появившиеся в последнее время с участием американского капитала или технологий?

А. Родзянко: Таких проектов много, но они особо не афишируются. Моя коллега не так давно побывала в Липецкой особой экономической зоне, где открывался завод PPG, который производит высокотехнологичные краски для автопрома, промышленных и строительных целей. Этой осенью там же откроется завод высокотехнологичной компании Honeywell, которая производит системы управления для различных объектов – от домов до самолетов. И нельзя не сказать о «Боинге». На эту компанию в России работает большая группа инженеров, и здесь у нее сосредоточена значительная часть производства, которая продолжает расширяться. Это лишь некоторые отдельные примеры, но на самом деле их множество, особенно в легкой и в пищевой промышленности. Потребительские товары, которые можно приобрести здесь, производятся очень широко американскими компаниями. Это Procter&Gamble, Kimberly Clark, Mars и другие.

R&L: Считаете ли вы восходящим трендом производство товаров в России для дальнейшей продажи за рубежом?

А. Родзянко: Я бы не стал называть это трендом, поскольку инвесторы открывают здесь производство прежде всего для продажи на внутреннем, российском рынке. Но после девальвации рубля впервые возникла возможность экспорта из России. И это – ответ на вопрос для тех предприятий, которые ощутили серьезное падение спроса со стороны российских потребителей. Но, хочу заметить, экспорт из России, если это, конечно, не нефть и не газ, – довольно сложный процесс. Он осложняется чисто практическими моментами – к экспорту не привыкли и к нему не были готовы. Кроме того, каждое ведомство думает о своих нуждах и документах и накладывает пластами разные требования, разобрать которые потом и упростить, чтобы понять, как экспортировать из России, не самая простая задача. К счастью, сейчас этим вопросом стали заниматься, а когда есть организованная нацеленность на какую-то тему, от этого всем большая польза.

R&L: Многие бренды, известные в Америке и других странах, уже давно можно найти и в России. Но в России крайне мало торговых сетей из США по сравнению с немецкими, французскими, шведскими ритейлерами. Были ли попытки со стороны Walmart, Nordstrom, Home Depot, Macy’s создать здесь свои магазины или же существует особая специфика выхода на зарубежный рынок для таких крупных ритейлеров?

А. Родзянко: Тезис насчет якобы отсутствия экономической выгоды неоднократно опровергался приходом в Россию европейских сетей. Присутствие Ашана, Метро, ИКЕА и других компаний в России говорит о том, что работать здесь, особенно в сфере ритейла, очень выгодно. Насколько мне известно, было довольно убедительное усилие со стороны Walmart войти на российский рынок, которое в какой-то момент сорвалось по неизвестной причине. Они даже нанимали серьезных российских управленцев, однако этот проект не состоялся. Думаю, что причин могло быть несколько. Во-первых, европейские компании ближе. И они первыми вышли на местный рынок. А это бизнес, который очень сильно зависим географически – здесь очень важно личное присутствие. Можно, конечно, спорить, что есть интернет и другие вещи, которые сокращают расстояния. Но все же этот параметр сказывается. Думаю, что не слишком удачно складывается судьба американских ритейлеров и в Европе. Тем не менее, возвращаясь к российскому рынку, можно назвать несколько компаний в первой пятерке брендов, проявивших здесь наибольшую активность, и все они представляют исключительно американский фуд-ритейл: КFC, Burger King, MсDonalds, Starbucks, Baskin Robbins.

R&L: В последнее время объемы трансграничной онлайн-торговли заметно выросли. Какие направления в сфере онлайн-торговли интересны американским компаниям?

А. Родзянко: Я хотел бы отметить довольно удачный бизнес у американской компании по производству пиццы Papa John’s. До определенного момента они импортировали весь сыр из Италии, но потом каналы поставок оказались закрыты, и им пришлось полностью переориентироваться на местных производителей. По оценкам руководства компании, качество продукта, если брать по шкале от нуля до десяти, поначалу оценивалось на слабую троечку. Руководство компании стало работать с поставщиками и прошло буквально несколько месяцев, как оценка качества сыра выросла примерно до 8. Второй момент, который отметил руководитель компании, 70% всех заказов происходит в режиме онлайн. И этот показатель по сравнению с их опытом во всем мире наиболее высокий. Онлайн-торговля в России очень быстро развивается, люди к ней привыкли и воспринимают как удобную альтернативу.

R&L: Многие российские компании заинтересованы в выходе на американский рынок. Могли бы вы отметить сферы, где можно добиться наибольшего успеха за океаном?

А. Родзянко: Начнем с высокотехнологичных компаний. Многие из них уже вышли или сейчас выходят на американский рынок, причем под различными флагами. Адреса чаще всего у них в Калифорнии, но по существу это российские компании. Есть яркий пример в тяжелой промышленности: компания TMK IPSCO, один из крупнейших производителей стальных труб и премиальных соединений в Северной Америке. Это одна из наиболее удачных инвестиций, которая была сделана некоторое время назад и продолжает успешно работать. Были другие примеры: покупка сталелитейных заводов, которые частично были перепроданы, были выходы нефтяных компаний – Лукойл купила сеть АЗС, затем перепродала ее. Что касается ритейла, то это очень сложный рынок, в США он очень насыщен, великолепно отлажен, и вый ти на него без огромных денег и какого-то прорывного продукта крайне сложно. Поэтому хочу подчеркнуть, что наиболее активные и успешные за океаном – это высокотехнологичные компании.

Рубрика:
{}
Теги: