Ритейл переходит в цифру: как подготовить бизнес к digital-трансформации
Споры о целесообразности цифровой трансформации ритейла уже
не ведутся – состоялся переход на другой уровень осознания тренда.
Об изменениях вычислительной инфраструктуры, особенностях перехода
к цифровым моделям бизнеса и стоимости таких проектов мы поговорили
с Юрием Швыдченко, экспертом по непрерывности бизнеса компании КРОК.
Юрий Швыдченко, |
эксперт по непрерывности бизнеса компании КРОК |
Споры о целесообразности цифровой трансформации ритейла уже не ведутся – состоялся переход на другой уровень осознания тренда. Об изменениях вычислительной инфраструктуры, особенностях перехода к цифровым моделям бизнеса и стоимости таких проектов мы поговорили с Юрием Швыдченко, экспертом по непрерывности бизнеса компании КРОК.
R&L: Сегодня много говорят о цифровой трансформации, которая должна затронуть многие отрасли, в т. ч. и ритейл. Как этот процесс, на ваш взгляд, изменит рынок? Сформированы ли уже технологические потребности розничной торговли?
Ю. Швыдченко: Сейчас у ритейлеров есть две основные потребности, связанные с актуальными трендами в области цифровизации. Первая связана с вступившим в силу 54-ФЗ и необходимостью внедрения онлайн-касс. Данное нововведение уже существенно меняет ритейл, требует трансформации складского учета, основных ИТ-систем, сбора фискальной информации и передачи ее налоговым органам. Это влечет за собой и модернизацию технологических платформ – как программных, так и аппаратных.
На рынке уже представлены технологические платформы и стартапы, которые способны удовлетворить эти потребности, в том числе выступая в качестве фискальных агентов – посредников между ритейлерами и налоговой службой. Но пока процесс внедрения только начинается, и впереди – формирование ИТ-экосистемы для обработки фискальных данных. Основным драйвером этого процесса выступает государство.
Второе направление трансформации – распространение технологии блокчейн, а следовательно, связанных с этим возможностей, таких как отслеживание цепочек поставок, заключение прозрачных договорных отношений, не допускающих скрытых изменений, и пр. Эти перемены также влекут за собой появление и внедрение новых платформ.
Конечно, для того чтобы блокчейн начал реально работать в отрасли, предстоит решить массу вопросов, связанных с российским законодательством. Во-первых, сейчас персональные данные покупателей нельзя хранить за пределами российской юрисдикции, соответственно, для импортных товаров мониторинг всей цепочки поставок будет невозможен. Во-вторых, все средства криптозащиты, которые мы используем в России, должны быть сертифицированы. И это тоже ограничивающий фактор. Будут ли эти ограничения сняты или придется с ними мириться – пока непонятно, но тем не менее есть попытки внедрять блокчейн в договорные отношения между ритейлерами и поставщиками.
Третьим направлением цифровизации можно назвать переосмысление роли данных в бизнесе и новые подходы к их обработке и хранению. Ритейлеры заинтересованы в потоковой аналитике и решениях для анализа поведения покупателей в ходе прогнозирования спроса и выявления закономерностей при планировании маркетинговых акций. Но все это требует надежной и производительной среды, способной «переварить» весь массив данных из самых разных источников.
R&L: А существующая вычислительная инфраструктура не может обеспечить работу новых сервисов? Обязательно ли менять платформы?
Одним из направлений цифровизации является переосмысление роли данных в бизнесе и новые подходы к их обработке и хранению |
Ю. Швыдченко: Если мы говорим о внедрении различных онлайн-сервисов, то платформу обязательно придется менять. Сейчас существует классическая цепочка – СУБД с неким классическим BI, которая работает на платформах Oracle, SAP или 1C. Как текущая инфраструктура среагирует на внедрение новых технологий? Можно сказать, что у большинства ритейлеров она в меньшей степени подготовлена к такому переходу, потому что существенные технологические изменения в нее не были заложены изначально, их невозможно было предугадать.
Поэтому ритейлерам придется полностью своими силами или силами подрядчиков переписывать и дописывать эти системы, что приведет к дополнительным затратам, причем немалым. Однако ритейл сейчас старается максимально снижать затраты, борясь таким образом за конкурентоспособность.
Есть и другой вариант – и это как раз внедрение новых платформ, переход с RISC-серверов на x86. Нельзя сказать, что их внедрение обойдется существенно дешевле, чем модернизация старых, но все же сэкономить удастся. Кроме того, новые платформы с открытой архитектурой будут более восприимчивыми к различным технологическим новинкам. Например, такие вычислительные системы позволяют работать с инструментами Big Data для анализа данных о товарах, покупателях, сезонности продаж, что дает возможность получать актуальную аналитику в режиме реального времени и своевременно реагировать на изменение бизнес-среды.
Эти гибкость и совместимость с широким спектром решений необходимы не только из-за технологических трендов, но и в связи с новыми трендами в области межотраслевого взаимодействия. Сейчас, к примеру, мы наблюдаем очень тесное взаимопроникновение ритейла и банковского сектора. Недавно мы встречались с одним из производителей банковского ПО, который разрабатывает сквозную цепочку для одного из банков СНГ. По сути, они внедряют банковский софт в платформу маркетплейс – фактически через банк будут продаваться и машины, и телевизоры, а банк одновременно на этой же площадке будет предоставлять финансовые услуги, т. е. продажи будут вестись только в рассрочку или в кредит. И это хороший пример того, как уберизация меняет реальный бизнес.
R&L: Как переход с RISC-платформ на x86 может отразиться на ритейле? Кому это выгодно и почему?
Дополнительным драйвером перехода к инфраструктуре, построенной на x86, может послужить импортозамещение |
Ю. Швыдченко: Это уход от классической схемы с классическими продуктами, которые могут быть заточены под RISC-платформы и существующие СУБД, а сами платформы дороги во внедрении и обслуживании и к тому же менее гибки. Кроме того, все направления, связанные с интеллектуальными технологиями, – Big Data, Data Mining, Интернет вещей – требуют больших вычислительных мощностей и большей совместимости. Наращивание же RISC-систем ведет к большим капитальным и операционным затратам. Переход на x86 может уменьшить CAPEX, как показывает наш опыт, до пяти раз – даже если брать в расчет только стоимость аппаратного обеспечения.
Например, есть семейство серверов Kunlun, разработанное компанией Huawei для критически важных приложений, в числе которых «тяжелые» СУБД, ERP и автоматизированные банковские системы: оно ориентировано на быструю обработку транзакций и подходит для in-memory вычислений, позволяя обрабатывать большие объемы данных в режиме реального времени. При этом данные могут быть самые разные, поступающие как из онлайн-каналов, так и получаемые в ходе обработки кассовых операций и потоковой видеоаналитики. Линейка Kunlun будет интересна заказчикам из банковского сектора, ритейла, страховым компаниям, промышленным предприятиям, а также государственным организациям.
Все проекты, направленные на целевые покупки, целевой маркетинг, также требуют достаточно большой вычислительной мощности (подразумевается вся сложная аналитика (Big Data, Data Mining и т. п.), связанная со сложными математическими алгоритмами), и платформы x86 смогут обеспечить достаточные вычислительные ресурсы. Для этого мы разработали подход под названием «умное хранение данных», в котором объединены пул решений и пул управляемых услуг КРОК для эффективной работы с данными. Умное хранение данных ориентировано на оптимизацию затрат на ИТ-инфраструктуру и развитие бизнеса на основе производительного анализа данных. Прогнозирование спроса в режиме real time, разработка персонализированных предложений и сокращение времени запуска новых сервисов для покупателей – все это помогает эффективно управлять данными и извлекать из них максимальную пользу.
R&L: Что здесь более важно – финансовая сторона вопроса или функциональные возможности?
Ю. Швыдченко: Функциональные возможности и гибкость напрямую связаны с финансами, как и экономия на внедрении. Последнее – часть краткосрочных планов сокращения расходов, которые для ритейла сегодня чрезвычайно актуальны, так как в условиях высококонкурентной среды разница в 1–2% приводит к большим приобретениям или потерям. Гибкость и функционал – это работа на долгосрочную перспективу: тот, кто внедрил новые технологии, пришел в онлайн, установил устройства самообслуживания – тот заработает больше денег. А управляемые услуги, такие как «Защита от сбоев ИТ-инфраструктуры» или «Эффективное управление ИТ-инфраструктурой», добавят бизнесу устойчивости в повседневной работе с растущими массивами информации, обеспечив стабильную работу бизнес-приложений и доступность цифровых сервисов для покупателей.
Дополнительным драйвером перехода к инфраструктуре, построенной на x86, может послужить импортозамещение. Мы сейчас тестируем процесс миграции на оборудовании Huawei. Это, конечно, не импортозамещение в чистом виде, но китайские производители могут выступать альтернативными поставщиками, причем их оборудование весьма эффективно и не уступает западным аналогам по характеристикам. Кроме того, китайские вендоры демонстрируют гибкость в вопросах ценовой политики, что немаловажно в сложившихся экономических условиях.
R&L: Такая миграция – это революция или эволюция?
Ю. Швыдченко: Скорее, эволюция, отвечающая требованиям цифровой экономики. На данный момент с точки зрения ИТ миграция с RISC-платформ на открытые архитектуры – это вектор развития, к которому присматриваются многие отрасли, и ритейл в их числе. Рынок переживает качественную трансформацию, что, безусловно, влечет и изменения в инфраструктуре и бизнес-процессах. На первое место выходят конечный пользователь и его потребности, анализ «цифрового следа» и максимальная персонализация общения с клиентами и предложений.
R&L: То есть ритейл не является первопроходцем в этой сфере?
Ю. Швыдченко: Традиционно лидерами называют банки и телеком, но ситуация постепенно меняется. Дело в том, что сегодня банк или оператор связи – это на 80% ИТ-системы. Поэтому все нововведения в области ИТ банки отслеживают в первую очередь. В ритейле процент того, что «завязано» на ИТ, меньше. Но, как мы видим, переход к новой модели бизнеса, ориентированной на работу с данными в режиме реального времени, становится все более очевиден.