21.02.2018, 09:00
Количество просмотров

Онлайн-гроссери – двигатель автоматизации интернет-торговли

В онлайн-торговле самый сложный сегмент – гроссери. Заморозка, охлажденное,
сухое... В мире нет ничего более требовательного к условиям хранения,
комплектации и перевозки, чем сегмент гроссери. «И, – как говаривал один
известный киногерой, – я знал, что довольно скоро мы в это окунёмся».
Алексей Жуков, эксперт в области логистики интернет-торговли, рассказывает,
что из этого опыта может получиться.
Онлайн-гроссери – двигатель автоматизации интернет-торговли

В онлайн-торговле самый сложный сегмент – гроссери. Заморозка, охлажденное, сухое... В мире нет ничего более требовательного к условиям хранения, комплектации и перевозки, чем сегмент гроссери. «И, – как говаривал один известный киногерой, – я знал, что довольно скоро мы в это окунёмся». Алексей Жуков, эксперт в области логистики интернет-торговли, рассказывает, что из этого опыта может получиться.

 - рис.1
Алексей Жуков,
эксперт в области логистики
интернет-торговли

Гроссери – «самый жирный» кусок ритейла, и, конечно, же этот сегмент никогда не испытывал дефицита интернет-компаний, желающих в нем надежно обосноваться. Первая волна популярности онлайн-гроссери пришлась на так называемый «пузырь доткомов», который можно было наблюдать в период с 1995 по 2001 год. Ярким образцом игроков этого периода является Webvan, в которой на пике активности работали более 3500 сотрудников. Во многом процессы онлайн-гроссери того периода копировали процессы офлайн-ритейлеров, притом что операционная нагрузка на каждый исполненный заказ была существенно выше. Компания масштабировала издержки, а не прибыль, и когда пузырь доткомов лопнул, она обанкротилась. Остатки компании и топ-менеджмент приютил у себя Amazon. Директор по бизнес-процессам Webvan Мик Маунц, анализируя ошибки проекта, пришел к выводу, что с использовавшимися в компании процессами такой бизнес не имел шансов быть прибыльным. Чтобы он стал приносить доход, тысячи сотрудников должны были работать исключительно за еду. Впоследствии Мик, выпускник MIT, с профессором того же института все-таки реализуют эту концепцию. Речь, конечно же, не о рабстве. В 2003 году ими была открыта компания Kiva Systems и реализована концепция GTP (Goods-To-Person), основанная на роботизированных AGV (Automated Guided Vehicle). В 2012 году компания была приобретена Amazon за рекордные 775 млн долл. И на сегодняшний день роботы Kiva стали, пожалуй, самыми узнаваемыми роботами в сфере интернет-торговли. На складах интернет-гиганта трудятся более 80 тыс. роботов.

 - рис.2
Ярким образцом игроков онлайн-гроссери конца 1990-х является Webvan, в которой на пике активности работали более 3500 сотрудников

Вторая волна популярности онлайн-гроссери пришла в начале 2010-х. Уже было понятно, что слепое копирование процессов офлайна не принесет дохода сегменту в сфере интернет-доставки еды. На волне популярности сервиса такси Uber родилась идея «уберизации» исполнения заказов на инфраструктуре существующих офлайновых ритейлеров. Яркий пример такого подхода – Instacart. Однако издержки, хоть и сократились, все еще критичны. Кроме того, всплывают проблемы с масштабированием бизнеса, возникает конфликт с офлайновыми «донорами» инфраструктуры, которые тоже мечтают «зайти» в онлайн.

Сейчас надвигается третья волна популярности – технологическая. И она, похоже, может сделать онлайн-гроссери серьезным рынком даже в сравнении с офлайн-продажами. Британский интернет-магазин Ocado был основан бывшими банкирами Golden Sachs в 2000 году. Компания изначально ориентировалась на все доступные средства автоматизации, так, подбор, например, осуществлялся с помощью тележек, на которых комплектовщики собирали заказы. Затем компания внедрила конвейерные системы, крановые системы. Не сразу, но это дало свои плоды. В 2014 году компания впервые зафиксировала прибыль, став если не единственным, то одним из немногих онлайн-гроссери ритейлеров с позитивным показателем. Все вроде бы хорошо, но недостаточно – решили в компании, тем более что, опробовав различные средства автоматизации, компания смогла понять, чего именно ей не хватает. Уже в 2013 году Ocado обратила внимание на технологию норвежской Autostore и, видимо, договорилась об использовании ее в качестве основы своей системы. В 2015 году Ocado патентует собственную технологию GTP.

 - рис.3

Преимущество технологии Autostore заключается в высоком коэффициенте утилизации складского пространства, что для современного фулфилмент-центра является ключевым фактором.

Хамид Могадам, генеральный директор компании Prologis inc., крупнейшего в мире оператора промышленной недвижимости, в 2016 году озвучил результаты исследования компании, свидетельствующие, что фулфилмент-центры, обслуживающие интернет-торговлю, используют площадь в три раза большую, чем дистрибьюторские центры традиционной розницы, оперирующие тем же количеством товаров. Эта площадь требуется для организации работы с товаром поштучно, как для хранения, так и подбора. Должна быть возможность индивидуально упаковать каждый отдельный заказ, в то время как в магазины товар отгружается коробами и паллетами.

В целом система Autostore представляет собой решетку из направляющих, поддерживающих стоящие вплотную друг к другу стандартные пластиковые короба 40х60 см. Короба стоят друг на друге в высоту до 6 метров, образуя куб, в котором все пространство занято коробами хранения. Наверху решетки передвигаются роботы, которые извлекают из объема хранения нужные короба и привозят на нужный пост подбора.

В патенте Ocado повторяется эта технология, но добавляются новшества, например, появляется новый тип робота, который осуществляет отбор сразу нескольких коробов за один раз, что существенно увеличивает скорость доставки ресурсного короба на пост подбора.

В 2016 году Ocado открыл новый фулфилмент-центр, в котором применил эту новую технологию. Склад разделен на три зоны – обычный температурный режим, зона хранения охлажденных продуктов и зона заморозки. Первые две зоны оборудованы роботизированными системами с более чем 50 тысячами коробов хранения. На складе трудятся 1000 роботов и 200 человек. Роботы двигаются со скоростью 4 метра в секунду под управлением WMS, которая управляет роем роботов и следит за тем, чтобы нужный товар оказался в нужное время на нужном посту подбора. Об эффективности данного решения говорит то, что компании впервые удалось собрать заказ из 50 различных товаров, включая продукты, молочную продукцию и мясо, за 5 минут! Для сравнения, на предыдущем складе, который занимает большую площадь и требует работы втрое большего количества людей, для исполнения такого заказа требуется в среднем два часа.

Но автоматизация для Ocado – это не только возможность быстрее и с меньшими издержками скомплектовать заказ. Благодаря этому решению компания сумела добиться уменьшения порчи хранимого до 1%, в то время как для традиционного ритейла привычен 5%-ный показатель.

Дочерние предприятия – Ocado Technology, занимающееся разработкой софта, и Tharsus, производящее роботов, – настроены решительно в распространении своих технологий и ожидают марш автоматизации по всему миру.

 - рис.4
В целом система Autostore представляет собой решетку из направляющих, поддерживающих стоящие вплотную друг к другу стандартные пластиковые короба 40х60 см
Рубрика:
{}
Теги: