06.12.2018, 17:02
Количество просмотров

Система «Меркурий»: опыт внедрения в «Дикси»

К интеграции системы «Меркурий» торговая сеть «Дикси» начала
готовиться заблаговременно – еще в 2015 году была сформирована
проектная команда, разработавшая решение, которое позволило
синхронизировать бизнес-процессы компании с требованиями системы
«Меркурий»1. Об этапах внедрения, особенностях работы с поставщиками
и преимуществах системы для розничной индустрии рассказывает
Георгий Ремонтов, руководитель проекта EDOC/Меркурий.


Система «Меркурий»: опыт внедрения в «Дикси»
 - рис.1
Георгий Ремонтов,
руководитель проекта EDOC/Меркурий

К интеграции системы «Меркурий» торговая сеть «Дикси» начала готовиться заблаговременно – еще в 2015 году была сформирована проектная команда, разработавшая решение, которое позволило синхронизировать бизнес-процессы компании с требованиями системы «Меркурий»1. Об этапах внедрения, особенностях работы с поставщиками и преимуществах системы для розничной индустрии рассказывает Георгий Ремонтов, руководитель проекта EDOC/Меркурий.

R&L: Еще задолго до запуска «Меркурия» эксперты практически в один голос утверждали, что бизнес серьезно пострадает от внедрения системы в плане и финансов, и трудозатрат. «Дикси» объявил об окончании работ по внедрению еще в конце прошлого года. Были ли оправданны эти опасения – как производителей, так и сетей?

Г. Ремонтов: Главное опасение, которое начинает испытывать любой бизнес при появлении новой государственной информационной системы, – это отсутствие диалога с государством. Компании боятся, что при принятии важных решений власти не прислушаются к мнению отраслевых ассоциаций, проигнорируют существующие на рынке бизнес-правила и специфику текущих процессов, навязав регуляторную политику исходя только из собственных соображений. На мой взгляд, в случае с внедрением «Меркурия» работа была построена продуктивно, поскольку Россельхознадзор в лице Николая Власова очень активно контактировал с бизнесом и прислушивался к нашему мнению. На этот раз диалог власти и бизнеса оказался результативным и велся на равных партнерских условиях.

R&L: Как вы оцениваете текущие эффекты от системы – как положительные, так и отрицательные – для рынка в целом и для торговых сетей?

 - рис.2

Г. Ремонтов: Нельзя однозначно говорить о том, что кто-либо из игроков получил определенные материальные выгоды от внедрения проекта. Все мы играем по единым правилам, и появление любого дополнительного государственного регулятора для бизнеса так или иначе будет означать дополнительную финансовую нагрузку. Однако, справедливости ради, добавлю, что в данном случае компании получили и ряд преимуществ, о которых я расскажу немного позже.

Отрицательных эффектов я в принципе не вижу. В конце концов, ветеринарная экспертиза и сопроводительная документация существовали и ранее, эта тема никак не могла стать для отрасли сюрпризом.

 - рис.3
Ветеринарная экспертиза и сопроводительная документация существовали и ранее, эта тема никак не могла стать для отрасли сюрпризом

R&L: Какие первоочередные вопросы пришлось решить для успешного внедрения «Меркурия»?

Г. Ремонтов: В первую очередь мы изучали процессы, которые будут затронуты в результате внедрения системы, – т.е. практически все, начиная от приемки товара от внешнего поставщика до перемещения внутри торговой сети. Единственный процесс, которого не коснулись перемены, – это процесс реализации товара2.

Необходимо было понять, как они функционировали в рамках действующего законодательства. Например, поскольку действующим законодательством у нас предусмотрен оборот товара с бумажными ветеринарными справками, значит, необходимо было уяснить, каким образом мы будем работать, если «бумага» уйдет на второй план, а вместо нее появится электронный документ, который, несмотря на свою неосязаемость, должен быть доступен для чтения информационной системой (если он входящий) либо быть сформирован в ней (если исходящий).

В ходе подготовительных работ мы также обсудили с бизнесом все возможные критические точки и осуществили запуск системы в режиме private-интерфейса. Мы запустили пилоты на одном РЦ и в нескольких магазинах, пообщались с ключевыми поставщиками и выработали определенный набор требований, в рамках которого нам предстояло работать с «Меркурием». Конечно, эти требования согласовывались и с другими сетями, чтобы на выходе поставщики не столкнулись с перечнем не коррелируемых между собой условий.

R&L: Удалось ли на текущий момент добиться единообразия?

Г. Ремонтов: Пока еще не во всем. Сейчас ведется обсуждение унификации требований к маркировке в рамках сообщества ECR. Насколько мне известно, вопрос закрыт на 95%.

После окончания пилота мы приступили к реализации решения, провели пилот в масштабах всей сети, и 1 июля состоялся официальный запуск системы.

Не секрет, что некоторые нетиповые процессы, которые не являются объемными, мы оставили пока на «ручном приводе», т.е. работаем с ними через web-интерфейс с помощью наших сотрудников, без дополнительной интеграции. Обусловлено это тем, что потребность в осуществлении нестандартных процессов появляется не так часто, и их автоматизация, само собой, требует серьезных финансовых затрат. Логично, что любое предприятие идет по пути уменьшения издержек, поэтому некоторые бизнес-процессы пока осуществляются в web-интерфейсе. Ничего страшного в этом мы не видим, ведь рано или поздно полный цикл работы системы «Меркурий» будет полностью автоматизирован. Главное – что все требования законодательства при этом мы выполняем.

 - рис.4
Допущение какой-либо ошибки при работе с «Меркурием» связано с довольно серьезным риском непринятия товара торговой сетью

R&L: Остались ли какие-либо нерешенные вопросы со стороны как регуляторов, так и разработчиков системы?

Г. Ремонтов: Был период, когда производительность системы вызывала у нас множество опасений. Но тем не менее на сегодняшний день она работает стабильно, более того, ее производительность значительно выросла со дня запуска пилота. Критичных недоработок, которые могли бы так или иначе повредить бизнесу, уже не осталось.

Единственная задача, пока еще полностью не решенная, – это отражение в «Меркурии» операций по копакингу. Например, в рамках продажи комплекта один товар подлежит сертификации, второй – нет, либо оба подлежат, но изготовлены разными производителями. Вопрос, как с этими товарами работать, пока остается открытым. И хотя копакингом пользуются не все ритейлеры, мы надеемся, что в ближайшее время указания от регулятора все-таки будут получены.

R&L: Насколько готовы оказались поставщики «Дикси» к 1 июля? Как сеть вела с ними работу в преддверии запуска и сейчас?

 - рис.5
В первую очередь я рекомендовал бы отслеживать такие моменты, как расхождение в части фактически отгруженной продукции и информации в электронных документах

Г. Ремонтов: Мы прекрасно понимали, что доля поставщиков, которые перейдут на новую систему к 1 июля, не будет 100%-ной, несмотря на то что начиная с этой даты работать без «Меркурия», продавая подконтрольную продукцию, было невозможно. Соответственно все наши поставщики разделились на три крупных лагеря. Одни разрабатывали собственные интеграционные решения для работы с «Меркурием». Вторые использовали решения операторов EDI, которые на базе уже отработанных процессов интеграции формировали необходимые транзакции в системе «Меркурий». Третьи ограничились работой в web-интерфейсе. Отмечу, что для небольших локальных производителей, поставляющих продукцию максимум в 10 магазинов федеральной торговой сети, возможностей web-интерфейса более чем достаточно.

Мы на регулярной основе проводили семинары для поставщиков, и в т. ч. подготовили для них презентацию, в которой показали, каким образом можно выполнить требования федеральной торговой сети «Дикси», используя только веб-интерфейс и не затратив ни единого рубля на интеграцию своих систем. Конечно, трудозатрат избежать было невозможно, но соблюдение наших требований представлялось вполне реалистичным. Специально для скептиков мы продемонстрировали пошаговую инструкцию работы в web-интерфейсе, подробно разъяснив все действия, которые должно выполнить уполномоченное лицо со стороны производителя или поставщика, чтобы отгрузить нам товар в соответствии с требованиями законодательства.

Таким образом, хотя стопроцентного перехода на «Меркурий» не произошло, все поставщики благополучно работают в системе.

R&L: Звучат ли с их стороны жалобы на сложности новой модели работы?

 - рис.6
Критичных недоработок системы, которые могли бы так или иначе повредить бизнесу, уже не осталось

Г. Ремонтов: Жалобы всегда есть, когда появляется новый инструмент, с которым нужно учиться работать. Но тем не менее я не могу сказать, что поставщикам пришлось сделать серьезные инвестиции в данный проект. За исключением, пожалуй, транснациональных производителей, для которых критично важной задачей стало выполнение в рамках «Меркурия» требований торговых сетей по расширению маркировки, т.е. маркировке коробов. Этот вопрос очень долго не удавалось согласовать, поскольку его решение означало крупные инвестиции в производственные мощности. У большинства производителей маркировка имеет статичный вид, и только часть информации в перфорации либо термопечатью наносится непосредственно на производстве. Мы же требовали нанесения сложного типа маркировки. Но поскольку такой вариант полностью соответствовал международным стандартам, многие поставщики в итоге согласились с нашими условиями.

R&L: Какие ошибки в основном допускают поставщики при работе с «Меркурием»? Что бы вы рекомендовали им для улучшения качества работы?

Г. Ремонтов: Допущение какой-либо ошибки связано с довольно серьезным риском непринятия товара торговой сетью. Поэтому в первую очередь я рекомендовал бы отслеживать такие моменты, как расхождение фактически отгруженной продукции электронным документам. Нередко мы встречаем различия в номерах ТТН, в датах производства. Система «Меркурий» расценивает такие документы как некорректные, а следовательно, поступившие товары – как несертифицированные.

Добавлю, что работать с «Меркурием» можно как бесплатно, так и за деньги. Вопрос решается самостоятельно самими производителями исходя из практических соображений. С точки зрения документации мы не увидим разницы, сформированы ли они в учетной системе (и подписаны уполномоченным лицом) либо вручную. Федеральные торговые сети работают с заказом через EDI, соответственно в требованиях к поставщикам в рамках «Меркурия» прописан максимум необходимых связующих элементов. Это номер заказа, номер ТТН, который соответствует EDI DESADV, глобальный идентификатор товара и точки отгрузки GTIN и GLN. Эта информация и предварительный обмен мастер-данными между торговой сетью и поставщиком по объему поставляемой продукции гарантируют беспроблемную приемку товара и своевременное обновление.

R&L: Одним из наиболее животрепещущих вопросов, связанных с «Меркурием», был вопрос интеграции с уже действующими в сетях системами. Как в «Дикси» была решена эта проблема?

Г. Ремонтов: Если бы мы не начали тестирование системы около двух лет назад, у нас могли бы возникнуть серьезные проблемы. Очевидная ошибка многих участников процесса – это желание отложить все до последнего – по принципу «авось отменят». Само собой, решать все вопросы оперативно нам удавалось далеко не всегда – приходилось на регулярной основе встречаться с разработчиками и передавать им систематизированный список проблем от сетей. Изначально была довольно слабая линия поддержки, что, конечно, было связано со множеством неудобств. Однако со временем система работала все стабильнее, соответственно, потребность в услугах службы поддержки снижалась, и сейчас мы вообще редко задумываемся о ее существовании.

Отмечу, что мы в «Дикси» самостоятельно разрабатывали решение, отказавшись от покупки коробочного решения. На текущий момент остался ряд мелких проблем, но их нельзя отнести к критичным. В целом все работает стабильно.

R&L: Какие бизнес-преимущества получила или планирует получить ваша сеть от запуска системы (не считая соответствия требованиям закона)?

Г. Ремонтов: Во-первых, мы получили стопроцентный business value за счет отказа от закупок бланков государственного образца, которые стоили немалых денег, особенно с учетом объемов наших транзакций.

Во-вторых, расширенная маркировка дает нам возможность проводить качественный анализ состояния товара в торговой сети. Мы стали четче понимать, с какими остаточными сроками годности товар был отгружен в магазин, можем оценивать остатки товара не только с точки зрения его количества в магазине или на складе, но и с точки зрения их сроков годности. Такой подход позволяет более эффективно работать с заказом товара, а также формировать успешную акционную политику.

Наконец, если раньше сопроводительные документы необходимо было проверить визуально, обработать, занести в реестр и отправить в архив, где они должны были храниться в течение определенного законом срока, теперь необходимость в обработке и хранении бумажной документации полностью отпала, что означает экономию и финансовых, и человеческих ресурсов. А с учетом того, что юридически значимые бухгалтерские документы также были переведены в электронный формат, объем нашего архива значительно уменьшился.

R&L: Как вы оцениваете защищенность системы с учетом возможных хакерских атак?

Г. Ремонтов: Система построена по принципу нескольких «зеркал», т.е. в случае падения одного фрагмента остальные будут работать. Мы несколько раз наблюдали снижение производительности, но все проблемы решались благодаря наличию резервных мощностей. Как представитель торговой сети могу сказать, что на нашей стороне системы находятся в полной безопасности, поскольку мы работаем через те технические шлюзы, которые предоставляет нам «Меркурий». И напрямую в наши инфосистемы информация из «Меркурия» никаким образом не передается. У нас есть выделенный интеграционный модуль, предназначенный для взаимодействия с «Меркурием». И в случае если он «упадет» и мы получим уведомление от регулятора относительно остановки работы системы, мы продолжим работать в обычном режиме.


1 Автоматизированная информационная система «Меркурий» предназначена для электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов при их производстве, обороте и перемещении по территории Российской Федерации.

2 Логика «Меркурия» существенно отличается от логики ЕГАИС. Контроль ЕГАИС распространяется на путь товара от производителя до реализации конечному потребителю. «Меркурий» ограничивается прослеживанием перемещений между производителем и торговой сетью, потребитель же, расплачиваясь на кассе, не получает никакой информации о существовании данной системы. Если в ЕГАИС предусмотрен 100%-ный контроль за всеми произведенными SKU, то в «Меркурии» акцент делается на прослеживаемости. ЕГАИС, обладая информацией о финансовых метриках товара, нацелен на обеление рынка. «Меркурий» в первую очередь обеспечивает условия для вытеснения с рынка контрафактной продукции. Т.е. круг задач, поставленных перед ЕГАИС, немного шире, чем перед «Меркурием».

Рубрика:
{}
Теги: