29.03.2019, 14:24
Количество просмотров

Маркетплейсы как зеркало рынка: золотые стандарты бизнеса в кейсе goods.ru

Каковы шансы у брендов найти своего покупателя на маркетплейсах,
есть ли опасность демпинга из-за популярности сервисов сравнения цен,
каким образом на маркетплейсе можно использовать «большие данные»
и за какими категориями будущее онлайн-торговли, рассказывают Андрей Осокин,
директор по маркетингу, и Константин Маслов, коммерческий директор goods.ru.
Маркетплейсы как зеркало рынка: золотые стандарты бизнеса в кейсе goods.ru
 - рис.1
Андрей Осокин, директор по маркетингу goods.ru

Каковы шансы у брендов найти своего покупателя на маркетплейсах, есть ли опасность демпинга из-за популярности сервисов сравнения цен, каким образом на маркетплейсе можно использовать «большие данные» и за какими категориями будущее онлайн-торговли, рассказывают Андрей Осокин, директор по маркетингу, и Константин Маслов, коммерческий директор goods.ru.

R&L: Как бы вы сформулировали стратегию продвижения вашего маркетплейса на рынке с учетом крайне насыщенного рынка? Как вы отстраиваетесь от конкурентов?

А. Осокин: В первую очередь нас продвигает сама стратегия goods.ru – бесстоковая модель, когда мы не ограничены ни в ширине, ни в глубине товаров на витрине. Это выгодно отличает нас от конкурентов и дает возможность предоставить нашим клиентам максимальную ширину ассортимента при высоком качестве сервиса. Если смотреть с точки зрения маркетинговой стратегии, то в первую очередь главная задача – это донести до максимально широкой аудитории наши ключевые преимущества. Попробовав goods.ru один раз, будет тяжело отказаться, поверьте. С другой стороны, очень широкий ассортимент позволяет получить глубокое понимание наших клиентов, их потребностей, особенностей, образа жизни и, исходя из этого, выстроить цепочку коммуникаций.

 - рис.2
Широкий ассортимент позволяет получить глубокое понимание наших клиентов, их потребностей, особенностей, образа жизни

R&L: Есть мнение, что бренды в принципе не имеют возможностей для продвижения на маркетплейсах своих товаров. Так ли это? Какие маркетинговые инструменты и каналы используются на goods.ru для продвижения товаров и брендов?

А. Осокин: Внутри goods.ru мерчанты и вендоры имеют огромное количество инструментов продвижения, которые сопоставимы с поисковыми системами, начиная с медийных баннеров по всей площадке и специальных брендзон и заканчивая возможностью показывать таргетированные сообщения клиентам, максимально заинтересованным именно в их товаре, стимулировать оставлять отзывы на свои товары, проводить исследования, собирать обратную связь, тестировать новые продукты и многое другое.

R&L: Не секрет, что пользователи по-прежнему при выборе товара в сети предпочитают поисковики. И не факт, что они приведут именно на вашу площадку (проверено на личном опыте). Как вы решаете эту проблему?

А. Осокин: Мы прикладываем много усилий к увеличению узнаваемости бренда goods.ru. Это и размещение на ТВ, в различных медиа, много интеграций с известными блогерами и лидерами мнений. И безусловно, это отзывы самих покупателей, которые говорят о нас больше, чем мы сами. Доверие, вызванное положительными рекомендациями самих покупателей, – один из главных драйверов.

R&L: Какие рекламные каналы являются наиболее перспективными для маркетплейса?

А. Осокин: Будучи технологической компанией, мы используем все доступные на рынке инструменты, добавляя в них свои технологические ноу-хау. Мы собираем всю возможную информацию как о наших покупателях, так и просто о посетителях и используем ее в разнообразных рекламных активностях, чтобы предлагать людям то, что им нужно и когда им это нужно. Это позволяет существенно повысить эффективность нашего маркетинга.

R&L: Сервис сравнения цен – нет ли в нем угрозы бесконечного демпинга? Как его воспринимают продавцы и как реагируют те, кто предлагает самые высокие цены?

 - рис.3
Константин Маслов, коммерческий директор goods.ru

К. Маслов: Хороший вопрос! На площадке goods.ru покупатели видят цены не только продавцов, размещающих свои предложения на площадке, но и цены крупных ритейлеров, которые пока к нам не присоединились. Мы считаем, что это важная информация, которая очень востребована покупателями. Благодаря этому функционалу покупатели получают представление об уровне цен на goods.ru и принимают осознанное решение о выборе места покупки. Мы считаем, что возможность сравнивать цены и покупать по лучшей цене – одно из ключевых преимуществ нашего маркетплейса.

Что касается отношения продавцов, то большинство воспринимает возможность покупателей сравнивать цены как данность онлайнрынка и не возражает против этого. К тому же сервис сравнения цен помогает не только покупателям, но и самим продавцам – ведь он дает возможность донести до покупателей информацию о том, что у продавца хорошие цены.

Если говорить про опасения по поводу стимулирования демпинга, то мы считаем, что они беспочвенны. Маркетплейс – это лишь отражение рынка в целом. Если на рынке идут ценовые войны, то они идут независимо от того, есть сравнение цен на маркетплейсах или нет. Наша задача – обеспечить равные конкурентные условия для продавцов на площадке, а дальше каждый продавец решает, какую ценовую стратегию он для себя выберет.

R&L: Примечательно, что в вашем последнем исследовании лидерами оказались детская группа товаров и зоотовары. Это связано с правильным маркетингом, демографической ситуацией или большей активностью молодых покупателей?

К. Маслов: Мы целенаправленно решили развивать FMCG-категории, т. к. в этих категориях наблюдается высокая частотность покупки. Покупатель, однажды получив положительный опыт покупки FMCG-товаров на goods.ru, возвращается к нам вновь и вновь. В итоге, несмотря на более низкий средний чек, life time value таких покупателей для нас получается выше. Кроме того, совершая покупки на goods. ru, покупатели накапливают бонусные рубли по нашей программе лояльности. И эти бонусные рубли очень удобно тратить как раз на товары повседневного спроса, которые клиентам в любом случае надо покупать.

Мы потратили немало усилий для развития FMCG-категорий. Так, например, по детским товарам и товарам для животных наш ассортимент шире, чем у любого другого ритейлера, а цены максимально конкурентные благодаря большому количеству продавцов на площадке, а также программе «Гарантия лучших цен».

R&L: Какие товарные категории наиболее перспективны для онлайн-продаж и продаж на маркетплейсах в частности? Как будет выглядеть этот сегмент через несколько лет? Насколько готова ваша площадка к дальнейшему расширению, какие здесь возможны барьеры?

 - рис.4

К. Маслов: Мы как маркетплейс хотели бы предоставить возможность клиентам удовлетворять все свои потребности в покупках на нашей площадке. Поэтому нам интересны все категории, включая даже нематериальные – цифровой контент и услуги. Если говорить о самых объемных сегментах рынка – это БТиЭ, одежда и товары повседневного спроса, включая продукты питания. Мы начали развивать свой маркетплейс с категорий, не требующих особых условий хранения/ транспортировки и специальных лицензий на торговлю. Сейчас практически все эти категории очень хорошо представлены на площадке. В этом году мы начнем активно развивать уже более сложные категории – одежду, лекарства, ювелирные изделия, а также свежие продукты питания. Делать это мы планируем совместно с партнерами, являющимися специалистами в этих категориях. Вопросы с логистическими сложностями и законодательными ограничениями мы планируем решать в том числе с помощью сервиса «закажи и забери » – возможностью для покупателя забрать товар непосредственно из магазина, и доставкой силами мерчантов.

Уже сейчас на площадке хорошо представлены почти все категории товаров, не требующих специальных условий хранения/транспортировки или лицензирования.

R&L: В чем вы видите слабые места коммуникаций с клиентами на маркетплейсах в целом? Как вы выстраиваете работу со своими клиентами?

А. Осокин: Единственное узкое место всех маркетплейсов – это невозможность иметь суперглубокую экспертизу во всех без исключения товарных группах. К примеру, товары для экстремальных видов спорта, где покупателю требуется персональная консультация в подборе экипировки. Но это с лихвой компенсируется шириной ассортимента, качественным сервисом и выгодными условиями. Маркетплейсы закрывают большую часть потребности человека в товарах.

R&L: В чем особенность вашей программы лояльности, есть ли отличия от программ обычных интернет-магазинов? Какие еще методы привлечения и удержания клиентов вы используете?

А. Осокин: У goods.ru в настоящий момент одна из самых выгодных для потребителя программ лояльности. Мы начисляем кешбэк бонусными баллами за каждую покупку, которыми вы сможете оплатить до 50% последующих покупок. Помимо этого, у нас есть программа «Гарантия Лучших цен», в рамках которой мы мониторим цены основных игроков рынка и позволяем покупателю приобрести товары по одной из самых выгодных для него в настоящий момент цен. Все это вкупе с большим ассортиментом и качественным сервисом стимулирует клиентов возвращаться на goods.ru вновь и вновь.

R&L: Как на маркетплейсе используются большие данные? Согласны ли вы с тем, что people-based таргетинг и people-based marketing – это золотой стандарт будущего e-commerce?

 - рис.5

А. Осокин: Это золотые стандарты настоящего! Мы собираем все доступные нам данные – клики, модель поведения, транзакции. Мэтчим пользователя на разных устройствах, анализируем, какими каналами коммуникаций он пользуется, по каким рекламным объявлениям кликает. Все это агрегируется в наших внутренних хранилищах данных, позволяя использовать накопленные знания о клиентах во множестве внутренних и внешних систем, выстраивая целостную экосистему персональных коммуникаций с клиентами.

R&L: Каким вы видите будущее маркетинга с точки зрения глобальной автоматизации и роботизации?

А. Осокин: Маркетинг станет еще более технологичным, где большая часть активностей будет управляться сложными алгоритмами и нейросетями. Однако самое важное – не потерять при этом понимание человека, его индивидуальности. Не исключаю, что внутри маркетинга должны появиться специалисты по психологии, которые помогут нам понять глубинные мотивы в поведении людей и учесть их в построении алгоритмов и систем.

R&L: И в целом ваша позиция относительно будущего российского ритейла: останутся ли в перспективе 10–15 лет небольшие магазины или они будут неизбежно «каннибализированы» крупными игроками? Являются ли для первых маркетплейсы своего рода спасательным кругом?

А. Осокин: Достижение абсолютного господства и монополии на рынке невозможно, и более того – вредно рынку. Клиент должен получать возможность выбирать не только товары, но и продавцов, площадки и т. д. Маркетплейсы займут отдельное место в жизни большинства, сняв с людей необходимость тратить на обеспечение своих постоянных покупок много времени. При этом нишевые игроки, равно как и крупные омниканальные компании, останутся на рынке и будут частью общей экосистемы нового ритейла. Средним и небольшим игрокам будет оптимальным использовать маркетплейсы как глобальные витрины для доступа к массовому покупателю и уходить в специализацию, о которой я говорил выше.

Рубрика:
{}
Теги: