Все новости
16:46, 31 Марта
DEW – новый российский бренд бытовой химии
16:29, 31 Марта
Завод Toyota в Петербурге стал собственностью ФГУП «НАМИ»
15:20, 31 Марта
Пользователи Яндекс Маркета теперь могут порекомендовать сервису любимые магазины
15:15, 31 Марта
Рост оборота крупных российских ритейлеров замедлился
14:02, 31 Марта
Tesla открыла продажи пива под своим брендом по €89 за набор из трёх бутылок
12:32, 31 Марта
Более трети предпринимателей не намерены маркировать рекламу
11:50, 31 Марта
Склады электроники переполнились из-за падения спроса
10:55, 31 Марта
«Лента» открывает собственные точки продажи табачной продукции
10:39, 31 Марта
Американский производитель респираторов и cкотча 3М нашел покупателя на бизнес в России
09:40, 31 Марта
Бывшие рестораны «Макдоналдс» в Беларуси и Казахстане заработали под брендом «Мы открыты!»
05.11.2019

Рынок автокредитования: трейд-ин, искусственный интеллект

51.jpg

Рост обращений в банки за получением кредитов на приобретение автомобилей подталкивает банки к ускоренной автоматизации процессов оценки заявок. Например, для оценки платежеспособности заемщика используется интеграция с рекрутинговыми базами и сервисами поиска работы. В чем нюансы цифровизации кредитования, а также каковы главные тренды рынка, рассказал Денис Середенко, управляющий директор ПАО «Плюс Банк».

R&L: Какая доля рынка в среднем приходится на одну финансово-кредитную организацию?

Д. Середенко: По нашим оценкам, мы занимаем приблизительно 2% рынка автокредитования. Данный рынок достаточно диверсифицированный и конкурентный, здесь не присутствует игроков с доминирующей долей рынка, как, например, на других сегментах финансового рынка, таких как расчетные карточные продукты или рынок эквайринга. Максимальная доля рынка одного игрока не превышает 12%.

R&L: Каков портрет среднего заемщика? 

Д. Середенко: Мы работаем во всех регионах страны, поэтому какой-то особенно региональной специфики у нас нет. Да, портреты клиентов, уровень риска отличаются от региона к региону, но это не означает какого-то значительного дисбаланса в работе с регионами. Возрастные ограничения и вообще оценка риска заемщика не сильно отличаются от других видов кредитования, наверное, за исключением ипотеки, где кредиты имеют более длинный срок погашения. Отличие автокредита от потребительского состоит в том, что банк получает обеспечение в виде залогового имущества – автомобиля. В остальном оценка риска, платежеспособности клиента близка потребительскому кредитованию.

52.jpg

R&L: Какая часть заемщиков собирается приобретать автомобиль в трейд-ин?

Д. Середенко: Компании, занимающиеся реализацией автомобилей, как официальные производители, так и неофициальные, занимающиеся вторичным рынком, достаточно давно осваивают различные инструменты привлечения покупателей. Трейд-ин не исключение и является одной из этих опций. Подавляющее большинство дилеров предлагают такие услуги. Дать количественную оценку объемов трейд-ин сделок достоверно мы не можем, так как эта операция проходит вне кредитной сделки банка и оформляется самим дилером.

R&L: Какие категории и марки автомобилей приобретаются (в том числе) в кредит наиболее часто?

Д. Середенко: Структура сделок в части марок и моделей автомобилей при купле-продаже автомобилей с участием кредитных средств не отличается от сделок без участия таковых. Заметным лидером являются автомобили марки Lada. Далее с не очень большой разницей следуют Tоyota, Nissan, Hyndai и KIA. Если говорить о конкретных моделях, то это Ford Focus, Lada2114, Lada2107.

R&L: Какую часть рынка составляют подержанные авто?

Д. Середенко: В среднем по России доля продаж новых автомобилей составляет ~22%, но есть регионы, такие как Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, где доля продаж новых авто заметно выше средних показателей. Например, в Москве она составляет 43%.

53.jpg

R&L: Какова в целом ситуация с продажами автомобилей, изменилась ли с падением платежеспособности роль автокредита?

Д. Середенко: В горизонте ретроспективы прошедшего полугодия, согласно статистике, полученной из нескольких источников, мы наблюдаем существенный рост общих объемов автокредитования на российском рынке. Рынок растет, в отдельных сегментах автокредитования рост достигает 30%.

Одновременно с этим я бы не говорил о каком-то значительном повышении стоимости риска на рынке. Доля продаваемых в кредит новых авто сейчас порядка 40%, б/у – порядка 20%. Для сравнения, в США это примерно 60% по тем и другим.

R&L: Наиболее распространенные сроки автокредитования?

Д. Середенко: От 2,5 до 3 лет. Эти сроки обусловлены прежде всего уровнем доходов заемщиков.

R&L: Насколько популярны и чем привлекательны для банков, ритейлеров и потребителей автокредиты с выплатой финальной суммы в десятки процентов от стоимости автомобиля? Есть ли здесь какие-либо риски?

Д. Середенко: Автодилеры изыскивают различные способы повысить привлекательность своих предложений. Продукт с отложенным финальным платежом особенно популярен у официальных дилеров, так как дополнительно стимулирует клиента сдать свой автомобиль в трейд-ин. Этот финальный платеж подразумевает, что в конце обслуживания кредита клиент сдает свой автомобиль в трейд-ин и тем самым осуществляет гашение этого финального платежа в кредитном графике. Такая схема кредитования сейчас набирает популярность, особенно у официальных дилеров, которые максимально заинтересованы в сохранении лояльности клиента определенному бренду. Существует дополнительный риск, так как такой график платежа предусматривает значительную единовременную выплату заемщиком финальной суммы и потенциально несет в себе риск потребности реструктуризации кредита на этом этапе.

R&L: Насколько динамично проходит автоматизация процессов скоринга и принятия решения по автокредитованию? Используются ли здесь технологии искусственного интеллекта и машинного обучения?

Д. Середенко: Очень хороший вопрос. Мое личное мнение, что аспекты, в которых финансовые организации могут конкурировать между собой, значительно сокращаются со временем. Ценовая или продуктовая конкуренция в кредитовании имеет уже высокую степень зарегулированности, и поэтому остаются три основных аспекта, в которых банки могут соревноваться между собой за клиента:
  • эффективность внутренних бизнес-процессов, в том числе качества и надежности работы кредитного конвейера. Построение такой бизнес-модели, которая настроена на постоянное совершенствование всех аспектов работы, начиная от качества продукта и заканчивая электронными каналами продаж и обслуживания; 
  • постоянная модернизация и качество электронных каналов обслуживания;
  • модель управления рисками.
В связи с этим автоматизация процессов скоринга и принятия решения крайне важна для современной финансовой организации. Технологии искусственного интеллекта и машинного обучения начинали свое освоение финансового сектора именно с области оценки риска и принятия кредитных решений. Сейчас уже в большом количестве банков, особенно в розничном сегменте, решения о выдаче кредита принимают автоматизированные системы на базе технологий машинного обучения. Плюс банк исторически не развивал это направление автоматизации, поэтому здесь есть большой потенциал для развития, которым мы уже активно занимаемся.

51_2.jpg

R&L: Как в целом меняется ИТ-ландшафт в сфере автокредитования под влиянием рыночных факторов?

Д. Середенко: Если говорить о какой-то специфичной ИТ-трансформации, характерной для бизнеса автокредитования, то здесь я бы отметил значительное увеличение интеграционных связей информационных систем. Появляется потребность технологической, автоматизированной интеграции с большим числом внешних систем и сервисов, таких как различные БКИ, сервисы учета банкротов, сервисы ГИБДД, автостата и т. д. Например, возвращаясь к тому же аспекту оценки платежеспособности заемщика, современные системы интегрируются даже с рекрутинговыми базами и сервисами поиска работы, для того чтобы предварительно оценить адекватность заявленной зарплаты относительно должности по потенциальному заемщику. Все эти данные должны консолидироваться для последующего использования в аналитических системах, использующих технологии искусственного интеллекта.

R&L: Есть ли принципиальные изменения в методологии оценки клиента и принятии решения о предоставлении автокредита, и чем они обусловлены?

Д. Середенко: Значительной разницы в оценке платежеспособности потенциального заемщика в рамках автокредитования и в рамках, например, потребительского кредитования нет. Безусловно, финансовая организация принимает во внимание модель, год выпуска, стоимость автомобиля, проверяя эти параметры на коррелятивность.
Понравился материал? Поделись
Подписывайтесь на канал RETAIL-LOYALTY.ORG  на Яндекс.Дзен