25.08.2020, 10:40
Количество просмотров

«Леруа Мерлен»: коммерческий успех компании зависит в том числе от степени ее ответственности!

Нельзя позиционировать себя как социально ответственную компанию и не придерживаться этих принципов на практике – уверена Екатерина Иванова, руководитель направления социально-экологической ответственности «Леруа Мерлен», с которой мы поговорили об особенностях реализации концепции устойчивого развития.
«Леруа Мерлен»: коммерческий успех компании зависит в том числе от степени ее ответственности!
 - рис.1

Нельзя позиционировать себя как социально ответственную компанию и не придерживаться этих принципов на практике – уверена Екатерина Иванова, руководитель направления социально-экологической ответственности «Леруа Мерлен», с которой мы поговорили об особенностях реализации концепции устойчивого развития.

R&L: Чем обусловлена значимость для корпораций стратегии устойчивого развития? Каким образом выбираются направления, в которых компания намерена принимать участие?

Е. Иванова: Каждая компания на определенном этапе вырабатывает собственную модель устойчивого развития, которая существенно отличается от прежнего видения корпоративной социальной ответственности. КСО в классическом понимании – это прежде всего благотворительность, добрые и полезные дела, направленные в том числе на укрепление имиджа социально ответственного бренда. Иначе говоря, эта деятельность – за рамками основного бизнеса компании – представляла собой своего рода надстройку. Под устойчивым же развитием мы понимаем единую систему, в рамках которой компания оценивает свое экономическое, экологическое и социальное воздействие и принимает решения, исходя из результатов этой оценки. В этом плане наша основная задача – сделать так, чтобы позитивный эффект этого воздействия был максимальным, а негативный – минимальным. Понятно, что полностью исключить воздействие на окружающую среду мы не можем – с точки зрения потребления ресурсов, например, зато можем его улучшить, сделать наш бренд полезным для клиентов и сообщества в целом. Этот аспект очень важен для крупного бизнеса, чье воздействие соразмерно масштабу его деятельности.

Реализация концепции устойчивого развития требует выработки системного подхода к решению экологических и социальных проблем, а также умения не только оценивать уровень воздействия производственных и прочих процессов на окружающую среду, но и управлять ими. 
К сожалению, человечество очень долго игнорировало очевидную, казалось бы, вещь: мы являемся частью экосистемы планеты, а не автономной единицей. Теперь нам приходится исправлять многие допущенные ошибки.

Кроме того, компании, работающие на международном уровне, однозначно настроены на долгосрочное развитие, а не на получение сиюминутной выгоды. А значит, они заинтересованы в том, чтобы их бизнес постоянно совершенствовался и имел ресурсы для развития в будущем. И чем более далекая перспектива заложена в стратегию развития компании, тем проще и важнее для нее следовать принципам устойчивого развития. 
Данной позиции придерживается и «Леруа Мерлен» как один из лидеров DIY-рынка. В мировых масштабах мы давно занимаемся реализацией этой концепции, будучи частью группы компаний ADEO. И теперь наша задача – достичь таких же результатов в России, усилить положительное влияние и стать действительно полезными нашим клиентам. Ведь фактически от этого зависит и наш коммерческий успех.

 - рис.2

R&L: Какие аспекты представляют для вас наибольшую ценность, на каких направлениях вы делаете акцент в рамках развития стратегии устойчивого развития?

Е. Иванова: Прежде всего мы выявляем те области, где наше воздействие оказывается наиболее значительным. Как ритейлер мы работаем с товарами, логистикой, клиентами и располагаем значительным штатом сотрудников. Соответственно, наша стратегия включает такие направления, как работа с товарным предложением с точки зрения использования меньших объемов ресурсов при производстве, обеспечение безопасности продукции для клиентов, а также продвижение принципов разумного потребления.

Второе важное направление – это усовершенствование наших собственных операций и работа с сотрудниками. Мы не можем позиционировать себя как социальную ответственную компанию и рассуждать об ответственном потреблении, если сами не являемся таковыми. Поэтому для уменьшения нашего собственного экологического следа мы ведем активную работу в сфере логистики, строительства и эксплуатации зданий, управления отходами.

Третье направление – это взаимодействие с местными сообществами. Каждый магазин в городе является представителем бренда и имеет возможность самостоятельно принимать решения, касающиеся поддержки локальных социальных активностей. Таким образом мы становимся частью локальной экосистемы и максимизируем положительное воздействие на местную окружающую среду через социальные проекты и тесное общение с жителями – нашими клиентами.

Конечно, успех реализации всех этих проектов зависит от сотрудников компании, поэтому для нас особенно важно вовлекать их, обучать, давать свободу для проявления лидерства в развитии этого направления.

Что касается ключевых направлений деятельности, для России особенно важна работа с отходами. Система грамотного управления отходами только начинает выстраиваться в нашей стране, и мы рассчитываем внести в это дело свой позитивный вклад через уменьшение количества мусора и повышение уровня переработки отходов.

 - рис.3

R&L: Вы упомянули локальные экосистемы – иначе говоря, вы взаимодействуете как с органами местной власти, так и с другими организациями, представленными на территории присутствия «Леруа Мерлен»?

Е. Иванова: Все верно. Мы взаимодействуем с очень широким кругом заинтересованных сторон, начиная с местной администрации и заканчивая общественными и некоммерческими организациями. У нас очень много разноуровневых партнеров, мы ведем множество локальных и федеральных проектов с различными НКО. Надо сказать, социальные проекты мы ведем с момента появления нашей компании в России, только масштаб их меняется. Сегодня мы с большой радостью можем говорить об успешных проектах с крупными некоммерческими организациями, занимающимися решением социальных проблем в России.

R&L: Есть ли примеры, когда инициатива в области устойчивого развития пришла «снизу» и была взята на вооружение?

Е. Иванова: Авторство большинства идей принадлежит сотрудникам магазинов, в том числе проекты по раздельному сбору отходов, которые мы разрабатываем для наших клиентов. Они видят запрос на такие проекты, особенно в городах, где система раздельного сбора развита очень слабо. Также на уровне магазинов зарождаются практически все социальные проекты. Например, в этом году «Леруа Мерлен» очень активно участвует в программе «Том Сойер Фест» на федеральном уровне, в рамках которой наши сотрудники в качестве волонтеров помогают в восстановлении исторических объектов. Изначально это была точечная акция в одном из городов, инициатором был наш сотрудник. Таких примеров очень много…

 - рис.4

R&L: Насколько в целом персонал вовлечен в социальные программы сети?

Е. Иванова: Вовлеченность персонала – ключевой фактор успеха всех программ, ведь именно сотрудник магазина – лицо компании, он встречает клиента каждый день. Далеко не столь важен даже бюджет проектов кампании. В «Леруа Мерлен» работают более 35 тысяч сотрудников. Без поддержки наших людей мы бы, честно говоря, не справились и уж точно не достигли бы результатов, которыми можно гордиться. 
Большинство проектов серьезно дорабатываются по итогам обратной связи от магазинов.

Поэтому большую роль играют обучение и коммуникация – не всем людям понятны аспекты, связанные с ответственным использованием сырья или с разделением отходов. Если мы сможем донести до сотрудников все нюансы, они успешно донесут их до покупателя. Очень важно, чтобы каждый сотрудник был истинным амбассадором наших проектов.

R&L: Проблема загрязнения окружающей среды пластиком приобрела глобальные масштабы. Какой вклад в решение этой проблемы вносит сеть гипермаркетов товаров для ремонта и обустройства дома «Леруа Мерлен»?

Е. Иванова: Конечно, этот вопрос является для нас сильной головной болью и ключевым аспектом для реализации стратегии в целом. 
Прежде всего это вопрос с упаковкой. Мы начали работать в этом направлении с поставщиками, и основная сложность здесь заключается в количестве наших партнеров, разнообразии их продукции и, соответственно, упаковки. Работа эта требует серьезных временных затрат: кого-то нужно обучить, кого-то переубедить, кого-то даже заставить пересмотреть свой подход. Общий результат при этом будет виден нескоро. Потом нужно донести до потребителя – упаковка должна быть переработана.

Сейчас мы вводим более детальный учет материалов и видов упаковки. Упаковка часто даже не маркируется или маркируется неправильно, как следствие – ее невозможно переработать. Это нужно исключить, а также развить использование легкоперерабатываемой моноупаковки (из одного материала), если она действительно нужна для защиты товара.

Второе важное направление работы – использование вторичных материалов в составе товаров. До недавних пор (а где-то и до сих пор) у россиян было серьезное предубеждение против такого подхода, даже в составе строительных материалов. Наша задача – расширять использование вторичных материалов в составе нашей продукции. При грамотном подходе к производству качество остается стабильным, а в ряде случаев может быть даже улучшено.

Чтобы развивать это направление, необходимо стимулировать людей сдавать вторсырье: на рынке имеется серьезный дефицит.

 - рис.5

R&L: Каким образом у вас организованы пункты по сбору подлежащей утилизации продукции?

Е. Иванова: Полноценные пункты по сбору и переработке вторсырья мы пока не развернули: к сожалению, пандемия внесла свои коррективы в наши планы, и многие проекты пришлось притормозить, в т. ч. и развитие пунктов. На сегодняшний день мы собираем опасные отходы – батарейки и лампы. Переработка батареек находится в ведении челябинского завода «Метрополис ресурс», обезвреживание ламп – в зоне ответственности локальных компаний. По прочим видам отходов мы пока ограничиваемся разовыми акциями, которые проводим в определенные временные промежутки в разных городах. Нам было важно понять, как работать с этой темой, как взаимодействовать с клиентами. На мой взгляд, акции оказались довольно успешными, от людей мы получали в основном положительную обратную связь.

Что касается партнеров, мы, как правило, работаем с единым оператором, который сортирует отходы и направляет на переработку.

Утилизацию батареек и ламп мы оплачиваем сами. Потребителю достаточно доехать до магазина и оставить батарейки в специальном контейнере. 
Также мы ведем работу с отходами, генерируемыми нашими собственными магазинами и складами. В этом году мы запустили пилот по работе со списанными товарами и планируем в будущем по максимуму отдавать их на переработку.

R&L: Как вы ведете просветительскую работу с потребителями, как стимулируете их сдавать отходы на переработку?

Е. Иванова: Действительно, ритейлеры, являясь посредниками между производителями и потребителями, могут выстроить грамотную коммуникацию с ними. С одной стороны, мы должны вовлечь в этот процесс самих поставщиков, найти способ их мотивировать, организовать обмен лучшими практиками. С другой – необходимо донести до потребителей ценность этой работы, мотивировать их на более экологичный образ жизни, в противном случае все эти проекты потеряют всякий смысл.

Любая наша акция сопровождается коммуникациями с потребителями, в рамках которых мы информируем их о значимости ответственного потребления и их возможностях внести свой вклад. В качестве примера приведу наш проект «Лесомания». Согласно нашей корпоративной политике, мы приобретаем древесину только из ответственных источников. И нам очень важно объяснить это нашим покупателям. Если проблема с отходами более заметна людям, то тема ответственного лесопользования далеко не так понятна. Мы стараемся применять здесь системный подход, очень много внимания уделяем просвещению детей, подростков, молодежи, чтобы они сами как будущие потребители понимали, что и как будут покупать и использовать. А может, даже уже сейчас донесли эту идею до своих мам и пап.

 - рис.6

R&L: Рассматривали ли такие проекты, как возврат использованной мебели по примеру ИКЕА? И возможны ли в принципе коллаборации в рамках таких проектов?

Е. Иванова: Есть принципиальное отличие в наших моделях: ИКЕА – это монобренд, мы же продаем товары разных производителей, включая и бренды, и товары без зарегистрированных торговых марок. Тем не менее мы также работаем над проектами по «зацикливанию» используемых в товарах ресурсов. Также мы стараемся системно подходить к решению задач. Так, делая акцент на «лесной» политике, мы, с одной стороны, требуем от поставщиков соответствия стандартам ответственного лесопользования. С другой – реализуем проекты, нацеленные на сохранение лесных ресурсов. Например, у нас есть программа по лесовосстановлению. Часто к лесовосстановлению относятся формально, ограничиваются посадкой деревьев, не заботясь об уходе, что принципиально важно. Наша задача – показать поставщикам, заинтересованным сторонам положительный пример и результат, убеждая их, что такой подход выгоден им самим, поскольку качественное восстановление леса в будущем обеспечит им качественное сырье.

R&L: Как относитесь к отказу некоторых компаний от бумажных пакетов и возвращению к пластику?

Е. Иванова: Мы согласны с тем, что на изготовление бумажных пакетов требуется слишком много ресурсов. При этом люди редко их используют повторно. Иногда это просто невозможно. Идея использовать биоразлагаемые пакеты оказалась абсолютно нежизнеспособной при текущем состоянии нашего рынка. Единственная экологичная альтернатива  пакету – это многоразовые текстильные сумки. К сожалению, клиенты не очень охотно соглашаются ими пользоваться, поэтому полностью от пакетов отказываться сложно, но мы работаем над этим. И надеемся, что клиенты нас поддержат. Изменение потребительских привычек – процесс длительный и сложный.
R&L: Расскажите о программах по социальной поддержке малоимущих граждан и благотворительных акциях, которые проводит торговая сеть «Леруа Мерлен».

Е. Иванова: Когда мы говорим о социальной ответственности, мы подразумеваем работу с людьми, которые по разным причинам не могут стать нашими клиентами. С теми, у кого есть проблемы с жильем, кто ограничен в возможностях посетить наш магазин и реализовать свои потребности. Наши социальные проекты связаны с ремонтом и обустройством дома. Я уже упоминала проект «Том Сойер Фест», который связан с сердцем нашей профессии, можно сказать, с «позитивным» урбанизмом, объединяющим жителей.

Магазины всегда помогали социальным учреждениям с ремонтом и обустройством – например, детским домам, домам престарелых. На федеральном уровне знаменательным стало партнерство с «Ночлежкой» и в целом работа с людьми, лишившимися жилья и работы. Товарами мы помогли в строительстве реабилитационного центра в Москве. Но, самое главное, мы можем и оказываем содействие в социализации и трудоустройстве людей, лишившихся дома.

Ситуация с пандемией стала краш-тестом для нашей социальной повестки: пришлось очень здорово поработать, чтобы внести в нее коррективы. И сейчас мы вправе гордиться результатами: нам удалось наладить взаимодействие со Всероссийским волонтерским движением «Мы вместе», помочь многим больницам, обеспечивая их масками и товарами первой необходимости.

В этот же период мы запустили очень интересный онлайн-проект – мастер-классы для детей из наших подшефных учреждений: детдомов и НКО, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей. Мы снабжаем детей всем необходимым: материалами, инструкциями, и они своими руками делают самые разные предметы.

R&L: Какими планами на ближайшее время вы можете поделиться?

Е. Иванова: Мы продолжим работу в уже выбранных направлениях, будем реализовывать проекты, которые пришлось отложить из-за пандемии, – в частности, вышеупомянутую программу по работе с отходами. Продолжим развивать «Лесоманию», проекты по восстановлению лесов и пр. Несмотря на сложные обстоятельства, мы не закрываем ни один из проектов – более того, планируем запуск еще нескольких инициатив, зародившихся во время карантина.


 - рис.7
Ирина Антюшинаруководитель отдела по устойчивому развитию бизнеса и корпоративным отношениям Unilever в России, Украине и Беларуси
В Unilever мы реализуем целый перечень проектов, где волонтерская поддержка может являться одним из элементов вовлечения наших сотрудников. Причем спектр таких программ разнообразен и подходит на выбор самой разношерстной аудитории и их интересам. Например, сотрудники могут принять участие в обучающей деятельности Благотворительного фонда «Найди семью», екатеринбургский филиал которого мы поддерживаем уже много лет, выступить в качестве карьерного ментора в рамках нашего сотрудничества с РООИ «Перспектива», посетить субботник или стать волонтером программ наших брендов с социально значимой миссией (Dove, Domestos, «Чистая Линия»). Так у сотрудников появляется возможность не только реализовать свои стремления «сделать доброе дело», но и осознать масштаб и значимость тех проектов, которые реализует Unilever. Что мы не стремимся делать – это превращать волонтерскую деятельность исключительно в развлечение для сотрудников, создавать что-то на один раз, без привязки к нашим долгосрочным кампаниям.
Рубрика:
{}
Теги: