25.09.2020,
10:15
Борис Белоцерковский: Полное восстановление вендинговой отрасли невозможно без поддержки государства
О трендах развития автоматизированной торговли в эпоху пандемии и после нее, а также о пробелах в законодательстве, препятствующих динамичному росту отрасли, мы поговорили с Борисом Белоцерковским, президентом крупнейшего вендингового оператора Uvenco и Национальной ассоциации автоматизированной торговли.
О трендах развития автоматизированной торговли в эпоху пандемии и после нее, а также о пробелах в законодательстве, препятствующих динамичному росту отрасли, мы поговорили с Борисом Белоцерковским, президентом крупнейшего вендингового оператора Uvenco и Национальной ассоциации автоматизированной торговли.
R&L: Как пандемия повлияла на динамику развития вендингового бизнеса?
Б. Белоцерковский: Пандемия коронавируса серьезно затронула индустрию автоматизированной торговли, ведь мы традиционно ориентированы на места с высокой проходимостью. Могу привести цифры по группе компаний Uvenco. На начало апреля мы управляли 15 тыс. торговых автоматов в 65 городах РФ, а также развивали сеть из 480 кафе самообслуживания в офисах SELF в 25 городах.
Пострадало как вендинговое направление компании (в течение апреля оборот сократился на 70%), так и сеть кафе самообслуживания в офисах SELF. С середины марта, по мере перехода крупнейших компаний-клиентов на удаленный формат работы, мы корректировали как количество работающих точек, так и представленный в них ассортимент. В первую очередь была выведена кулинария. До последнего сохранялись выпечка, молочная продукция, готовые десерты и снеки и пр. Мы благодарны клиентам, которые реагировали на изменения с пониманием и говорили, что даже сокращенный ассортимент – это возможность не ходить лишний раз в магазин или кафе.
После принятия решения о нерабочих днях была приостановлена работа более 80% кафе SELF. Продолжали работать те из них, что расположены в государственных учреждениях, больницах, организациях, обеспечивающих жизнь города, и т. п. Сокращение оборота составило около 90% по сравнению с началом марта 2020 года.
В целом по отрасли цифры аналогичные. Во время самоизоляции торговые автоматы работали в медицинских учреждениях, офисах СМИ, складских помещениях. Но это дало не более 10–30% от оборота по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. После окончания самоизоляции открылись сервисные центры, парки. Uvenco, например, установила автоматы в парке «Зарядье». Но, увы, продажи по-прежнему далеки от докризисного уровня. Автоматы в аэропортах также продают мало, при этом договориться о снижении стоимости аренды не всегда получается.
Интересная ситуация складывается с офисами. С одной стороны, продажи из одного автомата чуть выросли, поскольку люди не стремятся лишний раз идти в магазин. Но в среднем общий объем составляет не более половины от докризисной выручки. Основная причина в том, что многие компании оставили часть сотрудников на удаленке и планируют вернуться к прежнему режиму работы не ранее сентября-октября. Дополнительно на и так непростую ситуацию наложился сезон отпусков. К докризисным параметрам загрузки офисов большая часть компаний надеется вернуться в сентябре-октябре, если не будет второй волны со всеми вытекающими последствиями. Отдельные западные компании и вовсе нацелены вернуться в офисы в январе будущего года. Одновременно с этим речь идет о том, что часть сотрудников будет работать дистанционно в постоянном режиме. Мы и сами в Uvenco планируем перевести в удаленный, частично удаленный либо проектный формат до 30% сотрудников: бухгалтерию, юристов, коммуникации и другие поддерживающие службы. Словом, надежды, что продажи в офисах восстановятся до прежнего уровня, у вендинговых операторов нет.
До сих пор не возобновили свою деятельность большинство вендоров, устанавливающие и обслуживающие кофемашины в сегменте HoReCa. Это направление наиболее пострадало в период пандемии, многие кафе закрылись и продолжают закрываться, не договорившись об аренде.
В зависимости от региона есть некоторые отличия в текущем положении дел. Например, Uvenco работает в 65 крупнейших городах. В начале пандемии все они были в разной стадии вхождения в самоизоляцию. Если Москва практически «схлопнулась» в начале апреля, то отдельные регионы продолжали работать в относительно привычном режиме. Наиболее пострадали с точки зрения снижения оборотов Москва, Санкт-Петербург, крупные города Центрального федерального округа – снижение оборотов вендоров попало в вилку 60–80%. В Сибири, на Урале, в Южном федеральном округе – до 60–70%.
Словом, автоматизированная торговля переживает очень непростые времена.
Из позитивного: кризис стал толчком к большему сплочению участников рынка и активным совместным действиям. Так, Национальная ассоциация автоматизированной торговли смогла добиться включения вендинга в число наиболее пострадавших от COVID-19 отраслей. Это позволило некоторой части операторов, имеющих вендинговый ОКВЭД, получить финансовую помощь. Вендинговые компании, которые уточнили ОКВЭД до 47.99.2, также получили право на снижение либо отмену аренды и получение кредита под 2%.
R&L: Сейчас в ряде городов набирает силу тренд по установке автоматов в подъездах. Насколько перспективен этот формат?
Б. Белоцерковский: Мы всерьез задумались об этом направлении в марте-апреле этого года, когда тестировались различные гипотезы развития Uvenco и других операторов в период самоизоляции.
Исходили из того, что данная услуга может быть востребована не только в условиях самоизоляции и ограниченного передвижения людей, но и в дальнейшем. Автоматизированная торговля – это круглосуточно, комфортно, бесконтактно, продукты всегда под рукой. В состав вендингового комплекса включили автомат по продаже качественного зернового кофе; снековый автомат по продаже сэндвичей, снеков, прохладительных напитков; автомат по продаже средств личной гигиены, бытовой химии, антисептиков. Ассортимент можно оперативно корректировать под потребности жильцов, вводя новые востребованные продукты – например, батарейки, корма для животных и пр. В процессе переговоров мы отмечали любопытный момент – большой интерес потенциальных клиентов к автоматам с кофе. Оказавшись в изоляции, люди лишились прочно вошедшего в обиход «кофе to go». Возможность купить его в собственном подъезде для многих выглядела очень привлекательно в том числе с психологической точки зрения как часть привычного образа жизни.
Все наши автоматы оснащены терминалами для бесконтактных платежей (банковские карты, ApplePay, Google Pay, мобильное приложение 24U) и системой телеметрии, позволяющей дистанционно отслеживать наполнение витрин и холодильников, оперативно пополнять ассортимент, прокладывать оптимальный маршрут для водителя, поддерживать необходимую температуру. Система телеметрии является авторской разработкой отдела R&D Uvenco. Могу сказать, что ее используют крупнейшие покупатели решений и оборудования Uvenco по всему миру, в том числе Selecta, которая управляет автоматами на вокзалах Франции.
Конкурентным преимуществом Uvenco в случае с установкой в местах проживания людей могло быть наличие большого парка уже готовых к работе автоматов – около 1 тыс. Плюс у нас есть и собственное производство оборудования в Санкт-Петербурге – предприятие Unicum, работающее с 1990 года. Оно может при необходимости оперативно нарастить объемы выпуска.
С середины апреля, после размещения информации на страницах Uvenco в соцсетях, мы получили более 100 заявок в Москве и Санкт-Петербурге от жителей домов и коттеджных поселков. В течение апреля-мая Uvenco установила около 30 автоматов. Увы, это направление развивалось не так быстро, как могло бы. Ведь для установки автомата в подъезде нужно получить согласие органов местного самоуправления, жильцов дома, управляющей компании и др. Это может как затянуть процесс, так и стать непреодолимым препятствием. В условиях самоизоляции, особенно в Москве, было затруднительно провести общее собрание жильцов. Не все готовы сделать это по WhatsApp или другим подобным каналам. Плюс приходилось решать вопросы электрификации торговых устройств. Некоторые жильцы в качестве аргументов «против» выдвигали вопросы пожарной безопасности, загромождения холлов и т.д. Разумеется, мы были готовы решать эти вопросы, никто в здравом уме не будет ставить автомат в лифтовом холле площадью 2 кв. м.
По итогу нашего эксперимента вывод таков: легче всего работать там, где запрос идет «снизу», от самих жильцов или УК. Очень помогла бы поддержка «сверху»: упрощенный порядок установки торговых автоматов (без необходимости согласования большей частью собственников путем голосования на общем собрании), исключение необходимости проведения аукционов, электрификация устройств за счет органов местного самоуправления. В какой-то момент мы поняли, что перспективны скорее не подъезды, а придомовые территории. При наличии спроса Uvenco может установить на придомовых территориях и в подъездах более 1 тыс. автоматов в 65 крупных городах присутствия, в целом участники ассоциации готовы разместить более 10 тыс. устройств.
Однако рентабельность автомата в подъезде многоквартирного жилого дома на практике в 4–6 раз ниже, чем у автомата на вокзале или в общественной зоне крупного бизнес-центра. Мы отдаем себе отчет в том, что это направление не является стратегическим и скорее органично дополняет базовые направления работы компании.
Сейчас наша основная задача – максимально вернуться в традиционные места присутствия. Приоритетом остается развитие сети кафе самообслуживания SELF. За время карантина мы скорректировали маркетинговую стратегию, в том числе ассортимент, систему оперирования, систему лояльности и взаимодействия с покупателями. Несмотря на то, что, по прогнозам, многие компании оставят на удаленке до 30% персонала и будут ставить на интегрированные команды, в том или ином виде традиционные офисы все же останутся.
R&L: Как сегодня выглядит ситуация в сфере автоматизированной торговли с точки зрения бизнеса? С какими инициативами к вам обращаются представители компаний-клиентов?
Б. Белоцерковский: Ситуация очень непростая, как я и говорил. Реперной точкой станет для сегмента сентябрь-октябрь, когда мы будем лучше понимать, какой будет заполняемость офисов и других общественных мест и потребности их обитателей.
Что касается конкретных запросов, спрос есть и на традиционные торговые автоматы со снеками, и на кофе-автоматы, и на формат кафе самообслуживания. Если говорить о конкретных позициях, сохраняется традиционный ассортимент и появляются новые запросы. Так, в острый период пандемии на нас выходили и коммерческие, и государственные структуры с просьбой установить автоматы со средствами индивидуальной защиты, масками и перчатками. С начала апреля по начало августа 2020 года Uvenco было установлено чуть более ста таких автоматов. Ассортимент: вода и комплекты СИЗ, цена комплекта маска плюс перчатки – 40 руб. Автоматы расположены в московских торговых центрах (например, МЕГА), т. е. в локациях с высокой проходимостью, где использовать СИЗ необходимо в соответствии с требованиями органов власти.
Также в мае-июне 2020 Uvenco наряду с Vendex и «Вендинг С» была оператором проекта по установке автоматов с СИЗ на станциях метро Санкт-Петербурга. Инициатива об установке автоматов изначально исходила от города. Мы отработали полученный запрос и в течение нескольких дней установили автоматы Uvenco на 23 станциях метро, по одному аппарату на станцию. Речь изначально шла о месячном сроке работы наших автоматов, который истек 12 июня 2020 года. Запросов на увеличение сроков работы автоматов, увеличение охвата станций или числа автоматов на конкретных станциях мы не получали, но при необходимости мы были готовы и далее участвовать в проекте.
Однако важно понимать, что данное направление ни в коем случае не является стратегическим приоритетом развития Uvenco, а также других вендоров, участвующих в подобных проектах. В данном случае мы работаем «по запросам».
Наценка на СИЗ в автоматах минимальна, проект скорее социальный. Мы регулярно мониторим цены на СИЗ в супермаркетах, аптеках, интернет-магазинах. Наша цена – «в рынке», но, разумеется, самые выгодные предложения – в интернете при больших объемах покупки.
Ажиотажного спроса мы не наблюдаем, поскольку СИЗ уже давно представлены в достаточном числе традиционных каналов покупок, от аптек и супермаркетов до интернет-магазинов. Большого разрыва между спросом и предложением сейчас нет, в отличие от начала пандемии. Вендинговые автоматы скорее гармонично дополняют имеющееся на рынке предложение и выступают дополнительным каналом продаж.
R&L: Какие пробелы в законодательстве, на ваш взгляд, создают барьеры для динамичного развития вендинга?
Б. Белоцерковский: О том, что препятствует развитию сети автоматов на придомовых территориях, я уже упоминал. Есть и другие вопросы, нуждающиеся в законодательном урегулировании и поддержке государства.
Серьезная болевая точка – переход на общую систему налогообложения (ОНС). В связи с пандемией большинство вендоров не смогут осуществить качественный и безболезненный переход на ОНС.
Также остро стоит вопрос о необходимости оформления ВСД системы «Меркурий» в автоматизированной торговле. Если бы вендоры могли не оформлять его, это стало бы существенным подспорьем и избавило от необходимости нанимать сотрудников, обслуживающих исключительно систему «Меркурий». Это касается и снеков, и прохладительных напитков, и молока, которое используется в кофемашинах. Если вендорам придется оформлять ВСД на десятки тысяч имеющихся автоматов, финансовые и трудозатраты будут огромными, многие небольшие компании просто не смогут себе их позволить и будут вынуждены отказаться от реализации соответствующей продукции. Это повлечет за собой стагнацию отрасли, которая и без того в непростом положении.
Мы обращались в комитет по бюджету и налогам Госдумы с просьбой о продлении действия единого налога на вмененный доход для участников рынка автоматизированной торговли. Писали по поводу автоматов на придомовых территориях, маркировки и многим другим проблемам, серьезно влияющим на работу вендоров. По каким-то вопросам диалог идет, мы надеемся на положительное решение.
R&L: В этом году ваша Ассоциация неоднократно обращалась с предложениями по развитию вендинга в Москве. Какое продолжение имеют ваши инициативы, как их восприняли в соответствующих департаментах правительства Москвы?
Б. Белоцерковский: Мы выходили с предложениями по установке отдельных автоматов и вендмаркетов на придомовых территориях. Было написано соответствующее письмо в правительство Москвы от имени более чем шестидесяти участников Национальной ассоциации автоматизированной торговли. Этой проблеме уделили свое внимание СМИ, было около 50 публикаций. Конкретных решений пока нет, но мы продолжаем вести диалог и надеемся на положительный результат по вопросам адресов для размещения, электрификации автоматов и т. д.
R&L: Каковы перспективы создания вендмаркетов?
Б. Белоцерковский: Вендмаркет – это сравнительно новый для России формат автоматизированной торговли, когда несколько автоматов объединяют в одном месте. Например, традиционный автомат со снеками, бутилированными прохладительными напитками и кофе; автомат по розливу питьевой воды; автомат по розливу молока. В перспективе можно дополнять ассортимент по запросу покупателей, единственным ограничением является само устройство автомата, в который физически невозможно поместить, например, большую пачку подгузников или коробку с кухонным комбайном.
Вендмаркеты выгодны и покупателю, и вендорам. Покупатель получает возможность бесконтактной покупки более широкого ассортимента товаров, вендоры – эффект синергии и точку притяжения покупателей. Такой формат мог бы быть популярен, например, на придомовых территориях и избавлял бы покупателей от лишнего похода в магазин. В условиях пандемии это могло бы иметь социальное значение.
Развитие формата тормозит то, о чем я говорил выше: нужна помощь городских властей в решении организационных и технических вопросов.
R&L: Какие тренды на рынке автоматизированной торговли вы могли бы отметить?
Б. Белоцерковский: Самое, пожалуй, важное, – то, что в целом по всему миру интерес к ней растет. Сейчас много говорят о том, какой будет жизнь после пандемии. Для нашей отрасли важно то, что она может стать более «бесконтактной». Люди будут стремиться обезопасить себя и своих близких. А автомат – это чуть ли не самый безопасный способ совершения покупок. Нет лишнего взаимодействия с другими людьми, легко выдержать дистанцию и 1,5, и более метров, при наличии возможности оплаты картами или через приложения не нужно трогать деньги. Плюс автоматы работают в режиме 24/7. Именно об этих плюсах говорили нам клиенты в самое сложное время, в период самоизоляции.
Надеемся, что это подстегнет интерес к автоматизированной торговле, тем более что рынок по-прежнему далек от насыщения. Если в Японии и Китае на один автомат приходится около 30 человек, и купить в нем можно все, вплоть до нижнего белья и зонтиков, то в Европе аналогичный показатель находится на уровне 350–400 человек, в России – более 800. Потенциал у нашего рынка есть. Очень хочется верить, что отрасль не только переживет непростые времена, но и сделает шаг вперед.