14.01.2021, 11:50
Количество просмотров

Шамиль Гусейнов, Молзавод Гиагинский: Региональные бренды стали конкурентным преимуществом производителей

Повлиял ли коронакризис на уровень потребления сырной продукции, как отразилась пандемия на работе завода и почему адыгейский сыр можно изготавливать только на территории Республики Адыгея, в интервью журналу «Retail & Loyalty» рассказывает генеральный директор ОАО Молзавод «Гиагинский» Шамиль Гусейнов.
Шамиль Гусейнов, Молзавод Гиагинский: Региональные бренды стали конкурентным преимуществом производителей
 - рис.1

Повлиял ли коронакризис на уровень потребления сырной продукции, как отразилась пандемия на работе завода и почему адыгейский сыр можно изготавливать только на территории Республики Адыгея, в интервью журналу «Retail & Loyalty» рассказывает генеральный директор ОАО Молзавод «Гиагинский» Шамиль Гусейнов.

СправкаОАО «Молзавод „Гиагинский“» – системообразующее предприятие Республики Адыгея. Завод стал одним из первых, кто запустил производство адыгейского сыра для массовой продажи. Сегодня компания является лидером продаж в сегменте сыров кавказской группы. В ассортименте представлены «Адыгейский» сыр, «Сулугуни», «Чечил», сыр «Косичка», «Охотничий», «Спагетти», масло сливочное, топленое, спред, сухая молочная сыворотка. Продукция «Гиагинского» молзавода продается в крупных федеральных сетях по всей стране: Ашан, Дикси, Пятерочка, Магнит, Перекресток, Лента, Метро, Табрис, О’кей.

Компания существует на рынке с 1949 года. В этот год в одной из изб станицы Гиагинской несколько местных жителей организовали артель, которая изготавливала сливочное масло на продажу. В то время весь процесс производства выполнялся вручную. На протяжении последующих тридцати лет объем продукции увеличивался. В 1979 году уже функционировали цеха с автоматизированными линиями мощностью 1000 кг масла в час. А через 4 года на заводе работали 10‑тонные сепараторы-­сливкоотделители. В 90‑х годах завод запустил производство кавказских сыров для массовой продажи по всей стране. В 2010 году рост продаж «Адыгейского» сыра привел к строительству нового цеха и закупке высокотехнологичного оборудования. Это позволило увеличить производство сыра в два раза – до 3000 тонн в год. «Гиагинский» молочный завод стал выпускать около 50% всей молочной продукции в Адыгее.

Сейчас завод имеет крупные цеха по производству сыров «Адыгейский» и «Сулугуни», а также цех копчения. Продукция выпускается под торговыми марками «Гиагинский» и «Главмаслопром». В 2021 году планируется выпуск новой продукции под тремя торговыми марками.

R&L: Как пандемия повлияла на сегмент в целом и на работу вашего завода?

Ш. Гусейнов: В целом пандемия не оказала существенного влияния на молочную отрасль. В единичных случаях пострадали производители, у которых сегмент HoReCa был основным, единственным каналом сбыта. Но если же рассматривать отрасль в совокупности, потеря доходов от HoReCa была компенсирована интернет-­продажами.

Ситуация с пандемией и сопутствующими ограничениями коснулась и нашего завода. Предполагая различные варианты развития событий, в том числе всеобщий дефицит продуктов питания на полках, мы увеличили производственные мощности. Для расширения выработки продукции скорректировали график работы персонала и всех подразделений. Заключили дополнительные договоры с фермерскими хозяйствами Адыгеи на поставку молока. Закупили новый автотранспорт на случай увеличения поставок в торговые сети.

Что касается санитарно-­гигиенических мероприятий, то они всегда соблюдались на нашем предприятии. Сейчас по периметру установлены дополнительные дезинфекторы, мы обеспечиваем каждого сотрудника индивидуальным комплектом масок, регулярно измеряем температуру. Данные меры будут действовать до полной стабилизации ситуации в стране.

Сотрудники старшего поколения в настоящее время находятся на самоизоляции. Исходя из текущего положения, мы также рассматриваем удаленный режим для офисных сотрудников.

 - рис.2

R&L: Существенно ли изменился в этом году спрос на сырную продукцию? Если да, как вы отреагировали на эти изменения? Были ли сложности с реализацией продукции в период самоизоляции?

Ш. Гусейнов: Мы ощутили повышенный спрос в апреле на сыры кавказской группы. В частности, это коснулось адыгейского сыра. В мае повышенный спрос вернулся к среднегодовым показателям. Наши аналитики оценили сложившуюся конъюнктуру и пришли к выводу, что данное повышение было в большей степени связано с сезонностью, нежели с пандемией. Но тем не менее в тот период, как я уже отметил ранее, мы были готовы к любому развитию событий, поэтому расширили штат сотрудников и увеличили объемы производства.

Сложностей с реализацией продукции у нас не было, точно так же как не возникало серьезных проблем с доставкой и реализацией продукции как в нашем регионе, так и в других городах.

R&L: Как вы в целом оцениваете положение региональных брендов? С какими проблемами приходится сталкиваться, как они решаются, ощутима ли роль государства в поддержке бизнеса?

Ш. Гусейнов: Сейчас территориальные производители активно развиваются, иметь в портфеле региональный бренд очень выгодно. Я вижу две основные причины. Во-первых, потребители склоны выбирать продукцию локальных производителей, а во‑вторых, государство активно защищает и поддерживает региональные бренды. Это подтверждает введение географического указания и наименования места происхождения товара. Но стать правообладателем может не каждая компания.

 - рис.3

Географическое указание положительно влияет на те предприятия, которые добывают сырье. Производители могут обозначить свою продукцию: «камчатский» краб, «башкирский» мед, минеральная вода с указанием географии источника. Благодаря ГУ мы понимаем, что перед нами продукт из определенного региона. Но следует выделить более серьезную правовую охрану — это НМПТ. В отличие от географического указания, наименование места происхождения товара подтверждает уникальность и особые свой­ства продукции. То есть НМПТ распространяется и должно распространяться на продукцию, которая производится предприятиями. Таким образом «Адыгейский» сыр, «Тульский» пряник закреплены исключительно НМПТ. Географическое указание в этом случае не будет подтверждать вкусовые качества и соблюдение рецептуры, поэтому продукты производства должны быть защищены исключительно при помощи НМПТ.

Единственная проблема, с которой могут столкнуться региональные бренды, это нежелание других компаний (не являющихся правообладателями) снимать с производства продукцию, которая не соответствует ГУ и НМПТ. Такая ситуация коснулась «Адыгейского» сыра. Когда Роспатент зарегистрировал это наименование и адыгейским производителям на основе заключений Минсельхоза было дано исключительное право на производство, некоторые компании были с этим не согласны и продолжали выпускать продукцию под одноименным названием. Но, к счастью, ситуация разрешилась в нашу пользу. Адыгейские компании отстояли свое законное право производить адыгейский сыр. Теперь адыгейский сыр, как и положено, изготавливается только на территории Республики Адыгея.

R&L: Каким образом ведется продвижение продукции вашего завода? Какие маркетинговые инструменты используются?

Ш. Гусейнов: Мы используем комплексное продвижение нашей продукции. Интегрируем онлайн- и офлайн-­инструменты. Активно ведем социальные сети, развиваем сайт, запускаем рекламу в интернете, участвуем в мероприятиях, где аудитория может поближе познакомиться с нашей продукцией. К примеру, недавно мы стали участниками мероприятия «150 лет истории Абрау-­Дюрсо», на котором мы угощали гостей мероприятия кавказскими сырами, дарили подарки и активно общались с потребителями. Некоторые приехали из Крыма, с Дальнего Востока и впервые попробовали нашу продукцию и познакомились со всем ассортиментом. Гости не только дегустировали нашу продукцию, но и оценили различные способы подачи и гастрономические сочетания.

Хочу добавить, что мы всегда открыты к сотрудничеству и кросс-­маркетинговым активностям. Что касается торговых сетей, то мы тоже работаем в этом направлении — периодически устраиваем акции и делаем скидки. В маркетинговой политике мы стараемся придерживаться последних трендов и действовать по нынешним реалиям.

 - рис.4

R&L: Как часто вы выводите на рынок новую продукцию и усложнился ли этот процесс сейчас?

Ш. Гусейнов: Я бы не сказал, что сейчас процесс вывода на рынок новой продукции усложнился. Здесь многое зависит от того, что собой представляет продукт и какое у него маркетинговое сопровождение. Сейчас у нас выпускается продукция под двумя торговыми марками: «Гиагинский» и «Главмаслопром». Но в ближайшие месяцы мы выпустим на рынок новую продукцию под тремя торговыми марками.

R&L: Есть ли у вас в планах расширение каналов продаж продукции за счет, например, создания собственного интернет-­магазина или выхода на продуктовые маркетплейсы?

Ш. Гусейнов: Собственного интернет-­магазина у нас пока нет. Но мы представлены в интернет-­магазинах крупных торговых сетей. Нашу продукцию можно приобрести в онлайн-­приложениях «Самокат», «Пятерочка», «Лента», «О’кей». Также наш ассортимент представлен на известных маркетплейсах. В будущем мы планируем создать собственное приложение, ориентированное на конечного потребителя.

R&L: Рассматриваете ли вы сейчас возможность расширения производства, выхода на новые рынки?

Ш. Гусейнов: Сейчас мы строим крупнейший в России цех по производству сыра «Адыгейский», модернизируем производственные линии для выпуска сыров кавказской группы, запустили цех по производству молодых рассольных сыров. Заканчиваем строительство нового маслоцеха.

На сегодняшний момент мы сосредоточены на российском рынке. Сейчас стоят задачи по расширению ассортимента, запуску новых брендов и удовлетворению потребительского спроса. Как только данные задачи будут выполнены, а цели достигнуты, мы будем выстраивать внешнеэкономическую деятельность и формировать направление деятельности по экспорту продукции.
Рубрика:
{}
Теги: