Минздрав против продажи фармпрепаратов в торговых сетях
Минздрав России выступил против свободной продажи безрецептурных препаратов в торговых сетях. По мнению замминистра Игоря Каграманяна, магазины не смогут обеспечить качество медикаментов, а конкуренция с обычными ритейлерами подорвет бизнес аптечных сетей. Такие выводы содержатся в письме Каграманяна сенатору Сергею Лисовскому.
В октябре прошлого года на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова Минздраву вместе с другими ведомствами поручили подготовить доклад о возможности продажи в торговых сетях лекарств, которые распространяются без рецепта. В ноябре глава министерства Вероника Скворцова заявила, что ее ведомство не видит противопоказаний для реализации этой идеи.
В декабре первый зампредседателя комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Лисовский попросил социального вице-премьера Ольгу Голодец взять этот вопрос под свой контроль. Извечный оппонент торговых сетей Лисовский написал вице-премьеру, что продажа лекарств в магазинах не решит проблему их доступности в сельской местности. Ведь по российским законам для торговли фармпрепаратами требуется соблюдать квалификационные требования к персоналу. Минздрав поддержал позицию Лисовского решить проблему в рамках действующего законодательства. Сегодня практически в каждом супермаркете есть аптечный киоск, отмечает замминистра Игорь Каграманян. По его мнению, торговля без лицензий увеличит долю брака и фальсификата на рынке лекарств. Качество препаратов в аптеке, с позиции Минздрава, гарантируют уполномоченные по качеству из числа руководства, а в торговых сетях таких сотрудников нет.
На безрецептурные препараты приходится около 70% оборота фармрозницы. Поэтому, считает замминистра, в случае реализации идеи многие аптеки закроются, не выдержав конкуренции с магазинами. В итоге снизится доступность лекарств в целом. Первыми, по расчетам Минздрава, пострадают несетевые социально ориентированные аптеки: сегодня их рентабельность — не более 1–2% (всех аптек в среднем — не более 5–6%).
Нынешнюю позицию Минздрава поддерживают и аптечники. По словам исполнительного директора Российской ассоциации аптечных сетей (РААС) Нелли Игнатьевой, многие из них не вынесут конкуренции с магазинами. « Я категорически против этой инициативы. Такая система может работать в Европе и США: в их безрецептурный перечень входит не больше десятка препаратов, наш — гораздо шире. Это основной доход аптек, за счет этих средств обеспечивается возможность льготного отпуска лекарств. Если такое решение будет принято, в стране некому будет обеспечивать население льготными лекарствами», — говорит она. В РААС считают, что что инициативу по безлицензионной продаже безрецептурных лекарств продвигает лобби торговых сетей. После ограничений на продажу табака и алкоголя в ритейле компании ищут новые товары для восстановления утраченных доходов.
Если в обычных торговых сетях начнут без лицензии продавать безрецептурные лекарства, аптек в традиционном понимании в России не останется, считает руководитель отдела аналитического агентства «Фармэксперт» Николай Беспалов. « Аптеки, конечно же, не погибнут. Чтобы выжить, они пойдут по британскому пути. Там в их ассортимент входит огромное количество нелекарственных средств, — рассказывает он. — Никто не мешает аптекам в России получить лицензию на розничную торговлю, снять большую площадь и на ней продавать бытовую химию или продукты питания».
Коллапса ожидать не стоит еще и потому, что в розничных сетях будет отпускаться ограниченный ассортимент препаратов. Кроме того, под лекарственный отдел должна быть выделена отдельная площадь и поставлен консультант. «Соответствовать таким условиям в России могут только несколько сотен супермаркетов. Аптечных точек в России порядка 65 тыс. Никакой конкуренции в этой ситуации супермаркеты им составить не могут», — говорит Беспалов. Однако с ростом конкуренции аптеки будут вынуждены компенсировать отнятый объем продукции и поднимут цены, считает эксперт. Что касается опасности наводнения рынка фальсификатом, мнение Беспалова однозначно: крупным магазинам невыгодно продавать брак и фальсификат, поэтому контроль за качеством всё равно будет.