Ритейлеры, получающие бонусы, могут быть освобождены от выплаты НДС с этой суммы
Депутат Госдумы от «Единой России» Альфия Когогина внесла в Госдуму проект поправки во вторую часть 154-й статьи Налогового кодекса. Документ предлагает установить, что предоставление продавцом покупателю поощрительных выплат за выполнение определенных условий договора (в том числе и премии за объем проданной продукции) не уменьшает стоимости товаров, которые по этому договору продаются. «Покупатели» в данном случае — ритейлеры, дилеры и т.д., а «продавцы» — их поставщики. Но действовать это правило будет только в том случае, если в договоре не указано, что выплаты означают уменьшение цены реализованного товара, следует из текста законопроекта, опубликованного в базе документов Госдумы.
Законопроект избавляет «покупателей» от необходимости доплачивать НДС в случае получения от поставщиков бонусов за объем продаж, а налоговые органы — от необходимости возвращать такую же сумму поставщикам, объясняет руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев групп» Вадим Зарипов.
В ноябре 2012 г. Когогина вносила аналогичный проект поправок, в новом варианте законопроекта учтены технические замечания правительства к законопроекту. Правительство «концептуально поддерживает» этот подход, указано в заключении на предыдущую версию законопроекта.
Споры о последствиях выплаты бонусов дилерам стали одной из самых серьезных налоговых проблем последних лет, напоминает Зарипов. Еще в 2009 г. налоговики доначислили ООО «Леруа Мерлен восток» 507 млн руб., посчитав, что ритейлер занизил налоговую базу по НДС, не отразив премий, полученных от поставщиков. Дело дошло до президиума Высшего арбитражного суда (ВАС), который в феврале 2012 г. признал бонусы торговой скидкой. Это означало, что получающая бонусы компания извлекает дополнительную выгоду и должна платить с этой суммы НДС, а продавец имеет право на возмещение НДС с направленной на бонусы суммы. Позиция президиума ВАС удивила даже Минфин, который считал, что бонусы не приводят к изменению стоимости товара, а значит, не должны включаться в налогооблагаемую базу. В результате ситуация резко обострилась и сейчас ритейлеров и дилеров просто лихорадит от налоговых проверок, рассказывает Зарипов.