30.03.2020, 11:38
Количество просмотров 3940

Сохранение или расширение бизнеса в условиях неопределённости

В спокойные периоды предприниматель яростно оптимизирует налоги и твёрдо недоплачивает сотрудникам, наращивая мощь. В моменты нестабильности требует поддержки правительства и сокращает наименее результативных, чтобы выжили остальные. Есть ли в сложившейся ситуации хоть одна правильная стратегия - размышляет Олег Брагинский, основатель «Школы траблшутеров» и директор «Бюро Брагинского».
Сохранение или расширение бизнеса в условиях неопределённости

 - рис.1

Олег Брагинский, основатель «Школы траблшутеров» и директор «Бюро Брагинского»

Как формируется бюджет тонущего корабля?

В спокойные периоды предприниматель яростно оптимизирует налоги и твёрдо недоплачивает сотрудникам, наращивая мощь. В моменты нестабильности требует поддержки правительства и сокращает наименее результативных, чтобы выжили остальные. Собственники не рассматривают вариант внесения сбережений в бюджет тонущего корабля, исключая себя из сил, способных помочь.

Виноватыми полагают непонимающее правительство, алчных арендодателей, хищные банки, нерадивый персонал. В жалобных статьях и постах вспоминают кредиты под залог недвижимости, семьи голодающих команд, дни и ночи, проведённые «у станка». Слезливые призывы к сочувствию пишутся на современных ноутбуках в ресторанах со стоимостью обеда в недельную зарплату коллег.

Не думаем переходить на бизнес-ланчи, жить без помощников, водителей, домработниц. Не хотим вспоминать наличные, спущенные на ультрамодные шмотки, и первый класс трансатлантики. Продолжаем хлебать кофе по цене завтрака детской ясельной группы и ездить в полированных джипах, сопоставимых по стоимости с годовым бюджетом дома престарелых приуральского региона.

Плачем крокодиловыми слезами, не веря другим и накручивая себя, чтобы было проще увольнять. Нарушаем Трудовой кодекс, отпуская людей без компенсации на вольные хлеба. Жируем с грустью по ночам у забитого деликатесами холодильника, в то время как «отпущенные» не спят, придумывая, как выкрутиться без привычных зарплат. Аквариумные рыбки дохнут, оставленные без ожидаемого корма…

Кто рискует собственной шкурой

Риск – дело благородное, но не играйте судьбами, встаньте рядом и подставьте плечо. Выбирайте не скупку нищающих конкурентов, а поддержку преданных трудяг. Не режьте косты «у них», начинайте с себя. Компании полегчает, если снизите доходы руководства до рубля в месяц, станете сами платить за бензин, чай и плюшки на «барский стол», дадите бизнесу кредит из личных под 0% годовых.

Съедающих вкусное тайком от друзей в армии зовут крысами и бывает жёстко бьют. В братстве принято делиться и это стало нерушимой нормой, но в частной жизни считаем обычным давиться, икрой под кроватью по ночам. Это низко, мерзко, подло и гадко. Лучше сохранить команду, принимать решения сообща и синхронно худеть, чем отстранённо примерять личину бесчеловечного капиталиста.

Что за мода – ходить ныть к Президенту? Он чиновник, хоть и высшего ранга, но распоряжается страновой казной: поможет одним – обделит других. Сейчас каждый сядет строчить шпаргалку на тему того, почему его должно быть жальче остальных. Хватит прикрывать предпринимательские просчёты рассказами о том, чего не ожидали. Чёрные лебеди только начали приземляться на наш забор.

Гостиницы опустели, туроператоров лишили надежды, рестораны обязали, кафе закрыли. Плач Ярославны можно продолжать вечно – пока ноем, мозги не работают. Просим запустить печатный станок? Обесценим накопления людей, которые вышли на пенсию. Снизим ключевую ставку в расчёте на дешёвые кредиты? А что делать тем, кто мужественно платит по старым счетам?

Дежавю, струящееся сквозь годы: время научиться «ходить в кризис, как в поход»

Пора проявить лидерство и усадить бизнес-партнёров за круглый стол, вместе идти к кредиторам, выдвигать консолидированное предложение властям. Не просьбу, а просчитанное обещание того, что сделаем, если временно помогут. Сколько можно полагать, что государственное – ничьё? Каждый виноват в том, что случилось, лепта любого найдётся в бульоне кризиса.

Выпускники MBA радостно строили стратегии того, как надуть прибыль для показа инвесторам. Маркетологи заливали баблом СМИ и интернет. Копирайтеры упражнялись в эвфемизмах, уча прочих продавать залежалое да ненужное. Объём накопившихся обещаний превзошёл размеры разведанной части Галактики. Засорили себе и другим мозги по самое не балуй и теперь дивимся результату.

История учит тому, что мы ничему не учимся у истории. Наблюдаем непрекращающееся дежавю, струящееся сквозь годы. В октябре 2014 я писал о том, что сбережения лучше хранить в долларах – в порыве патриотизма ухмылялись все. В декабре того же года в колонке «Идём в кризис, как в поход» предсказывал варианты событий – советы стали ещё актуальней.

Думайте не над тем, как затариться впрок, а как удержать стоимость приема пищи, не сужая рациона. Чрезмерные запасы – дорога к перерасходам. Одежда нужна по погоде, а не десять пар джинсов по цене семи и три полушубка заячьих одного цвета не лучшего фасона и не совсем вашего размера.

Ювелирные украшения – мифическая возможность сохранить нажитое непосильным трудом. Мебель – тоже не лучшая инвестиция. Не берите самую крутую комплектацию, приобретая автомобиль. На дополнительных опциях автодилеры зарабатывают более всего. Вспомните аналогию с походом.

Каждый поступок соизмеряйте с конечной целью – провести кризисное время, как в сложном туристическом мероприятии. Дискомфорт временных ограничений путешествия будет компенсирован осознанным достойным возвращением к прежней жизни.

Повторение кризисов неизбежно. Такое чувство, что «Практические советы для успешного бизнеса» в условиях неопределенности будут актуальными каждые шесть лет. Высокомотивированные низкоквалифицированные люди, наслушавшиеся обучающих сект и обчитавшиеся теоретиков, по-прежнему полагают, что предприятие с работниками сродни казино.

Так на чем же зиждется лидерство?

Лидерство зиждется не на призывах, а строится на честности. Как назовёте мать-одиночку с тремя детьми, которая на выходных решила впервые прыгнуть с парашютом? Прямо слышу, как на языках завертелись сочные эпитеты. Не спешите судить, господа! Сами даже не дошли до самолёта, не позвали инструктора и сигаете с балконов, закрыв дверь, чтобы питомцы не смогли убежать.

Постоянно кормим сотрудников обещаниями светлого завтра, забывая рассказать, какую долговую нагрузку несём. Кичимся модной гламурностью, меняя мерсы при заполнении пепельницы. Акционеры и топ-менеджеры более других виноваты в случившемся, ведь сидели над громадными таблицами бюджетов, приглашали уверенных консультантов, вещали сказки кредитным комитетам.

Свет мой зеркальце, скажи!

Теперь о пандемии. У 72% жителей страны нет заграничного паспорта и 80% не покидали государство в последние пару лет. Кто же привозит вирус? Собственники, инстаграмящиеся в Куршавеле, руководители, устраивающие экстрим-туры по Азии, бесполезные клерки, летающие на статусные переговоры. Люди, зарабатывающие вам деньги, производят товары и оказывают услуги – им некогда.

Жалуетесь, что торговые центры и владельцы помещений стрит-ритейл удерживают ставки на прежнем уровне? Вспомните высококлассных специалистов, которых сдёрнули с насиженных региональных мест повышенной зарплатой, для компенсации съёма квартир. К ним подтянулись семьи, переплачивающие в столичных кафе и ресторанах за простенький набор из трёх блюд.

Деньги предсказуемо круговоротят в карманах, размазывая излишки тонким слоем по жадным. Пришла пора ответить по гамбургскому счёту. Не слышали о таком? Немудрено, ведь выбираете десяток книг из списка чтива, предложенного сомнительными персонажами с несомненной медийностью. Олигархи не суетятся. Не потому, что выкрутятся, а оттого, что знают – сейчас их будут стричь.

Работают на упреждение – уже несколько первофорбсевых пообещали влить в экономику по миллиарду рублей. Обыватели радуются: «Наворовали, теперь пусть помогают!». Интрига в том, что подсобят, снова заработают и через пятилетку повторится общественный счёт. Сильные не скулят, понимая, что выжить должно всё племя, а не только избранные и дети небес.

Компания – дом, сотрудники – дети, бюджет – общий!

В этом и состоит сермяжная мудрость – спасать своих, когда дело плохо. Но благие поступки забудут, припишут доброму правительству, грозному царю и те, кто останутся на коне, кому помогут, забудут урок и, попав в очередную ловушку, вспомнят рецепт: «Попросить!» Недальновидная и рабская позиция. Дома пытаетесь делать запасы? Накапливаете деньги на личных счетах? А в бизнесе?

Смиритесь с тем, что компания – дом, сотрудники – дети, бюджет – общий. Обсуждайте проблемы и делитесь тревогами. Ведите себя человечно, чтобы не краснеть, когда давление обстоятельств сойдёт на нет. Прибыль – дело наживное, а вот репутация… Хотя кому сейчас до неё? Вспоминается анекдот об интеллигенте, отчаянно торопившемся попасть в отъезжающий трамвай.

Подбегает мужичок в хорошем пальто и добротной шляпе к закрывающимся дверям, просовывает внутрь голову, но общественный транспорт трогается, и нижняя половина тела остаётся за бортом. Перебирая ногами по асфальту, персонаж грязно ругается невиданными словами, но к счастью, водитель замечает проблемы бедняги и распахивает створки на вход.

Интеллигент с достоинством отряхивается, одёргивает пальто, обводит людей в салоне виноватым взглядом и театрально сообщает: «Извините, был испуган!». Теперь и мы понимаем, что зря переплачивали гонорары певцам, спортсменам и блогерам. Надеюсь, вспомним и почтим учителей. Пока ходим к владыке и целуем мощи, в Азербайджане подняли зарплату врачам.

Да поможет eсonomy или поможем иконами? Ваши действия?

В прошлый кризис в тысячный раз всплыла байка. На очередном международном саммите делегация из СНГ пробралась к видным профессорам Гарварда, чтобы поинтересоваться: «Подскажите, чем нам победить неблагоприятно складывающиеся обстоятельства?» Учёные мужи переглянулись и дружно молвили: «Economy. Just economy.» Наши радостно закивали: «Спасибо! Иконами так иконами».

Теперь целование святынь, посещение церквей и мечетей стало нежелательным, но сначала закрыли десять индустрий. Служители высших сил перебрались в Интернет и продолжают вещать чудесную ересь, рассказывая о мощи духа, правомерности кары, силе чеснока. Верующие бьют поклоны, истово молятся, но не я не слышал, чтобы собиратели десятин предложили помочь старикам деньгами.

Зато несколько церквей в округе, благодаря охране доблестной полиции, тихонечко строятся по ночам, нарушая закон о тишине. Вот кто будет долго ещё расширяться, несмотря на нехватку больниц и медицинского оборудования, закрытие садиков и школ. В погоне за золотым тельцом мы снова забыли о социальной составляющей – миллионы людей в нашей стране ходят на работу из преданности.

Поэтому одним лобстеры в кризис мелкие, а другим придётся возвращаться в региональные крошечные квартирки, ведь и в этот раз их обманули. Мы. Сбросив тружеников, как балласт с падающего воздушного шара, потерявшего управление. Но кто находился за рулём? Доутаивались? Досовещались? Дошептались? Привычно стряхнём чужие слёзы с ремесленных фартуков.

Заботимся о балансе счетов, надеемся пересидеть конкурентов, вспоминаем великую депрессию, списываем судьбы со счетов. А что? Пословица удобна: «С глаз долой – из сердца вон!» Оставшиеся на борту станут кланяться ниже, благодаря за чудесное спасение, мы отряхнёмся, как интеллигентный мужичок из анекдота, и начнём поднимать экономику предметами из байки о гарвардских профессорах.

P.S. от редакции

Для оптимизации бизнес-процессов в условиях кризиса важно посмотреть на это, как на стрессовую ситуацию. Животные и люди в стрессе используют три основных стратегии – бей, беги, замри (Fight, Fly, Freeze). В переводе на реалии это можно представить, как умение одновременно делать, наблюдать и решать в варианте борьбы. В это время работы не останавливаются, но параллельно с основной деятельностью есть активный наблюдатель за всеми процессами, который может вовремя принять важное решение и переключить всю компанию с одного приоритета на другой.

В варианте беги – необходимо разбираться в активностях всех участников. Тогда, как только процесс прерывается в какой-то точке, грамотный руководитель знает, где возник затык, как минимизировать издержки и возобновить обычный режим. Такие горизонтальные кросс-навыки имеются не во всех наших системах, но хорошие примеры есть в киноиндустрии и врачебной практике. Здесь, чем сильнее играющий тренер, тем быстрее можно найти верное решение.

И последнее, в варианте замри – нужно уметь останавливаться, когда сталкиваешься с непредвиденными обстоятельствами. Придерживаться обычного плана в таком случае означает – приближаться к провалу, лететь к катастрофе. Остановка, пусть короткая и быстрая ориентировка на бизнес-карте местности означает перезагрузку процессов, если даже это выглядит на первый взгляд дорого, лучше вовремя перезагрузиться, чем бежать и упереться в стену. Удачи всем!

Рубрика:
{}Коронавирус

ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ