16:47, 12 октября 2021,
16:47
8141
Эксперты логистики рассказали, что делать, чтобы избежать задержек грузов на китайско-российской границе
Редакция Retail & Loyalty обратилась к представителям логистических операторов с просьбой рассказать о текущей ситуации, способах ее разрешения и возможных последствиях для индустрии модного сегмента.
Второй месяц на российско-китайской границе фиксируются длинные очереди из грузовиков. Об этом сообщают как транспортные компании, так и российские производители fashion-продукции, отмечая увеличившиеся сроки поставок из Поднебесной. Редакция Retail & Loyalty обратилась к представителям логистических операторов с просьбой рассказать о текущей ситуации, способах ее разрешения и возможных последствиях для индустрии модного сегмента.
В обсуждении приняли участие:
Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России;
Александр Видинеев, заместитель генерального директора по работе с ключевыми клиентами компании STALOGISTIC;
Артем Викторович, руководитель московского отдела международного экспедирования логистической компании «ДАКСЕР»;
Феликс Херсонский, руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics;
Николай Гладун, директор по развитию бизнеса компании Gebrüder Weiss.
Retail & Loyalty: Какова сейчас ситуация с поставками fashion-продукции из Китая? Перевозчики и ритейлеры сообщают о больших заторах на российско-китайской границе.
Артем Викторович, руководитель московского отдела международного экспедирования логистической компании «ДАКСЕР»
А. Викторович: Ситуация критическая: пропускная способность погранпереходов крайне низкая, квоты на въезд, которые выдала китайская сторона, не выполняются. Водители неделями простаивают в очередях на границе.
Ф.Херсонский: Причинами задержек с пропуском автотранспорта стали усиление антиковидных мер властями КНР и увеличение спроса на автомобильные перевозки, связанное с резким ростом цен на морской фрахт. Транспортных средств все больше, инфраструктура пограничных пропускных пунктов просто не рассчитана на такие объёмы.
Retail & Loyalty: На каких погранпереходах отмечаются очереди? Если не на всех имеющихся, то есть ли возможность пересмотра маршрутов на переходы, где очередей нет?
Александр Видинеев, заместитель генерального директора по работе с ключевыми клиентами компании STALOGISTIC
А. Видинеев: На всех погранпереходах с хорошей инфраструктурой сейчас большие очереди. Так, на пункте пропуска Алашанькоу дефицит квот на проезд, на Хоргосе внушительная очередь из грузовиков. Единственным менее проблематичным является маршрут через Маньчжурию. Однако при прочих равных на всех погранпереходах ситуация с пересечением границы одинаковая.
И. Головко: К сожалению, возможность пересмотра маршрутов лимитирована. Большая часть трафика проходит через пункт пропуска Маньчжурия-Забайкальск — там и наблюдаются самые серьезные проблемы. На погранпереходе Суйфэньхэ-Пограничный ситуация с заторами чуть менее напряженная.
Retail & Loyalty: Каковы сроки задержек? Какое количество грузовиков в очереди? Какие «антиковидные» меры сейчас принимает китайская сторона?
Николай Гладун, директор по развитию бизнеса компании Gebrüder Weiss
Н. Гладун: Китайская сторона вновь ввела дополнительные антиковидные меры, что привело к очередному скоплению грузовиков на границе. Количество грузовиков, ежедневно въезжающих на территорию России, превышает количество грузовиков, покидающих ее. Пересечения границы приходится ждать в очереди несколько дней. По состоянию на начало октября, в очередях и на подъездах к пункту пропуска в Забайкальске скопилось более 1000 машин.
И. Головко: По нашим оценкам, задержки составляют не менее недели. Но предсказать точные сроки невозможно. Дело в том, что сейчас автомобили на территорию Китая не допускаются: полуприцеп отцепляют от нашего тягача, перегоняют на китайскую сторону, загружают, после чего возвращают обратно к тягачу. Как результат — многодневные простои.
Ф. Херсонский: Сроки поставок товаров из Китая могут составлять 60-90 дней вместо стандартных 15-20. Это сильный удар по fashion-индустрии ― задерживаются поставки коллекций сезона осень-зима 2021-2022. Пострадает и конечный потребитель, так как цены на товары будут расти.
Retail & Loyalty: Эксперты заявляют, что альтернатив автоперевозкам fashion-продукции сейчас нет. Железная дорога ― долго, а доставка морем и самолетами ― дорого. Согласны ли вы с этим утверждением? Рассматриваете ли вы использование иных видов транспорта?
Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Kuehne+Nagel в России
И. Головко: Безусловно, каждый вид перевозок имеет свои плюсы и минусы. Сейчас наибольшим преимуществом обладает автомобильный транспорт, поскольку, несмотря на задержки на границе, у заказчиков всё же есть шансы получить свои товары до Нового года. Что касается морских перевозок, то сроки доставки грузов на данный момент очень трудно спрогнозировать.
А. Викторович: Любой альтернативный вариант будет довольно дорогостоящим. Разумеется, мы предлагаем нашим клиентам различные виды перевозок. Часть заказчиков откладывают отправки, а некоторые выбирают один из предложенных вариантов доставки.
А. Видинеев: В текущей ситуации крайне важно грамотно распределять потоки между морскими и железнодорожными перевозками, а также между транспортировками по воздуху и дорогам. Более дорогие виды транспорта можно выбирать для срочных отправок или для перевозок продукции с высокой стоимостью. Ведь несвоевременное прибытие на полку может привести к конкурентному поражению, нереализованным остаткам, отсутствию ожидаемой прибыли. Такие последствия обойдутся fashion-ритейлерам в России дороже, чем экономия на транспорте.
Н. Гладун: Схемы поставок fashion-продукции из Европы в Россию в этом году почти не изменились. Зато на направлении Китай — Россия произошли перемены, которые отразились и на стоимости перевозок товаров модного сегмента, и на спросе со стороны грузовладельцев. Все компании в 2021 году искали альтернативные способы доставки своих товаров. Gebrüder Weiss не стала исключением и предложила своим клиентам новую схему транспортировки продукции fashion-сегмента из Китая в Россию. Мы заменили прямую авиадоставку до Москвы транспортировкой груза по воздуху до наших складов консолидации в Австрии или Германии. Там товары маркируются, а затем автотранспортом отправляются до конечного получателя в России.
Сложности с авиасообщением привели к тому, что производители верхней ценовой категории отдавали предпочтение автоперевозкам, в том числе сервисам доставки сборных грузов.
Retail & Loyalty: Что можно предпринять, если грузы уже "застряли" в очередях на границах? Как нивелировать временные задержки если не полностью, то частично?
И. Головко: Мы рекомендуем в этой ситуации заложить риски недоставки груза в срок. Иного решения данной проблемы мы не видим.
А. Видинеев: Высокий спрос при значительно более низком предложении порождает спекуляцию на рынке: некоторые перевозчики ставят свои транспортные средства в очередь на въезд в Китай и торгуют данными ТС, стоимость которых очень высока. Заказчику важно понимать, что гарантии сейчас имеют завышенную цену, а при использовании бюджетных вариантов не стоит ожидать быстрого транзитного срока.
Для нивелирования временных задержек необходимо привлечь к реализации данных перевозок пусть и не самых дешевых игроков, но тех экспедиторов-перевозчиков, которые дорожат своей репутацией. Кроме того, при наличии у импортера опыта и надежного таможенного представителя можно предварительно подавать документы для прохождения границы именно через Забайкальск. Это должно упростить поиск свободного транспортного средства. Если же подобного опыта нет, то рекомендуется оформлять внутренний таможенный транзит (ВТТ), поскольку существенного ускорения от перехода на оформление в Забайкальске не будет.
Н. Гладун: Таможенные службы уже организовали дополнительные ночные смены, что должно, как ожидается, ускорить таможенные операции на пропускном пункте. Перевозчики со своей стороны должны использовать возможность подачи транзитных деклараций, а грузовладельцы — предоставлять полные комплекты корректно оформленных товаросопроводительных документов. Выполнение всех необходимых для таможенного транзита условий позволит сократить сроки таможенных операций.
А. Викторович: Некоторые клиенты пытаются передать часть заявок другим перевозчикам, но ситуация фактически не меняется. Грузы по-прежнему стоят на границе.
Retail & Loyalty: Каковы ваши прогнозы по развитию и разрешению данной ситуации. Насколько высока вероятность ее повторения?
И. Головко: До Нового года ситуация будет оставаться сложной. Идет огромный поток товаров как в адрес российских грузополучателей, так и транзитом в Европу. Пока ограничения, связанные с пандемией, не будут сняты, и рынок морских перевозок не стабилизируется, другие виды транспорта будут ощущать на себе повышенный спрос.
А. Видинеев: Ситуация нормализуется сразу, как только на рынке появится адекватная альтернатива данному сервису по скорости, гибкости и стоимости. Учитывая приближающийся Новый год в России, то вплоть до китайского Нового года улучшения ситуации ожидать не стоит.
Хочу отметить, что подобная ситуация повторяется каждый год на протяжении последних трех-четырех лет. Перевод потока импортерами на FTL в направлении Китай — Россия будет происходить всякий раз, когда транзитные сроки и стоимость перевозок по железным дорогам, морю и смешанными видами транспорта будут приближаться к уровням FTL, так как автоперевозки — это наиболее гибкий, достаточно предсказуемый по срокам и приемлемый на фоне других вид транспортировки товаров.
Retail & Loyalty: Как данная ситуация может повлиять на fashion -логистику на фоне начавшегося «высокого» сезона?
Феликс Херсонский, руководитель немецкого подразделения BMJ-logistics
Ф. Херсонский: Хотелось бы отметить, что проблемы с доставкой товаров из Китая ― не единственная причина задержек. Антиковидные меры и начавшийся недавно энергетический кризис привели к большим трудностям на производствах. Ограничения на работу фабрик введены в крупных промышленных городах, а в некоторых провинциях установлены принудительные «каникулы». Так что, помимо поиска новых способов транспортировки, представителям fashion-индустрии необходимо задумываться и о перемещении производства, однако это по силам только крупным игрокам рынка.
Н. Гладун: По нашим оценкам, в будущем году тренд на использование автомобильных и железнодорожных перевозок взамен морских сохранится. Он также может спровоцировать изменение мировых торговых маршрутов и привычных цепочек поставок, но это практически никак не отразится на доставляемых из Европы люксовых товарах.
К декабрю объем поставок fashion-продукции может увеличиться на 40% в сравнении с 2020 годом. Такие выводы мы делаем, исходя из бизнес-активности наших партнеров модного сегмента.