26.03.2013, 15:55
Количество просмотров

E-commerce в СНГ: на волне российской экспансии

Как обстоят дела с развитием электронной коммерции в странах СНГ? Чем схожи эти рынки, а чем различны и почему? На эти и другие вопросы в своем интервью R&L отвечает Камиль Курмакаев, со-основатель и председатель правления online торгового центра Wikimart.

Камиль Курмакаев, со-основатель и председатель правления online торгового центра Wikimart


 - рис.1 Как обстоят дела с развитием электронной коммерции в странах СНГ? Чем схожи эти рынки, а чем различны и почему? На эти и другие вопросы в своем интервью R&L отвечает Камиль Курмакаев, со-основатель и председатель правления online торгового центра Wikimart.


R&L: На страницах нашего издания мы традиционно уделяем пристальное внимание российской электронной коммерции. Что можно сказать о тенденциях и перспективах этого направления в других странах СНГ? В какой мере ситуация на этих рынках схожа с российской и каковы принципиальные отличия?

К. Курмакаев: Для начала важно четко понимать, что регион СНГ с точки зрения развития услуг интернет-доступа и особенно электронной торговли – очень неоднородное пространство. Этому есть много причин. Например, в России e-commerce получила динамичное развитие во многом благодаря наличию большого количества мегаполисов. Как известно, развитие этого рынка обычно стартует исключительно в крупных городах, а потом уже распространяется на остальные территории страны. В свою очередь, украинский рынок e-commerce интересен тем, что гораздо более конкурентный, чем российский, и развивается по совсем иному сценарию. Вместе с тем там меньше крупных игроков, выступающих доминирующими лидерами, он более регионализированный. Что же касается остальных рынков СНГ – Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и далее по списку, то все они находятся буквально в зачаточном состоянии…

 - рис.2  - рис.3

В результате есть все основания утверждать, что рынок электронной коммерции СНГ в силу исторических причин в целом практически российский по своему характеру. Скажем, первые московские игроки уже пошли в Казахстан. На мой взгляд, в других странах СНГ, исключая Украину, также будут доминировать российские компании. Причина очень простая: вся торговая история и в первую очередь ее логистическая составляющая, еще с советских времен, на постсоветском пространстве очень централизованы. Товарные потоки всегда шли вначале в Москву, а уже потом распространялись по всему СССР.

Соответственно, до сих пор нет налаженного товарного потока: если вы приедете в крупные города стран постсоветского пространства, включая столицы, скажем, в Баку, в Алматы, Астану или в Минск, то увидите, что целый ряд товарных категорий там просто не представлен на рынке. Зато все эти товары есть в Москве и, может быть, в Санкт-Петербурге.

R&L: О каких именно товарах в данном случае идет речь?

К. Курмакаев: Практически о любых товарных группах. Например, если говорить о детских товарах, то что-то, разумеется, вы найдете в любом городе любой страны СНГ. Но если нужен определенный бренд, ситуация резко осложняется: вероятность того, что вы сможете купить его в обычном магазине не в Москве, очень низка. А за пределами России она падает очень сильно.

Именно поэтому история развития электронной коммерции в странах СНГ, думаю, будет историей крупных московских игроков. Тем более что логистика налаживается, она становится все менее дорогой и все более быстрой.

R&L: А какой именно фактор, на ваш взгляд, будет основополагающим в развитии рынков e-commerce в странах СНГ?

К. Курмакаев: Собственно говоря, к самому ритейлу этот фактор имеет очень опосредованное отношение. Но без него рынок невозможен. Я говорю о развитии Интернета. Россию за последние 5 лет практически полностью охватили услугами широкополосного доступа. В других странах СНГ такого нет почти нигде. А значит, придется ждать.

В целом существует определенная последовательность этапов становления рынка, она многократно была продемонстрирована опытом самых разных стран. Сначала люди выходят в Интернет только для того, чтобы написать письмо или прочитать новости. Потом они начинают присоединяться к социальным сетям, общаться, искать друзей. Затем идут игры, форумы и т. д. И только на второй, третий или четвертый год своей «жизни в Интернете» человек делает первую покупку. Он уже «свой» в виртуальном пространстве, все ему тут привычно – значит, можно что-то купить.

Начинают обычно с чего-то недорогого и понятного. Большинство – с книг. Еще 2–3 года клиент дозревает до того, чтобы купить через Интернет обувь или куртку. А до момента покупки сложных дорогостоящих товаров должно пройти порядка 5–7 лет. Соответственно, люди в странах СНГ в основном находятся на самом первом этапе: почта, новости – т. е. нетребовательные с точки зрения скорости соединения и доверия к Интернету вещи.

 - рис.4R&L: Насколько велик в такой ситуации риск упустить рынок и отдать его западным игрокам?

К. Курмакаев: На практике все гораздо интереснее. В электронной коммерции азиатские игроки, в первую очередь китайские, по уровню влияния становятся сопоставимы с игроками западными. При этом они более динамичны и более агрессивны, особенно на новых рынках. Например, в Москве очень многие покупают товары на eBay. В Казахстане же такую роль играет китайский TaoBao. А есть и совсем специфичные, я бы сказал, гибридные, модели. Это уже даже не совсем электронная коммерция: появляются небольшие фирмы, которые привозят местным потребителям товары из китайских интернет-магазинов, поскольку в Китае перед участниками рынка e-commerce так же остро стоит проблема надежных и эффективных каналов доставки…

Так что без экспансии международных игроков развитие электронной коммерции в СНГ не обойдется. При этом оно будет носить ярко выраженный нишевый характер. Представляется, что в первую очередь это будут сегменты товаров, на которые по разным причинам у нас сверхвысокая наценка, скажем, одежда, и совсем уж нишевые вещи, например, товары для любителей аниме – сувенирная продукция, книги, фильмы и т. п. В то же время полного доминирования международных интернет-компаний (за исключением российских) на рынках СНГ, на мой взгляд, ожидать не стоит.

R&L: Почему интернет-торговля не растет быстрыми темпами, как это ранее прогнозировалось? Клиент созревает медленнее, чем ожидали, или проблема более комплексна?

К. Курмакаев: Да, клиенты, конечно же, должны дозреть. Но и предложение – тоже. Сегодняшняя реальность даже самого развитого в странах СНГ российского рынка электронной коммерции заключается в том, что подавляющее большинство интернет-магазинов не может предоставить клиентам не только идеальный, но даже просто терпимый сервис. Мы сами являемся крупным игроком рынка и тесно общаемся с другими крупными игроками, при этом на платформе Wikimart работает очень много средних и мелких игроков. И все они отмечают, что сервис является сегодня одной из самых серьезных проблем российской электронной коммерции. Оказывать гарантированно качественный сервис мы, как отрасль, пока еще не умеем. Поэтому нет смысла предъявлять претензии покупателю, что он медленно созревает и слабо доверяет продавцам. Это вопрос к рынку в целом.

R&L: Но ведь ситуация постепенно меняется в лучшую сторону?

К. Курмакаев: Меняется, причем по всем позициям. С точки зрения ассортимента в последние 3 года наблюдается динамичный рост. Мы видим очень мощное развитие интернет-торговли в таких товарных нишах, как одежда, товары для дома, спортивные и детские товары. Все новые товарные группы начинают продаваться через Интернет. Интересна и ценовая динамика. Чем выше конкуренция, тем доступнее цены. Бесплатные доставки, бесплатные возвраты, подарки, скидки 70% и более. В итоге покупатель выигрывает, а бизнес все более усложняется.

Меняется и ситуация с доставкой. Следует понимать, что логистический бизнес весьма непрост, особенно в России, где расстояния огромные, а персонала все время не хватает. И тут нужно отметить феномен последних двух лет – массовое развитие региональных провайдеров. Причем не только пунктов доставки, но и пунктов самовывоза. За последние несколько лет очень активно вышла на рынок целая плеяда игроков – операторы-логисты. Для нас как для отрасли это очень хорошо. Потому что тарифы падают, а качество обслуживания растет.

R&L: Как правило, помимо качества обслуживания покупателей очень волнует такой вопрос, как безопасность платежа и процесса покупки в целом.

К. Курмакаев: У меня нет ощущения, что это можно назвать сегодня проблемой. То есть на самом деле проблема безопасности в электронной коммерции существует, но она остро стоит только перед интернет-магазинами и их персоналом. Экономика электронной коммерции в странах СНГ в основном держится на платежах наличными, и у курьеров интернет-магазинов часто бывают при себе крупные денежные суммы, полученные от покупателей, а также дорогостоящий компактный товар. Соответственно, риск ограбления велик. И такие случаи регистрируются регулярно. А вот безопасность с точки зрения покупателя – дело другое. Покупателя обмануть очень сложно, поскольку, как мы уже отмечали, экономика «кэшевая», и пока товар не вручен, покупателю не приходится расставаться со своими деньгами.

 R&L: Вас как участника рынка устраивает, что клиенты расплачиваются наличными?

К. Курмакаев: Это далеко не лучший способ оплаты. Он неудобен прежде всего для интернет-продавцов. И на этом фоне крупные игроки рынка заинтересованы в том, чтобы со временем перейти от постоплаты к предоплате, чтобы платить по карте. Но это невозможно сделать, пока на рынке не появятся явно доминирующие игроки, занимающие 10–15% рынка, или будет реализована советующая государственная инициатива. А пока карты постепенно будут отвоевывать свою долю.

 Это справедливо и для России, и для других стран СНГ, поскольку в нашем случае географические рамки не играют большой роли, особенно в пределах Таможенного союза.

 В качестве примера приведу опыт развития крупнейших российских мобильных операторов. Долгое время в каждом регионе России были свои местные телефонные провайдеры, и часто даже не по одному. Но выросли «Мегафон», МТС и «Билайн». Они скупили всех российских независимых операторов. А когда в стране провайдеры кончились, «большая тройка» пошла в СНГ. Стала покупать узбекских, казахских, украинских операторов.

На сегодняшний день я даже не знаю, остались ли в СНГ независимые крупные игроки. На память приходит только «Теле2». Других, видимо, нет. Не так давно «Билайн» купил крупнейшего украинского оператора.

Мне кажется, развитие электронной коммерции двигается в абсолютно том же русле.

R&L: На ваш взгляд, полное и окончательное завоевание рынка СНГ крупными российскими игроками – лишь вопрос времени?

К. Курмакаев: Еще раз повторюсь: нет никакого «отдельного» рынка СНГ – его можно рассматривать просто как расширение рынка российского. И этот рынок крупные игроки действительно поделят между собой – об этом говорит вся нынешняя логика развития электронной коммерции - как в нашей стране, так и в мире.

Рубрика:
{}
Теги: